Файл: Особенности управления региональным рынком труда (Теоретические аспекты управления рынком труда).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты управления рынком труда
1.1 Понятие и функции рынка труда
1.2 Управление региональным рынком труда
2. Анализ управления рынка труда в Оренбургской области
2.1 Анализ рынка труда в оренбургской области в 2014-2015 годах
2.2 Анализ исполнения программ политики занятости в Оренбургской области
2.3 Направления регулирования рынка труда в Оренбургской области
(тыс. чел.)
№ п/п |
Наименование показателя |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Справочно: |
|
2016 год |
2015 год |
|||||
I. |
Численность трудовых ресурсов (сумма строк 1-3), в том числе |
1181,6 |
1163,7 |
1145,8 |
1200,0 |
1218,5 |
1. |
трудоспособное население в трудоспособном возрасте |
1055,7 |
1038,0 |
1020,3 |
1073,9 |
1088,9 |
2. |
иностранные трудовые мигранты |
31,0 |
30,0 |
29,0 |
32,0 |
36,3 |
3. |
работающие граждане, находящиеся за пределами трудоспособного возраста (сумма строк 3.1.-3.2.) |
94,9 |
95,7 |
96,5 |
94,1 |
93,3 |
3.1. |
пенсионеры старше трудоспособного возраста |
90,5 |
91,3 |
92,1 |
89,7 |
88,9 |
3.2. |
подростки моложе трудоспособного возраста |
4,4 |
4,4 |
4,4 |
4,4 |
4,4 |
II. |
Распределение трудовых ресурсов |
|||||
4. |
Численность занятых в экономике (без военнослужащих) |
1021,0 |
1022,0 |
1023,0 |
1020,0 |
1022,3 |
5. |
Численность населения, не занятого в экономике (сумма строк 5.1.-5.3.) |
160,6 |
141,7 |
122,8 |
180,0 |
196,2 |
5.1. |
численность учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от работы |
76,0 |
76,0 |
76,0 |
76,0 |
76,0 |
5.2. |
численность безработных, зарегистрированных в службе занятости |
15,9 |
15,9 |
15,9 |
16,2 |
14,5 |
5.3. |
численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике |
68,7 |
49,8 |
30,9 |
87,8 |
105,7 |
III. |
Распределение занятых в экономике по разделам ОКВЭД: |
|||||
6. |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
188,4 |
188,0 |
187,6 |
189,0 |
191,6 |
7. |
рыболовство, рыбоводство |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
8. |
добыча полезных ископаемых |
48,8 |
49,2 |
49,6 |
48,0 |
46,3 |
9. |
обрабатывающие производства |
122,7 |
122,9 |
123,1 |
122,6 |
122,5 |
10. |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
30,3 |
30,3 |
30,3 |
30,3 |
30,3 |
11. |
строительство |
69,7 |
69,7 |
69,7 |
69,7 |
70,1 |
12. |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования |
156,5 |
156,9 |
157,3 |
156,4 |
156,5 |
13. |
гостиницы и рестораны |
13,7 |
13,7 |
13,7 |
13,5 |
13,5 |
14. |
транспорт и связь |
82,5 |
82,7 |
82,9 |
82,4 |
82,4 |
15. |
финансовая деятельность |
10,7 |
10,7 |
10,7 |
10,7 |
10,9 |
16. |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
60,6 |
60,7 |
60,8 |
60,4 |
61,4 |
17. |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
49,5 |
49,5 |
49,5 |
49,5 |
48,5 |
18. |
образование |
84,7 |
84,7 |
84,7 |
84,7 |
84,8 |
19. |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
73,2 |
73,2 |
73,2 |
73,2 |
73,9 |
20. |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
27,8 |
27,9 |
28,0 |
27,7 |
27,7 |
21. |
прочие виды экономической деятельности |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
Профессиональное обучение (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации и стажировка) безработных граждан является важнейшим фактором активной политики занятости населения и направлено на развитие трудовых ресурсов, обеспечение продуктивной, свободно избранной занятости граждан, усиление их социальной защищенности посредством повышения роста профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.[4]
Организация профессионального обучения безработных граждан осуществляется министерством труда и занятости населения Оренбургской области и государственными бюджетными учреждениями центрами занятости населения городов и районов Оренбургской области (далее - органы труда и занятости населения).
Профессиональное обучение безработных граждан проводится по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, и повышает возможности безработных граждан в поиске оплачиваемой работы (доходного занятия).
В 2015 году работа по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на предприятиях области проводилась в соответствии с подпрограммой «Улучшение условий и охраны труда в Оренбургской области в 2014-2020 годах» и муниципальными программами.
В целях повышения эффективности работы по улучшению условий и охраны труда в организациях министерством труда и занятости населения в муниципальных образованиях ежеквартально проводятся «Недели охраны труда и социального партнерства».
В 2015 году такие мероприятия прошли в Ташлинском, Адамовском, Илекском и Саракташском районах. Изучено положение дел в сфере охраны труда и трудовых отношений на 60 предприятиях производственной и социальной сферы с численностью работающих более 7,5 тыс. чел.
Выявленные недостатки в области охраны труда обсуждались за «круглым столом» совместно с представителями администрации территорий, органов надзора и контроля, руководителями и специалистами по охране труда предприятий и другими заинтересованными лицами. В рамках мероприятий демонстрировался видеоматериал по производственному травматизму, организован показ современных спецодежды, спецобуви и других СИЗ.
Для решения вопросов безопасности и охраны труда, повышения уровня знаний специалистов и распространения передового опыта большое значение имеют постоянно действующие семинары–совещания по охране труда, которые ежеквартально проводятся центрами занятости населения во всех муниципальных образованиях области. За 2015 год проведено 182 семинара-совещания, в них приняли участие более 7 тыс. чел. На 25 предприятиях организованы «Дни охраны труда и социального партнерства», 38 выставок спецодежды, спецобуви и других СИЗ, участниками которых стали почти 5 тыс. руководителей и специалистов организаций.
3. Совершенствование управления региональным рынком труда
Регулирование рынка рабочей силы в Оренбургской области должно строиться с учетом того, что:
- во-первых, сегодня субъект РФ и Россия в целом, проходят этап накопления капитала с характерной для него структурой рынка труда - значительное преобладание в востребованности низкоквалифицированного дешевого труда над высококвалифицированным;
- во-вторых, то, какая модель общества (информационного) будет выбрана в качестве ориентира развития, задаст присущую данной модели структуру рынка труда.
Выделяют следующие стратегии государственного регулирования рынка труда:
1) внегосударственное обеспечение избыточной рабочей силы;
2) государственная компенсация последствий безработицы;
3) создание дополнительных рабочих мест;
4) системное управление процессами в сфере занятости на рынке труда
Реализация основных направления по формированию, распределению и эффективному использованию трудовых ресурсов Оренбургской области возможна при тесном взаимодействии органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, объединений работодателей, организаций и учебных заведений профессионального образования, направленном на формирование, рациональное распределение и эффективное использование трудовых ресурсов в Оренбуржье.
Системное управление на региональном уровне процессами, происходящими в сфере занятости и на рынке труда, предполагает согласование федеральных и региональных приоритетов.
В этой связи при определении стратегии регулирования регионального рынка труда, на наш взгляд, целесообразно выделить региональные системообразующие центры подготовки квалифицированной рабочей силы и ее потенциальных потребителей. Определив их состав и структуру, выявив динамику и сделав определенные прогнозы их состояния на ближайшую перспективу, в дальнейшем, возможно, будет оказывать воздействие на поведение агентов на рынке труда, сглаживая дисбаланс между качеством и количеством подготавливаемой квалифицированной рабочей силы и ее востребованностью в различных сферах жизнедеятельности регионального сообщества.
Проблема в том, что рынок труда разбалансирован, налицо несоответствие спроса и предложения. Как это ни парадоксально, но в определенной степени дестабилизатором ситуации является рынок образовательных услуг. Сегодня молодому человеку предлагается масса профессий, однако отсутствуют ориентиры, позволяющие оценить будущую его востребованность по полученной специальности. Очевидна необходимость прогнозирования квалификационно-профессиональной структуры рабочей силы как в целом по стране, так и по регионам. Безусловно, вопрос этот чрезвычайно сложный. Недавний опрос руководителей крупных и средних предприятий, проведенный Департаментом совместно с администрацией области, фактически ничего не выявил. И это объяснимо: экономическая ситуация так неопределенна, что ни один работодатель не смог ответить, сколько инженеров одного профиля, а сколько - другого потребуется через 4-5 лет.
Качество рабочей силы и, соответственно, качество рынка труда, обнаруживая некоторые общемировые и общегосударственные тенденции, во многом характеризуются именно региональной спецификой, и не только определяются социально-экономической ситуацией в регионе, но и определяют в нем динамику социальных процессов. Поэтому органам государственной власти на региональном уровне необходимо более, активно инициировать эмпирические и теоретические исследования региональных рынков труда, результаты которых могут служить основой управления социальными процессами в регионе.
Следует отметить, что рынок труда как часть рынка, также как и институт рынка в целом, взаимодействуя с другими социальными институтами, обеспечивают и, в некоторой степени, определяют воспроизводство общества и, следовательно, воспроизводство социальности определенного типа. Поэтому складывающийся региональный рынок труда необходимо анализировать, исходя как из существующего, так и из предполагаемого типа социальности будущего общества.
Россия в настоящее время проходит период накопления капитала. На данном этапе объективно требуется низко квалифицированная рабочая сила, что подтверждают эмпирические данные как по российскому, так и по региональному рынкам труда. Доля вакансий по рабочим специальностям по Оренбургской области устойчиво растет. Потребность в высококвалифицированной рабочей силе объективно возникает только на следующем после накопления капитала этапе.
Кризис не только привел к массовым увольнениям и безработице, но и породил спрос на ряд профессий, ранее не слишком популярных: коллектор, инновационный менеджер, специалист по сокращению персонала, специалистам по безопасности, антикризисный управляющий, специалист в области финансового мониторинга и кредитных рисков и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемы совершенствования отношений на рынке труда для достижения роста его эффективности являются наиболее актуальными в связи со сложной демографической и экономической ситуацией и недостаточным использованием человеческого потенциала в российской экономике.
Для решения этих проблем российскому государству и хозяйствующим субъектам нужно обратить более пристальное внимание на совершенствование отношений на рынке труда, ибо этот резерв роста его эффективности остается мало задействованным в современной экономике. Также важным подходом является требование максимальной концентрации средств, направляя их на совершенствование и развитие человеческого капитала.
В 2015 году в органы труда и занятости населения за содействием в поиске подходящей работы обратилось 62,4 тыс. человек - на 7,2% больше чем в 2014-м. Официальный статус безработного получили 32,5 тыс. оренбуржцев. В 31-й территории уровень безработицы выше среднеобластного показателя. Самый высокий отмечен в Шарлыкском районе (4%), самый низкий - в Саракташском (0,6%). В рамках государственной программы «Содействие занятости населения Оренбургской области в 2014-2020 годах» трудоустроено около 31,4 тыс. человек (на 6,1% больше, чем в 2014-м).
Отдельное направление - помощь выпускникам учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, которые впервые ищут работу. В минувшем году этот показатель выполнен на 100%, трудоустроено 393 молодых специалиста. Реализованы мероприятия по обеспечению занятости подростков.
Оказано содействие в трудоустройстве безработным гражданам и членам их семей при переезде или переселении в другую местность. В Оренбуржье создаются классы различной профессиональной направленности, где жители могут освоить дополнительные специальности.
Положительные результаты дала работа по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на предприятиях, предупреждению и профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний.
Под особым контролем центров занятости населения - получение пособий по безработице обманным путем. В минувшем году выявлено 468 таких случаев, объем незаконно полученного пособия составил 992,6 тыс. рублей.
Таким образом, основными задачами по развитию трудовых ресурсов и эффективности их использования в Оренбургской области являются:
1) стимулирование расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, снижение миграционного оттока населения в другие регионы;
2) повышение качества профессионального образования, приведение подготовки кадров в соответствие с потребностью экономики области;
3) повышение уровня занятости трудовых ресурсов в экономике.
В этой связи особую роль играет составление региональных программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование ситуации и выработка системы мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного развития. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ - соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости.