Файл: Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в России (Общая характеристика правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, в данную группу (к изъятиям публично – правового характера) относят также ограничения, связанные с передвижением и выбором места жительства, которые распространяются на иностранцев. Например, иностранные граждане и лица без гражданства не могут свободно находиться и передвигаться по территории закрытых административно – территориальных образований, закрытых военных городков и т. д.

Что же касается изъятий из национального режима, носящих частноправовой характер, то к ним можно, в частности, отнести ограничения прав иностранцев в сфере труда (в выборе рода занятий, профессии), а также некоторые ограничения в гражданско – правовой сфере (например, ограничение права на приобретение имущества определенного вида в собственность и т.д.).

Под режимом наибольшего благоприятствования, в свою очередь, понимается предоставление иностранцам в какой-либо области таких прав и (или) установление для них таких обязанностей, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся на территории данного государства в наиболее выгодном в правовом отношении положении[10].

Особенностью данного режима является то, что он всегда устанавливается в договорном порядке посредством введения в межгосударственные договоры и соглашения специальной оговорки (клаузулы), содержание которой сводится к положению об обязательстве одного государства предоставить другому государству режим наиболее благоприятствуемой нации. Данная клаузула может затрагивать различные сферы межгосударственных отношений: это могут быть как политические, так и экономические, социальные, культурные или иные взаимоотношения между государствами.

В практике Российской Федерации режим наибольшего благоприятствования, как правило, предоставляется в сфере международной торговли, транспорта, отправления правосудия и выполнения соответствующих иностранных судебных решений. Так, согласно ст. 4 Договора между Российской Федерацией и Республикой Польша о торговле и экономическом сотрудничестве, договаривающиеся стороны предоставляют друг - другу в области торговли товарами режим наибольшего благоприятствования[11]. Или же, например, в соответствии с положениями Соглашения между Правительством РФ и Правительством Королевства Швеции о торговых отношениях, стороны предоставляют друг - другу режим наибольшего благоприятствования во всех областях в отношении таможенных пошлин и сборов при импорте и экспорте товаров, налогов и других внутренних сборов[12]. Используется оговорка о режиме наиболее благоприятствуемой нации и в ряде международных договоров Российской Федерации, посвященных регулированию вопросов в сфере интеллектуальной собственности. Примером тому может служить, в частности, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), ст. 4 которого гласит: «в отношении охраны интеллектуальной собственности любые преимущество, льгота, привилегия или иммунитет, которые предоставлены членом гражданам любой другой страны, незамедлительно и, безусловно, должны быть предоставлены гражданам всех других государств – членов ВТО»[13], а также иные договоры и соглашения.


Преференциальный режим. Суть преференциального режима заключается в том, что иностранным гражданам определенного государства (группы государств) предоставляются привилегии и преимущества по сравнению с иностранными гражданами других государств[14].

Данный режим установлен, в частности, в государствах - членах Европейского Союза (далее – ЕС) в отношении иностранцев, обладающим общеевропейским гражданством. Так, например, по общему правилу, иностранные граждане, проживающие на территории Франции, лишены права избирать и быть избранными в органы публичной власти. При этом, иностранцы – граждане ЕС, проживающие на территории Франции, могут участвовать в выборах в качестве избирателя и выставлять свою кандидатуру на муниципальных и общеевропейских выборах на равных с французскими гражданами условиях[15].

Аналогичным образом регулируются отношения и в гражданско – правовой сфере ряда стран, входящих в ЕС. Например, в соответствии с Австрийским законодательством, права иностранцев на приобретение недвижимости в собственность значительно ограничены: необходимо постоянно проживать на территории Австрии в течение определенного времени, кроме того, требуется одобрение сделки местными органами власти и иностранные граждане рискуют получить отказ в получении разрешения, если они не смогут доказать экономический, общественный и социальный интерес приобретения недвижимости. Однако данные требования не распространяются на иностранцев – граждан ЕС, желающих приобрести недвижимое имущество в собственность[16].

Законодательством Российской Федерации на основании двусторонних договоров также предусматривается предоставление преференциального режима иностранным граждан ряда стран, проживающим на территории РФ. Так, в соответствии с договором, заключенным между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, граждане Туркменистана, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, обладают большим объемом прав, нежели иные иностранцы – предусмотренные Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ограничения, распространяются на них лишь частично. Подобные договоры заключены также с Киргизией, Арменией и Грузией (не вступил в силу).


Следует отметить, что государства, в силу действия международно - правового принципа государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг - друга, вправе самостоятельно избирать и устанавливать на своей территории в отношении иностранцев и их различных категорий тот или иной вид правового режима, соблюдая при этом, однако, принятые на себя международно – правовых обязательства. В частности, существует определенный объем общепризнанных прав, который государства в соответствии нормами международного права обязаны предоставлять иностранцам независимо от своего желания.

Так, например, независимо от установленного местным законодательством вида правового режима, иностранные граждане и лица без гражданства, находясь на территории государства пребывания, имеют следующие права: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность (ни один иностранец не может быть подвергнут произвольному аресту или лишен свободы иначе, как на основании и в порядке, предусмотренном законом); право на признание правосубъектности; право на равенство перед судами и право на равную защиту закона; право на выбор супруга, на брак, на создание семьи; право владеть имуществом (ни один иностранец не может быть произвольно лишен его законным образом приобретенного имущества); право на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (без какого бы то ни было различия), а также некоторые иные права, гарантированные им универсальными международными договорами в сфере прав и свобод человека.

Ограничение иностранных граждан в этих правах возможно только лишь в исключительных случаях, строго определенных соответствующими международными актами.

1.2. Порядок въезда и выезда иностранных граждан по законодательству Российской Федерации

Установление правовых режимов для въезда, пребывания и выезда иностранных граждан и рамки их осуществления как отмечается в науке, зависят от сферы общественных отношений и направлены на обеспечение национальной безопасности. По мнению Ю.В. Морозова: «в настоящее время отсутствует единое понимание того, что включает в себя национальная безопасность, но вместе с тем, согласно «Стратегии национальной безопасности»[17], приоритетными направлениями национальной безопасности Российской Федерации признаны: национальная оборона, государственная и общественная безопасность[18].


Ю.В. Морозов классифицирует правовые режимы, которые обеспечивают интересы:

1. режим государственной безопасности: режим государственной границы, режим въезда и выезда иностранных граждан из РФ.

2. режим общественной безопасности: визовый; пребывания иностранных граждан в РФ; режим регистрации иностранных граждан в РФ.

Рассмотрим данные правовые режимы. Правовой режим по обеспечению государственной безопасности включает режим въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее иностранных граждан. При въезде на российскую территорию и выезда из нее иностранные граждане должны предъявить: визу, документы, удостоверяющие их личность и признаваемые в России в этом качестве. Лица без гражданства при въезде в Россию и выезде из нее предъявляют визу и действительные документы, выданные соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющие их личность и признаваемые РФ в этом качестве. Иностранные граждане и лица без гражданства имеющие вид на жительство в РФ, при въезде в Россию и выезде из нее предъявляют: вид на жительство, документы, удостоверяющие их личность и признаваемыми Россией в этом качестве.

На основании международных договоров РФ и указов Президента Российской Федерации осуществляется также и безвизовый въезд и выезд.

Основанием для получения визы является оформление приглашения[19]. Предусмотренная необходимость наличия визы у иностранных граждан при въезде и выезде, не предусмотрено по отношению к собственным гражданам и по нашему мнению является ограничением прав иностранных граждан. В связи, с чем в юридической литературе отмечается: «указанное ограничение является обоснованным, призванным контролировать поток въезжающих, принимая во внимание ситуации напряженного состояния международных политических отношений, в том числе наличие межнациональной и межрелигиозной конфронтации»[20].

Установленный режим в интересах обеспечения государственной безопасности (режим государственной границы) препятствует въезду иностранных граждан или лиц без гражданства на российскую территорию, если они нарушили таможенные правила, санитарные нормы в пункте пропуска через Государственную границу РФ. После устранения этих правонарушений, снимается запрет на въезд. Если иностранные граждане неоднократно (более двух раз), в течение трех лет привлекались к административной ответственности, за совершение административных правонарушений на российской территории, то таким лицам запрещен въезд в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности. Вместе с тем, существуют основания для применения термина «незаконно находящиеся граждане». По отношению к данным лицам, в соответствии с ст.26 может быть вынесено решение о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации, в связи, с чем применяется порядок принятия решения «о неразрешении» въезда в РФ и определен список уполномоченных органов, с ведома Правительства РФ, принимающие подобные решения[21]. В связи, с этим считаем, что федеральный законодатель должен предусмотреть в данном законе механизм защиты иностранных граждан, предусматривающий право на обжалование действия уполномоченных и должностных лиц, в случаях нарушающих права иностранных граждан.


Режим установленный для обеспечения государственной безопасности, – режим въезда в РФ и выезда иностранных граждан из нее, который на основании ст. 27 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранных граждан предусматривает запрет для въезда в целях обеспечения государственной безопасности, кроме случаев, установленных абц. 2 п.3 ст.11 ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

Эти основания содержат предписания для обязательного исполнения уполномоченными органами, так как данные лица, рассматривается как вероятность угрозы от их присутствия в России и предусматривают осуществление мер по обеспечению защиты национальной безопасности: 1.Иностранные граждане и лица без гражданства не могут въехать в РФ, если их действия могут нанести вред по причинам которые рассматриваются целями обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения.

2. Если в отношении этих лиц было вынесено решение об административном выдворении за пределы России, о депортации, либо передаче РФ иностранному государству в соответствии с международным договором о реадмиссии – в течение пяти лет, со дня когда было вынесено решение об административном выдворении за пределы России, о депортации, либо передаче РФ иностранному государству в соответствии с международным договором о реадмиссии. В случаях если неоднократно выносились данные решения, въезд запрещен в течение десяти лет со дня административном выдворении за пределы России, о депортации, либо передаче РФ иностранному государству в соответствии с международным договором о реадмиссии. В период предыдущего пребывания в РФ, в отношении иностранного гражданина была прекращена процедура реадмиссии в соответствии со ст. 32.5 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» – в течение трех лет со дня выезда из РФ.

4. В случае если иностранный гражданин имеет неснятую или непогашенную судимость за преступления на территории РФ или за ее пределами.

5. Если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в России», в том числе, если этот гражданин включен в список граждан США, которым запрещается въезд в Россию.

6.Если иностранные граждане и лица без гражданства неоднократно в течение одного года привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо с нарушением режима пребывания (проживания) этих лиц в РФ или порядка осуществления ими трудовой деятельности в России – в течение пяти лет со дня вступления пяти лет в силу последнего постановления об административной ответственности.