Файл: Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в России (Общая характеристика правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования. Глобальные преобразования в политической и экономической сферах, произошедшие в Российской Федерации в конце XX в., сформировали условия для вхождения нашей страны на международный рынок труда. Особенность правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства заключается, прежде всего, в том, что оно регулируется как нормами международного права, так и национальным, прежде всего, государственно-правовым законодательством.

На данный момент миграционное право является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей права. Вместе с тем, в некоторых случаях правоприменителю для квалификации конкретных отношений приходится обращаться к общетеоретическим исследованиям.

В настоящее время иностранные трудящиеся работают почти во всех субъектах нашего государства. Наиболее привлекательными для работников-мигрантов являются регионы севера Западной Сибири, приграничные районы юга Дальнего Востока, Европейской части России, а также столичные регионы.

Целью исследования является анализ правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие иностранных граждан и лиц без гражданства и особенности их статуса в Российской Федерации;

- изучить порядок въезда и выезда иностранных граждан по законодательству Российской Федерации;

- рассмотреть права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства по законодательству Российской Федерации;

- выявить проблемные аспекты правового регулирования статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;

- определить направления совершенствования правового регулирования статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере регламентации правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Предмет исследования – нормы права, регулирующие правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Методология исследования. В качестве методов исследования использовались как общенаучные, так и специальные методы. Метод анализа был применен для рассмотрения нормативной и методической базы. Метод синтеза был использован при обобщении имеющейся информации и подведении итогов.


Структура исследования включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и библиографический список.

1. Общая характеристика правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

1.1. Понятие иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Изучение правового статуса иностранных граждан видится необходимым начать с рассмотрения общетеоретических положений, связанных с такой базовой категорией юридической науки, как «правовой статус личности». В дальнейшем это позволит выявить те характерные особенности, которые присущи правовому статусу именно этой категории лиц, а также составить наиболее полную его характеристику.

Прежде следует отметить, что рассматриваемая нами категория является одной из сложнейших в теоретическом правоведении, и, несмотря на то что вопросам правового статуса личности в специальной литературе уделяется значительное внимание, тем не менее, единства мнений относительно трактовки и содержания данного правового феномена все еще не достигнуто.

Так, например, сам термин «правовой статус личности» в теории права традиционно принято понимать в двух значениях – узком и широком. В узком смысле правовой статус определяется исключительно как система прав и обязанностей личности, которые закреплены и гарантированы ей по закону. В широком же смысле правовой статус означает юридически закрепленное положение личности в обществе и представляет собой категорию, которая раскрывает все стороны закрепленного в праве состояния личности, охватывает все её социально-юридические признаки и качества и включает в себя, помимо юридических прав и обязанностей, также ряд других элементов[1].

Под гражданином обычно понимается лицо, имеющее с государством пребывания устойчивую правовую связь, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (иначе – гражданство); под иностранным гражданином, соответственно, – лицо, не являющееся гражданином государства пребывания и имеющее гражданство иностранного государства. К апатридам же относят лиц, не имеющих доказательств наличия у них гражданства какого-либо государства.


При этом необходимо отметить, что в юридической литературе, как отечественной, так и зарубежной, для обозначения последних двух категорий лиц часто применяется обобщающий термин – «иностранец». Считается, что данные лица обладают однородным правовым статусом, поскольку многие нормы, применяемые в отношении иностранных граждан, распространяются и на лиц без гражданства[2]. Вместе с тем, иностранцы, в зависимости от особенностей правовой системы того или иного государства, могут также дифференцироваться на различные категории, правовой статус каждой из которой будет иметь свои отличительные черты (например: беженцы, лица с двойным гражданством, соотечественники за рубежом и некоторые иные).

Правовой статус иностранных граждан имеет свою специфику и характеризуется определенной степенью двойственности: находясь за пределами собственного государства, данные лица фактически подчиняются двум правопорядкам – государства пребывания и отечественному. При этом они, обладая определенным объемом прав, предоставленных им отечественным правопорядком, во время пребывания на территории другого государства, как правило, не вправе на этот объем правомочий ссылаться. Объем их правового статуса в государстве пребывания определяется обычно местным правопорядком и во многом зависит от предусмотренного местным законодательством правового режима.

Под правовым режимом в доктрине международного частного права принято понимать установленные нормами внутригосударственного права, условия и порядок приобретения иностранцами прав и обязанностей; принципы, на которых строится правосубъектность иностранных граждан и лиц без гражданства в стране пребывания[3].

Наиболее часто учеными выделяются следующие виды правовых режимов иностранцев: режим недискриминации, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, преференциальный и специальный режимы. В целях максимально полного изучения темы рассмотрим их более подробно.

Режим недискриминации. В силу режима недискриминации каждое государство вправе требовать от других государств создания для своих граждан в той или иной сфере правовых отношений таких же условий, какими пользуются граждане всех других государств (т.е. общих и одинаковых). Не допускается, по общему правилу, произвольное одностороннее ограничение основных прав и свобод иностранных граждан какого – либо конкретного государства в связи с принадлежностью данного государства к той или иной общественно-политической системе или по каким-либо иным (социальным, политическим, экономическим) признакам[4].


Особенностью рассматриваемого режима является еще и то, что он основывается на международном принципе равенства государств[5], в связи с чем, является обязательным для всего мирового сообщества и не нуждается в дополнительном договорном или законодательном закреплении. Его нарушение, в свою очередь, может выступать основанием для применения в отношении государства, допускающего действия дискриминационного характера, реторсий – ответных ограничительных мер. Такими мерами могут быть различные временные ограничения право – и дееспособности граждан соответствующего иностранного государства, как то: введение запрета на въезд в страну, ограничение права приобретения и пользования собственностью и т.д. При этом следует отметить, что основной целью ответных ограничений является не взаимное ущемление интересов иностранных лиц, а прекращение ущемления интересов собственных граждан на территории иностранного государства, именно поэтому реторсии всегда носят временный характер и не могут выступать в качестве мер превенции, в ином случае их применение также будет являться нарушением аналогичного порядка.

Национальный режим. Данный вид режима предполагает уравнивание иностранных граждан (лиц без гражданства) в той или иной области правовых отношений с гражданами государства пребывания. Осуществляется такое «уравнивание» обычно посредством того, что к правоотношениям с участием иностранцев, аналогичным тем, в которые вступают собственные граждане, применяются одни и те же правовые нормы, которые в свою очередь устанавливают для иностранцев одинаковые с гражданами права и обязанности, условия и порядок их приобретения и реализации.

На сегодняшний день национальный режим является наиболее часто встречающимся на практике и в большинстве государств выступает в качестве основного при определении правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства (особенно это касается сферы гражданско – правовых отношений). При этом в одних государствах рассматриваемый режим носит безусловный характер и предоставляется иностранцам независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве граждане данного государства. Так, например, безусловный национальный режим предусмотрен в законодательстве Испании – в соответствии со ст. 27 Гражданского кодекса Испании, иностранцы в Испании пользуются теми же гражданскими правами, что и испанцы, за исключением случаев, предусмотренных в конкретных статутах и договорах[6]. В других же – предоставление национального режима обусловливается соблюдением требований взаимности. Так, согласно ст. 11 Гражданского кодекса Франции, иностранцы пользуются во Франции такими же гражданскими правами, какие предоставляются или будут предоставлены французам международными договорами с государством, гражданином которого этот иностранец является[7].


Основополагающим национальный режим является и в Российской Федерации, о чем, в частности, свидетельствует его нормативное закрепление как на конституционном уровне (как общего принципа, относящегося ко всем сферам правовых отношений с участием иностранных лиц), так и на уровне отраслевого законодательства.

Так, ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации гласит: «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором»[8]. В свою очередь в Гражданском, Семейном и Трудовом кодексах РФ содержатся положения, подтверждающие применение данного режима при регулировании отношений в частноправовой сфере. При этом по общему правилу, закрепленный в российском законодательстве национальный режим носит безусловный характер, лишь в некоторых случаях, в качестве исключения, предъявляется требование о взаимности. Классическим примером в данном случае является институт интеллектуальной собственности: исключительные права изготовителя базы данных, права публикатора произведения, права на селекционные достижения и некоторые иные – предоставляются иностранным гражданам на территории Российской Федерации только на условиях взаимности.

Рассматривая данный режим, необходимо также отметить, что его предоставление вовсе не означает абсолютного (полного) уравнивания правого статуса иностранцев с правовым статусом граждан соответствующего государства. В законодательстве различных стран, как правило, наряду с национальным режимом закрепляются также определенные изъятия – исключения из общего правила о распространении национального режима (нередко их даже выделяют в качестве самостоятельного вида режима иностранцев и именуют «специальным режимом»[9]).

Данные изъятия в большинстве своем обычно касаются сферы публичного права, но могут также устанавливаться и в частноправовой сфере. Так, к изъятиям, носящим публично – правовой характер следует отнести, прежде всего, ограничения политических прав и свобод иностранцев. Ограничения такого рода содержатся в законодательстве многих государств. В частности, в соответствии ст. 23 Конституции Испании, правом участвовать в управлении делами государства непосредственно или через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти, состоять на государственной службе обладают только граждане Испании. Аналогичные положения содержится также в праве Российской Федерации (ст. 31 Конституции РФ), Франции, Германии и ряда других государств.