Файл: Особенности управления муниципальным образованием (на примере муниципального образования «Вельское» Вельского муниципального района).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1.1 Общая характеристика и особенности муниципального образования

1.2 Виды муниципальных образований

1.3 Система управления муниципальным образованием

2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ «ВЕЛЬСКОЕ» ВЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

2.1 Характеристика муниципального образования «Вельское» Вельского муниципального района

2.2 Анализ системы управления муниципальным образованием «Вельское» Вельского муниципального района

3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МО «ВЕЛЬСКОЕ»

3.1 Проблемы, препятствующие повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления МО «Вельское»

3.2 Приоритеты работы органов местного самоуправления МО «Вельское»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

В настоящее время органы управления муниципальными образованиями в большей степени озабочены увеличением безвозмездных перечислениях из вышестоящих бюджетов, необходимостью провести финансирование расходов, не обеспеченных доходной базой. Практически не ведется сравнительный анализ эффективности расходования бюджетных средств на основе сопоставимых индикаторов, мониторинга деятельности бюджетной сети по оказанию общественных услуг. Существующая нормативная база в недостаточной мере регулирует все этапы расходования денежных средств муниципальных бюджетов, нет системы стимулирующей и контролирующей работу органов муниципального управления. Информация для разработки и принятия управленческих решений по оптимизации расходов местных бюджетов также недостаточна.

Для обеспечения выполнения поставленных Президентом и Правительством задач необходимо ускоренное развитие в промышленности, социальной сфере. Все это приведет к росту денежных доходов населения, увеличению потребляемых им материальных и культурных благ и, в конечном итоге, к повышению уровня благосостояния населения.

Более эффективному развитию производства будет способствовать своевременная разработка согласованных в отраслевом и региональном разрезах планов социально-экономического развития отраслей народного хозяйства и региона в целом [11, с.48].

Реализация мероприятий по дальнейшему развитию рыночной инфраструктуры и предпринимательства позволит решить в регионах ряд социальных задач: создать новые рабочие места, повысить уровень занятости населения, доходы.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления МО «Вельское»:

- истощение лесосырьевой базы, как следствие получение низких доходов от продаж низкосортной древесины;

- низкая цена на балансовую древесину при высокой себестоимости заготовки древесины;

- изменение состава лесных ресурсов, ежегодное увеличение доли лиственных пород в общем объеме лесных насаждений;

- в сфере кадров - отток молодых кадров из деревни в город, низкий уровень образования работников сельского хозяйства;

- в сфере развития инфраструктуры сельских поселений - низкий уровень обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности; низкий уровень развития рынка жилья в сельской местности; непривлекательность сельской местности как среды обитания и рост миграционных настроений, в том числе среди сельской молодежи.


- недостаточный уровень качества и безопасности товаров, реализуемых в розничной торговой сети, в предприятиях общественного питания и при оказании услуг бытового обслуживания;

- недостаточная эффективность государственного регулирования в сфере торговли и бытового обслуживания;

- недостаточная популярность предпринимательской деятельности среди молодежи;

- низкая активность предпринимателей в мероприятиях района;

- отсутствие инициатив у предпринимателей, направленных на совершенствование взаимодействия малых предприятий с администрацией.

- слаборазвитая дорожная сеть, ее низкие технические характеристики не позволяют эффективно использовать ресурсный и экономический потенциал МО «Вельское»;

- большинство автобусных маршрутов являются заведомо убыточными, что связано, прежде всего, с уменьшением численности населения в сельских районах, невозможности оптимизировать автобусные маршруты, а также с нелегальными перевозчиками на легковых автомашинах;

- низкий уровень доходов населения, не позволяющий гражданам приобретать (строить) индивидуальные жилые дома;

- низкий уровень развития рынка жилья в сельской местности и доступности для сельского населения решения проблемы по улучшению жилищных условий;

- высокая стоимость жилищно-коммунальных услуг, не обеспеченная ростом доходов основной части населения;

- недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей общества, в т.ч. связанных с новым строительством;

- снижение налогового потенциала и значительный рост расходных обязательств муниципальных учреждений приводит к дефициту бюджетных средств.

- недостаточность финансирования на содержание и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, погашение имеющейся кредиторской задолженности;

- потребность обновления парка школьных автобусов;

- высокий процент обучающихся во 2-ю смену;

- нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях г. Вельска для детей от 0 до 3-х лет;

- ветхость зданий общеобразовательных организаций и организаций дошкольного образования;

- нехватка служебного жилья, в том числе для молодых педагогов.

- недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (все мероприятия по противопожарной безопасности сегодня проводятся на собственные средства учреждений);

- недостаток средств для мероприятий по адаптации учреждений культуры с целью доступности для инвалидов и маломобильных групп населения (не все учреждения культуры обеспечены пандусами для инвалидов, размеры входных групп не всегда соответствуют стандартам);


- недостаточно развитая материально-техническая база муниципальных учреждений культуры;

- недостаточное финансирование в сфере физической культуры и спорта для взрослого и детского спорта;

- интернет-зависимость у подростков и молодёжи.

- недостаточное бюджетное финансирование сферы туризма.

Итак, основное внимание системы управления муниципальным образованием должно быть обращено на решение наиболее важных задач, среди которых следует назвать:

  • выбор и обоснование целей и стратегии управления муниципальным образованием, обоснованием вариантов его наиболее эффективного развития;
  • прогнозирование внешних условий функционирования муниципального образования;
  • выявление причин неэффективной деятельности органов управления муниципальным образованием и поиск лучших путей их устранения;
  • внедрение методов стратегического планирования и управления, использование новых достижений в области управления;
  • подготовка кадров муниципального управления и разработка систем мотивации их эффективной деятельности.

3.2 Приоритеты работы органов местного самоуправления МО «Вельское»

Как известно, сложившаяся ситуация и общая культура управления вынуждает высшее звено управления муниципальным образованием заниматься решением, в основном, оперативных проблем, в ущерб стратегической ориентации. Это только усиливает и углубляет кризисные явления и их последствия для территории. Одной из главных сложностей внедрения стратегического планирования и управления территорией являются высокие требования к квалификации и личным качествам разработчиков стратегии. В связи с этим важным в настоящее время является разработка унифицированных моделей стратегического управления муниципальными образованиями [7, с.45].

Приоритеты работы органов местного самоуправления МО «Вельское» по решению вопросов местного значения.

Промышленность

- реализация инвестиционных проектов, направленных на глубокую переработку древесины;

- развитие производства топливных гранул, пеллет для безотходного производства древесины;

- расширение ассортимента, улучшение качества и повышение конкурентоспособности продукции перерабатывающих предприятий;


- ликвидация незаконной рубки леса;

- постоянный контроль за использованием лесов, проведение рейдов, в том числе совместных с сотрудниками полиции;

- привлечение крупных инвесторов на глубокую переработку древесины лиственных пород;

Сельское хозяйство

- повышение эффективности государственной поддержки товаропроизводителей, повышение темпов роста производства сельхозпродукции;

- развитие малых форм хозяйствования на селе - это крестьянско-фермерские хозяйства и индивидуальное предпринимательство в этой сфере, развитие личного подворья;

- повышение кадрового потенциала сельскохозяйственных товаропроизводителей, улучшение качества жизни сельского населения.

Малое предпринимательство

- создание новых производств, улучшение стартовых условий для начинающих предпринимателей;

- повышение уровня информационного обеспечения субъектов малого предпринимательства и стимулирование граждан к осуществлению предпринимательской деятельности;

Дороги и транспорт

- улучшение потребительских свойств дорог;

- реконструкция и капитальный ремонт мостов;

- обеспечение сельских населенных пунктов круглогодичной связью с сетью региональных автомобильных дорог общего пользования;

- обеспечение безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным автобусным маршрутам пригородного и междугороднего сообщения;

- ужесточение контроля за соблюдением требований к водителям нелегальных легковых такси;

Жилищно-коммунальное хозяйство

- повышение комфортности условий проживания, в том числе обеспечение доступности многоквартирных домов для инвалидов и других маломобильных групп населения;

- развитие управления имущественным комплексом коммунальной сферы на основе частно-муниципально-государственного партнерства, концессионных соглашений (вовлечение бизнеса);

- совершенствование конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда;

- модернизация и повышение энергоэффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства;

- переход на принцип использования наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации (строительстве) объектов коммунальной инфраструктуры и модернизации жилищного фонда.

Муниципальный финансы

- проведение эффективной налоговой политики, нацеленной на сохранение и развитие доходного потенциала бюджета в долгосрочной перспективе;

- ограничение уровня дефицита и муниципального долга МО «Вельское», темпов роста бюджетных расходов;


- повышение эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования;

- усиление финансового контроля за целевым и результативным использованием бюджетных средств.

Образование

- увеличение охвата детей программами дополнительного образования, в том числе через проведение кружков в общеобразовательных учреждениях;

- формирование современной информационно-технологической среды;

- реализация комплекса мер по сохранению и укреплению здоровья детей, вовлечение всех обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, пропаганду здорового образа жизни (в том числе работа спортивных клубов при каждом образовательном учреждении, обеспечение качественным и сбалансированным питанием);

- расширение разнообразия программ, проектов и творческих инициатив дополнительного образования детей в образовательных организациях;

- расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей-инвалидов и их семей;

- обеспечение безопасных и комфортных условий в образовательных учреждениях путем проведения капитальных и текущих ремонтов во всех учреждениях.

Культура

- обеспечения равного доступа жителей МО «Вельское» района к культурным ценностям, создания условий для дальнейшего развития их творческих способностей и участия в культурной жизни;

- развитие новых направлений и форм проведения культурных мероприятий;

- создание новых направлений клубной деятельности, добавив техническо-инновационные, рекреационные и экологические; увеличение количества участников клубной деятельности;

- библиотека - центр притяжения не только для читателей, но и музыкантов, художников, кинолюбов, эрудитов. Расширение спектра деятельности библиотек;

- возрождение, сохранение и развитие традиционных промыслов и ремесел, поддержка традиционного народного художественного творчества.

На основании проведенных исследований предлагается следующая модель стратегического планирования и управления:

Формулирование миссии системы управления муниципальным образованием, т.е. разработка ее предназначения и направлений деятельности. Это эквивалентно установлению первоначальных, самых общих ограничений на возможные альтернативы. Миссия - это то, чем должна стать система управления для населения муниципального образования и общества в целом в ближайшие 10-15 лет.

Определение стратегической концепции (доктрины). Установление направлений деятельности, ограничений на используемые подходы и методы («философия управления»), а так же устремлений органов управления муниципальными образованиями.