Файл: Психологические типы управленческих решений (Теоретические аспекты психологических типов в управлении).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ В УПРАВЛЕНИИ

1.1 Понятие и значение психологических типов управления

1.2 Характеристика психологических типов управления и способов их влияния

1.3 Способы психологических исследований

ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА «MFC FOODS»

2.1 Особенности деятельности «MFC Foods»

2.2 Общая характеристика психологических методов управления на «MFC Foods»

2.3 Социальное планирование, нормирование и регулирование на предприятии как эффективный психологический метод управления на «MFC Foods»

2.4 Использование психологических методов управления в работе старшего менеджера на «MFC Foods» и способы управления (психология поведения работников)

2.5 Психологическое содержание функциональных обязанностей старшего менеджера «MFC Foods»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Любая деятельность, в том числе управленческая, должна быть направлена на получение конкретных результатов. Основными задачами управленцев всех уровней является разработка действенных способов и приемов воздействия на работников, выбор оптимальных управленческих рычагов и создания механизмов внедрения их в жизнь. Результатом выполнения каких-либо конкретных функций менеджмента, осуществляемых на основе общих функций, являются полученные методы менеджмента.

Методы менеджмента - способы и приемы воздействия управляющей системы на управляемую систему на разных уровнях и звеньях управления. На практике методы менеджмента представляет собой совокупность способов и приемов воздействия на коллектив работников и отдельных исполнителей с целью выполнения миссии организации и достижения ее целей. Они направлены на объект управления (фирма, отдел, подразделение и т.д.), то есть на работников различных видов деятельности, их содержание проявляется через особенности приемов и способов воздействия, а главной целью является обеспечение гармонии, органического сочетания индивидуальных, коллективных и общественных интересов.

Важное место в системе управления занимают психологические методы управления. Их значение определяется существенной ролью социальных факторов в функционировании и развитии таких систем, как предприятие, отрасль, народное хозяйство в целом.

Осуществляя производство, продажа продукции и предоставления услуг потребителям, эти системы одновременно воспроизводят такие социальные элементы: отношение к труду, систему культурных благ, эстетические представления, нормы морали и этики, общественное мнение, правосознание. Кроме этого, в сфере производства и потребления человек реально осознает меру досягаемости социальных благ (условия труда, оплачиваемый отпуск, организованный отдых и т.п.) и степень социальных свобод (право критики, право организовать собственное дело, участие в решении коренных вопросов производства и распределения).

Поэтому социальный фактор - это один из мощных внутренних резервов производства, торговли, оказания услуг, поскольку социальные отношения вплетаются в процесс производства и реализации.

Сфера применения психологических методов очень широка. Она включает регулирование межгрупповых и внутригрупповых отношений, управления групповой динамикой, управление отдельными явлениями и сторонами коллективного жизни. В зависимости от задач управления формируются групповые роли, цели и основные групповые свойства: солидарность, сплоченность, интеграция, предприимчивость, групповой контроль, факторы организации и другие явления жизнедеятельности коллектива.


Объект исследования - компания «MFC Foods».

Предмет исследования - использование психологических типов управленческих решений на «MFC Foods».

Цель курсовой работы - определение особенностей деятельности предприятия, а также особенностей использования психологических методов и типов управления на «MFC Foods».

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть понятие и значение психологических типов управления;
  • Охарактеризовать психологические типы управления и способов их влияния;
  • Проанализировать способы психологических исследований;
  • Описать общую характеристику психологических методов управления на «MFC Foods»;
  • Рассмотреть социальное планирование, нормирование и регулирование на предприятии как эффективный психологический метод управления на «MFC Foods»;
  • Описать использование психологических методов управления в работе старшего менеджера на «MFC Foods» и способы управления (психология поведения работников);
  • Проанализировать психологическое содержание функциональных обязанностей старшего менеджера «MFC Foods».

Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ В УПРАВЛЕНИИ

1.1 Понятие и значение психологических типов управления

Психологические типы управления — совокупность специфических способов воздействия на личные отношения и связи между работниками, а также на социальные процессы в нем.

Они возникают как совокупность специфических способов воздействия на межличностные отношения и связи, социальные процессы, возникающие в трудовых коллективах. Основываясь на моральных стимулах к труду, действуют на человека с помощью психологических приемов (собственный пример, авторитет) с целью превращения административного задания на внутренне осознанную потребность человека.

Главная цель применения психологических методов - формирование в коллективе положительного морально-психологического климата, который активизирует инициативность каждого работника, творческую целеустремленность, самодисциплину. Японские социологи утверждают, что в зависимости от настроения, желания человека работать и от морально-психологического климата в коллективе производительность труда может расти или снижаться в 1,5 раза.


Используют психологические методы с целью повышения производственной активности работников, создания соответствующих психологических условий их деятельности. Прежде всего такие методы ориентированы на соблюдение принципа психофизиологической совместимости в коллективе, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства взаимопомощи и коллективизма. Основываясь на общественно значимых морально-этических ценностях, они активно используют индивидуальную и групповую сознание, психологические особенности различных типов индивидов, сообществ, которые являются предпосылкой выбора конкретных приемов воздействия [7, с. 45].

Применение психологических методов, возможно при условии гибкости менеджеров, понимание ими внутреннего мира человека и особенностей его психологии. Это способствует применению эффективных форм активизации коллектива.

К психологическим методам относятся:

  1. социальные планы - предусматривают создание условий труда, обеспечение отдыха, организацию быта, медицинского обслуживания, охраны труда и т. д.;
  2. моральные стимулы - влияют через награждение орденами, медалями, грамотами, присвоение званий и тому подобное;
  3. методы формирования коллективов и психологического климата в них - обеспечивают влияние на принципах отбора членов коллективов по особенностям характеров, стажем работы, расположение их на соответствующих рабочих местах и т. д. [7, с. 46].

Для эффективного применения психологических методов управления необходимо владеть информацией о межличностных и групповых отношения в трудовых коллективах, способности и черты характера каждого работника, психологическую совместимость членов коллектива, их симпатии и антипатии, влияние стиля руководства на морально-психологический климат в трудовых коллективах и тому подобное. Учет всех психологических и индивидуальных особенностей работников способствует развитию социальных ресурсов организации, ее возможностей, необходимых для эффективного выполнения текущих задач и достижения ее целей.

Отношения и интересы людей определяют особенности их социальной деятельности. Целенаправленное воздействие на общественные отношения и прежде всего на отношения по поводу вещей и средств производства, согласовывают различные интересы, организуют социальные действия, достижения намеченных целей, обеспечивает социальное управления.

Благодаря социальному управлению удается достичь устойчивости, стабильности, поддерживать основные параметры, качественную специфику, целенаправленное развитие социального объекта. В этом смысле объектами социального управления являются социальные процессы и явления, обусловленные деятельностью и развитием трудового коллектива, становлением личности, а субъектами социального управления - организационно оформленные сообщества людей и сформированные ими органы управления, руководящий состав, персоналии, наделенные управленческими функциями. Субъект и объект управления, их отдельные компоненты вступают в отношения по организации всех аспектов социальной жизнедеятельности, образуя систему социального управления.


Наиболее характерным признаком системы социального управления является человек как ее субъект и объект, первичный элемент. Сущностная черта социального управления — управление людьми через людей. В то же время социальное управление - главный инструмент социальной политики, реализации ее целей. Его субъектно-объектной содержанием является сознательное воздействие на различные общности людей для координации, согласования, организации их жизнедеятельности, оптимизации решения производственно-экономических и социальных задач. Реализуется это влияние благодаря применению социальных методов управления.

Социальные методы менеджмента - система средств и рычагов влияния на психологический климат в коллективе, на трудовую и социальную активность работников.

Они основываются на учете особенностей взаимодействия людей, форм общения, культурных норм и ценностей. С их помощью осуществляется управление отношениями в коллективах и между коллективами. Обеспечивают формирование и развитие трудовых коллективов путем управления сознанием и поведением людей через потребности, интересы, мотивы, идеалы, цели, наклоны и тому подобное.

В зависимости от специфики управленческих целей выделяют следующие методы:

  1. повышение производственной активности (начало и новаторство, обмен опытом, соревнования, моральное поощрение, обсуждения, ценностные ориентиры, критику, определение проблем и перспективных целей);
  2. исторического наследования (производственные традиции, обряды, ритуалы - например, праздник труда, посвящение в рабочие, торжественные собрания и вечера, они выполняют роль методов управления, если их поддерживают);
  3. управление ролевым поведением. Профессиональная роль характеризуется содержанием, правами и ответственностью, социальным статусом, престижем). Роль всегда выступает фактором, определяющим деятельность человека. Эта особенность роли используется с целью совершенствования производственных отношений, которое достигается изменением характеристик выполняемой роли. Например, угроза снижения социального статуса человека за увольнения с должности заставляет ее более ответственно относиться к своим обязанностям;
  4. совершенствование коммуникаций (формирование неформальных отношений в группе, которые способствуют раскрепощению личности, большему доверию между членами коллектива);
  5. социального регулирования (заключение соглашений, взаимные обязательства, использование различных систем отбора, компромисса и объединения интересов);
  6. пропаганды и агитации (распространение и разъяснение политики в области экономики, общественной жизни, формирования убеждений и идеалов);
  7. собственного примера (менеджер должен быть образцом в работе, поведении, отношении к подчиненным);
  8. организующих условий (формирование определенной организационной культуры).

Кроме того, в теории менеджмента существуют и другие виды социальных методов [11, с. 36]:

Нормирование и ориентация определяет и закрепляет отношения в трудовых коллективах, между ними и отдельными работниками, обеспечивая их благоприятными условиями для достижения поставленных целей.

Социальные нормы отражают, с одной стороны, требования, коллектив (общество) предъявляет своим членам (общественные, коллективные, индивидуальные) при этом должно обеспечиваться их максимальная согласованность относительно требований и интересов.

Можно выделить три подгруппы норм:

  1. правовые (Закон о предприятии, правила внутреннего распорядка);
  2. нравственные - они поддерживаются авторитетом общественного, общественного мнения и обязанности, собственных убеждений, отношением к труду;
  3. общественные (юридические) нормы - они формируются обществом (общественными организациями). Это устав общественных организаций, положение об арендном коллективе, положение о бригаде.

Социальное нормирование влияет на поведение людей и коллективы (группы) тремя основными способами: разрешением, предписанием и запретом.

Воспитание как способ социального воздействия является основным в деятельности общественных организаций. Это влияние проявляется в формировании активной личности.

Социальное регулирование используется для упорядочения социальных отношений, взаимодействия их с другими видами отношений путем выявления, учета и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и личностей.

К этим методам относят разработку и реализацию уставов общественных организаций, договоров о творческом сотрудничестве, установление порядка распределения благ, очередности их получения.

Активизация и новаторство. Они ориентированы на выявление, развитие и поддержание в коллективе прогрессивных социальных норм, интересов, потребностей. Среди них наибольшее распространение получили обмен опытом, гласность, социальная справедливость и др.

Социальная активность оказывает влияние не только на хозяйственную (коммерческую) деятельность, но и на общественно-политическую, организационную правленческих, образовательную, культурно-эстетическую, этическую, религиозную, политическую, семейную, спортивную деятельность.

Моральное стимулирование используется для поощрения трудовой и социальной активности коллективов, групп, отдельных работников. В хозяйственной (коммерческой) деятельности стимулирования - это не только метод воздействия, но и важнейший элемент механизма управления.