Файл: Особенности управления муниципальным образованием (на примере муниципального образования «Вельское» Вельского муниципального района).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Общая характеристика и особенности муниципального образования
1.2 Виды муниципальных образований
1.3 Система управления муниципальным образованием
2.1 Характеристика муниципального образования «Вельское» Вельского муниципального района
2.2 Анализ системы управления муниципальным образованием «Вельское» Вельского муниципального района
3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МО «ВЕЛЬСКОЕ»
3.2 Приоритеты работы органов местного самоуправления МО «Вельское»
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной работы является актуальной в связи с тем, что категория «муниципальное образование» является ключевой в изучении местного самоуправления. Оно содержит в себе все элементы местного самоуправления, являясь основой его функционирования. От того, насколько правильно будет организовано управление муниципальным образованием, зависит его развитие, а значит и развитие региона и страны в целом. Совершенствование механизма регулирования социально-экономического развития муниципальных образований и эффективная оценка реального положения в муниципальных образованиях являются одним из ключевых факторов развития России.
Поэтому в данной работе будет рассмотрено не только понятие, основные признаки и виды муниципального образования, но и его место в системе местного самоуправления. Одно из ключевых понятий местного самоуправления – муниципальное образование. Именно управление муниципальным образованием является объектом исследования работы. Из этого можно выявить цель работы.
Цель данной работы – рассмотреть особенности управления муниципальным образованием на примере МО «Вельское» Вельского муниципального района и разработать предложения по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические аспекты управления муниципальным образованием.
- Дать характеристику муниципального образования «Вельское» Вельского муниципального района.
- Проанализировать особенности управления муниципального образования «Вельское» Вельского муниципального района.
- Выявить проблемы в управлении исследуемым муниципальным образованием.
- Разработать пути совершенствования системы управления МО «Вельское».
Объект исследования – муниципальное образование «Вельское» Вельского муниципального района.
Предмет исследования – система управления МО «Вельское» Вельского муниципального района.
В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, Архангельской области, муниципального образования «Мезенский район», муниципального образования «Вельское».
Теоретическую базу исследования составили статьи, учебники и учебные пособия ведущих отечественных ученых. Среди них можно выделить труды И.А. Василенко, И.В. Игольниковой, С.Ю. Наумова, И.А. Павлущенко, Л.Г. Соколовой и других.
При изучении особенностей муниципального управления использовались как общенаучные, так и специальные методы. Такие как: анализ и синтез, логический и сравнительный методы, метод формализации и прогнозирования.
1 ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Общая характеристика и особенности муниципального образования
Муниципальное образование – населённая территория, в границах которой местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.
Муниципальное образование обретает статус органа местного самоуправления, если управляет муниципальной собственностью, утверждает и исполняет местный бюджет, обладает правом установления местных налогов и сборов или учреждения муниципальных предприятий, а также имеет выборные органы представительной и исполнительной власти. Эти признаки следует квалифицировать как юридические признаки муниципальных образований. Однако тот факт, что в России далеко не все территориальные поселения спешат обрести статус муниципальных образований, свидетельствует о том, что наряду с юридическими признаками муниципальных образований особое значение имеют признаки социально-экономические, определяющие мотивацию территориальных поселений на получение правовой автономии. Перечислим эти признаки [5, с.113].
1. Экономическая самодостаточность территории, заключающаяся в наличии на ней необходимого количества хозяйствующих субъектов, получающих устойчивую прибыль и заинтересованных в развитии территории, перечисляя последней часть своих доходов.
2. Особое место территории в системе общественного разделения труда, подчёркивающее её влияние на жизнедеятельность других территорий и привлекательность для сторонних инвесторов.
3. Значительная доля активного населения, способного самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, изыскивать для этого материальные и организационные ресурсы.
4. Заинтересованность региональной власти в существовании на территории субъекта федерации экономически устойчивых и активных территориальных поселений, действующих в режиме хозяйственного расчёта и пользующихся поддержкой со стороны проживающего в них населения.
По данным Росстата, на 1 января 2019 года всего в России насчитывалось 21501 муниципальных образований. Среди них [10]:
- 1731 муниципальных районов;
- 611 городских округов;
- 267 внутригородских территорий города федерального значения;
- 1490 городских поселений;
- 17380 сельское поселение.
Закон об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает следующие гарантии местного самоуправления:
- Запрет на ограничение прав местного самоуправления.
- Обязательность решений органов местного самоуправления и их должностных лиц.
- Право обращений органов местного самоуправления и их должностных лиц в органы государственной власти.
- Право на судебную защиту.
Принятые путём прямого волеизъявления граждан управленческие решения, а также решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенций, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их форм собственности, органами местного самоуправления и гражданами.
Основные сферы жизни муниципального образования – производственно-экономическая, социально-психологическая и духовно-идеологическая. Соответственно им различают четыре вида управления [13, с.88]:
- управление производством;
- экономическое управление;
- социально-политическое управление;
- управление духовной сферой жизни территории.
Для осуществления деятельности муниципального образования необходимо правовое регулирование как субъекта власти, так и субъекта хозяйствования. Следовательно, муниципальное образование выступает как субъект права. Основным нормативно-правовым актом является устав муниципального образования, в котором отражается его территориальная организация, состав и границы. Он принимается представительным органом муниципального образования или населением на местном референдуме.
Уставом муниципального образования закрепляется статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. При этом срок полномочий депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Кроме того, устав определяет основание и порядок прекращения их полномочий; организационную структуру местного самоуправления, условия и порядок организации муниципальной службы; выборные и иные органы местного самоуправления, являющиеся юридическими лицами. Закрепляются формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения через такие формы, как местные референдумы, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан и обращения граждан в органы местного самоуправления; устанавливаются основания и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления и предусматриваются возможности отзыва депутатов. Устав муниципального образования может содержать и другие положения об организации деятельности местной власти.
При правовом регулировании всех сфер деятельности в муниципальном образовании необходимо уделять внимание правам и обязанностям, свободам и их ограничению, организационным формам установления и регулирования муниципальных образований как субъектов права.
В соответствии с федеральным законодательством определяется порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления или изменения их границ и наименований.
На основании Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования могут создавать ассоциации или союзы для эффективного функционирования местного самоуправления и решения проблем местного характера [1].
Эффективность функционирования системы муниципального управления муниципальным образованием и исполнение функций и обязанностей, возложенных на органы управления функций и обязанностей, возложенных на органы управления зависит от правового регулирования.
В настоящее время правовое регулирование деятельности муниципального образования осуществляется на основе принципа сочетания централизации и децентрализации, т.е. на предоставлении самостоятельности органам власти муниципального образования с одновременным возложением на них определённых обязанностей.
Порядок создания муниципальных образований, установление их границ и другие процедуры определяются законом субъектов РФ. В этих законах определяется также соотношение понятий «территория административно-территориального образования» и «территория муниципального образования». При этом возможно их полное или частичное совпадение либо несовпадение.
Таким образом, из законодательного определения отличительными признаками муниципального образования являются:
- населенная территория;
- осуществление на ней местного самоуправления;
- обособленная муниципальная собственность;
- местный бюджет;
- выборные органы местного самоуправления.
Характер структуризации любой социально-экономической системы зависит от цели исследования и может осуществляться с разной степенью детализации:
- предметная структуризация муниципального образования, отражает основные материально-вещественные компоненты системы, их пропорции и внутрисистемные связи;
- территориальная структуризация муниципального образования на жилые, промышленные и иные зоны, микрорайоны, кварталы и т.д. позволяет осуществлять рациональную планировку и застройку территорий;
- функциональная структуризация по функциям или целям позволяет построить «дерево целей» системы управления муниципального образования.
Базовыми подсистемами муниципального образования являются территория, население и экономика. Благодаря внутреннему единству этих подсистем муниципальное образование воспроизводит себя в качестве социально-экономической системы, нацеленной на удовлетворение потребностей, формирующих это единство людей.
Особенностью муниципальных образований как социально-экономических систем является их принадлежность к категории целеполагающих, характерной чертой которых является непрерывная генерация целей и обеспечение их ресурсами.
В структуре муниципального образования, имеющего статус городского округа, можно выделить следующие главные подсистемы (см. рис. 1.1).
Рисунок 1.1 – Схема основных связей в системе МО [10, с.54]
Обозначение стрелок: 1. Трудовые ресурсы; 2. Продукция и услуги инженерной сферы; 3. Услуги социальной сферы; 4. Продукция и услуги предприятий (реализуемых вне города); 5. Продукция и услуги предприятий (реализуемых внутри города); 6. Продукция и услуги со стороны
Доходная, инженерная и социальная сферы в совокупности образуют экономический базис города.
Доходная сфера – это промышленный и имущественный комплекс (формирует доходы большинства населения трудоспособного возраста, через заработную плату и доходы местного бюджета, через подоходный налог и доходы от имущества). Промышленный комплекс включает: крупные, средние и малые предприятия различных отраслей промышленности, кроме предприятий и организаций, входящих в инженерную и социальную сферы. Имущественный комплекс включает: имущество, позволяющее вести хозяйственную деятельность, производить товары и оказывать услуги и имущество, обеспечивающее выполнение управленческих и иных нехозяйственных функций местного самоуправления.
Инженерная сфера или градообслуживающая сфера – это комплекс различных подотраслей, тесно связанных между собой и объединенных общей целью удовлетворения потребностей населения в ее услугах.
В состав инженерной сферы могут входить: жилищно-коммунальный комплекс (ЖКХ); строительный комплекс (жилищное и гражданское строительство, строительная индустрия местного значения); комплекс потребительского рынка (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения); комплекс служб, обеспечивающих общественную безопасность на территории муниципального образования, в том числе экологическую; системы управления, связи, информации, и другие организации, обслуживающие городские нужды.