Файл: Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в России (Общая характеристика правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время получил развитие институт режима пребывания иностранных граждан период проведения спортивно-массовых мероприятий (олимпиад, универсиад, чемпионатов). Вопросы въезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства регулируются индивидуально, исходя из уровня и масштабов спортивно-массового мероприятия, посредством принятия специальных нормативных правовых актов, например, указом Президента РФ от 16.12. 2015 г. №626 «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с проведением международных спортивных, культурных, научных и деловых массовых мероприятий»[22]. В настоящее время Перечень культурных, научных и деловых мероприятий и сроки пребывания в РФ их участников будет утверждаться Правительством РФ. В период проведения международных общественно – политических мероприятий, устанавливаются специальные правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства[23].

Итак, на сегодняшний день в России среди мигрантов наблюдается такая тенденция въезда и выезда на территорию РФ:

  1. Иностранный гражданин осуществляет въезд в Россию и встает на миграционный учет на 3 месяца.
  2. За это время иностранный гражданин даже не пытается оформить разрешительные документы, которые позволят и дальше легально находится на территории РФ.
  3. По истечению 3 месяцев иностранный гражданин делает выезд и въезд в Россию сразу же, то есть уезжает за пределы России, делает новую миграционную карту и сразу возвращается в страну.
  4. Производит пересечение границы России туда-обратно несколько раз подряд, в зависимости от нужной длительности пребывания в стране. 

При этом, как правило, иностранные граждане уверены, что порядок въезда выезда в Россию соблюден, поскольку, покинув территорию РФ и оформив новую миграционную карту, они проживают в России законно, так как на границе ничего не сказали и спокойной пропустили иностранца на въезд в РФ.

Однако все совсем не так - правила пересечения государственной границы РФ иностранным гражданином не соблюдены, поскольку иностранец нарушает Закон №115 ФЗ, статью 5, которая регулирует права и обязанности иностранцев, пребывающих на территории РФ, и регламентирует въезд и выезд иностранных граждан в РФ.

В этом законе четко прописано: иностранный гражданин, который приехал в Россию и через три месяца ее покинул, должен находиться за пределами страны не менее 3 месяцев.


И только после этого мигрант может снова приехать в РФ и обновить миграционную карту.

В противном случае, если промежуток между выездом и новым въездом меньше 3-х месяцев – мигрант нарушает порядок въезда и выезда на территорию РФ и пребывает в России нелегально.

Дни незаконного пребывания в РФ начинают отсчитываться с момента повторного въезда в РФ после проживания за границей менее чем 90 дней.
Когда иностранец нарушает этот закон и правила въезда и выезда в Россию, он весьма рискует, поскольку, когда нарушение обнаружиться, иностранному гражданину грозит запрет на въезд и пребывание в России.

Итак, за нарушение правила въезда-выезда в РФ, иностранцу грозит запрет на въезд в Россию.

Период действия запрета зависит от того, сколько дней иностранец проживал в России нелегально.

  • проживание до 170 суток грозит запретом на въезд на 3 года;
  • проживание от 170 до 270 суток – запретят въезд на 5 лет;
  • проживание более 270 суток - запрещено въезжать в Россию следующие 10 лет (максимальный срок).

Для легального проживания на территории РФ необходимо помнить и четко соблюдать правило «90/180 дней». Для этого нужно:

  1. После пересечения границы России нужно встать на миграционный учет.
  2. Для длительного проживания на территории России нужно оформить трудовой патент, РВП или ВНЖ.
  3. Если не получается оформить эти документы – иностранному гражданину необходимо выехать из России и вернуться не раньше, чем через 3 месяца после выезда из России[24].

1.3. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства по законодательству Российской Федерации

Правила пребывания предполагают, определенную совокупность прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства и применяются в соответствии с режимом, установленным в интересах обеспечения общественной безопасности. Правовое положение этих лиц определяется целями и характером пребывания в российском государстве.

Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[25] иностранный гражданин может быть отнесен к одной из следующих категорий: временно пребывающий, временно проживающий, постоянно проживающий.


Итак, согласно федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»: временно пребывающий в РФ иностранный гражданин – лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в порядке, не требующим получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вид на жительство или разрешение на временное проживание. Данное право в порядке, не требующем получения визы, дает законное основание для пребывания в течение 90 суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток.

Непрерывный срок пребывания иностранного гражданина в РФ не может превышать 90 суток, после окончания срока он обязан выехать. Исключением признаются основания, предусмотренные данным законом, в ст.6, когда временное пребывание может быть продлено или сокращено в тех случаях, если изменились условия или перестали существовать условия, в связи с которыми ему был разрешен въезд на российскую территорию.

Другим основанием признается, если такой срок не продлен на основании рассматриваемого закона и иностранный гражданин обязан выехать по истечении срока действия визы. Предусмотрено изменение срока временного пребывания иностранных граждан, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, а также в целях иных задач.

Временно проживающим иностранным гражданином на территории РФ, является лицо, которому разрешается проживание на основании выдачи разрешения на временное проживание сроком на три года (ч.1 ст.6). Разрешение на временное проживание выдается в пределах квоты, ежегодно утверждаемой Правительством РФ.

Также предусмотрена выдача разрешения на временное проживание вне квот (ч.2 ст.6) например, для тех, кто родился на территории РСФСР, и состоял в прошлом в гражданстве СССР; поступил на военную службу (контрактную) и другим основаниям.

Иностранные граждане, прибывшие для осуществления трудовой деятельности, имеют право на ее осуществление только на основании полученного разрешения на привлечение и использование иностранных работников, выдаваемого работодателю и заказчику работ и услуг, а также разрешения на работу, выдаваемого территориальным органом Главного Управления по вопросам миграции МВД РФ.

В зависимости от категории иностранного гражданина различаются и особенности заключения, изменения и прекращения с ним трудового договора.


2. Проблемы правового регулирования статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и возможные пути их решения

2.1. Проблемные аспекты правового регулирования статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Возникающие в настоящее время внешне- и внутриполитические процессы, обусловленные проблематикой в экономической, социальной и демографической сферах, оказывают сильное воздействие на весь рынок российского труда. Рынок, в свою очередь, оказывает прямое воздействие на экономику, внутреннюю и внешнюю политику, демографическое и социальное развитие[26].

Экономические проблемы, которые вызваны присутствием огромного количества нелегальных мигрантов на территории России, очевидны. Нелегальные мигранты уклоняются от исполнения обязательств по уплате налогов и сборов, а также переводят большую часть заработной платы в страны, откуда они родом. На борьбу с нелегальной миграцией уходит огромное количество средств, а также масса сил[27].

Вместо того чтобы создавать благоприятные условия труда с высоким показателем уровня заработной платы для российских граждан, работодатели предпочитают использовать дешёвый рабочий труд мигрантов, что, соответственно, увеличивает уровень безработицы среди коренного населения, а также замедляет развитие производства.

Нелегальная миграция вызывает огромное количество социальных проблем. Так, например, отсутствие медицинского обслуживания, благоприятных жилищных условий создаёт угрозу возникновения многих заболеваний.

В основном в Российскую Федерацию едут для дальнейшего трудоустройства граждане стран Содружества Независимых Государств. Заработная плата позволяет мигрантам безбедно жить у себя на родине, а также содержать свои семьи.

Большая часть экономики таких азиатских стран, как Республика Таджикистан и Кыргызская Республика, зависит от притока средств из России.

Таким образом, разрешение проблем российского рынка труда нужно рассматривать как основу выхода страны из создавшегося сильного кризиса и дальнейших успехов в экономическом и социальном развитии.


Одной из самых главных проблем отечественного рынка труда является массовый приток нелегальных мигрантов, возникший в конце прошлого века и обострившийся в последнее время. Нелегальная иммиграция, расширяя скрытный рынок труда, сужает официальный рынок.

Причина этого явления заключается в отсутствии эффективной и чёткой государственной политики в области миграции, недостаточной репетиции взаимоотношений Российской Федерации с государствами нового зарубежья, а также в новизне миграционной проблемы для Российской Федерации, которая не имеет ранее соответствующего опыта её действенного разрешения. На сегодняшний день проблеме международной миграции уделяется недостаточно много внимания[28].

Только в 2015 году был введён запрет на въезд в Российскую Федерацию без заграничного паспорта для граждан Содружества Независимых Государств. При этом в некоторых странах Средней Азии не предусмотрен въезд на их территорию и выезд по заграничному паспорту.

Граждане таких государств пользуются удостоверением личности.

В 2013 году было запрещено находиться без разрешения на проживание дольше трёх месяцев за полугодие. Но по-прежнему с этими странами (кроме Туркменистана) отсутствует визовый режим. Поэтому объективно отследить путь каждого из пересекающих границу лиц нет возможности.

Частью правовой системы России являются международные договоры, а также общепризнанные принципы и нормы международного права. Российское трудовое законодательство исходит из применения национального режима, который заключается в том, что иностранные граждане пользуются правами наравне с гражданами России. На иностранных граждан также распространяются все общие нормы трудового законодательства России. Запрещается дискриминация иностранных граждан по признакам языка, расы, пола, национальности, вероисповедания и т. д.

Из ограничительных мер, которые были приняты в 2016–2017 годах, можно назвать повышение стоимости государственной пошлины при оформлении документов в Управлении по вопросам миграции МВД России и увеличение срока с трёх до десяти лет, в течение которого депортированным нелегальным мигрантам запрещено пересекать государственную границу России. Как на практике будут работать нововведения, покажет время.

Действующие ограничения, применяемые законодательством другой страны на трудовую деятельность, не признаются российским законодательством. Помимо этого иностранные граждане имеют права на получение социальных пособий, на отдых. К ним применяются нормы об охране труда, особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными положениями, работников в возрасте до восемнадцати лет.