Файл: Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в России (Общая характеристика правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сезонная иммиграция означает временный въезд иностранцев, осуществляющих трудовую деятельность в течение определённого сезона. Как правило, сезонные работники востребованы в таких сферах, как сельское хозяйство и туризм.

В указанном вопросе также может быть использован опыт Европейского союза. 26 февраля 2014 г. Совет и Парламент приняли директиву об условиях въезда и пребывания граждан третьих стран для целей трудоустройства в качестве сезонных работников[37]. Основная цель директивы состоит в том, чтобы гармонизировать и упросить систему въезда на территорию ЕС иностранцев для сезонных работ. По мнению Европейской комиссии, сезонная работа – та сфера, где велика доля нелегального трудоустройства. Соответственно, после завершения сезонной работы иностранец остаётся на территории ЕС на нелегальном положении. Предполагается, что принятие директивы приведёт к тому, что большая часть теневых сезонных работников будет заинтересована перейти на легальное положение. Таким образом, Европейский союз добьётся сокращения теневого сектора сезонного трудоустройства, а работники после завершения трудовой деятельности будут возвращаться на родину.

Директива устанавливает общие условия для въезда иностранцев с целью сезонного трудоустройства. В частности, таких условия четыре: наличие трудового контракта, проездного документа, страховки и подтверждение наличие места жительства. В случае трудоустройства на сезонные работы иностранцу выдаётся разрешение, срок действия которого составляет шесть месяцев в течение одного года. При этом в случае отсутствия нарушения закона в период предыдущего пребывания иностранцу может быть облегчён последующий въезд в ЕС для сезонного трудоустройства.

Заключение

По результатам проведенного исследования мы можем сформулировать следующие выводы.

Правовой статус (положение) личности представляет собой особую сложную категорию юридической науки, отражающую различные социально – юридические признаки и качества личности (ее юридические права и обязанности, гражданство, правосубъектность и некоторые иные), которые в свою очередь определяют и характеризуют ее положение в обществе и государстве.

Особенностью правового статуса иностранных граждан является то, что, находясь за пределами государства гражданства, данные лица хотя и продолжают сохранять те юридические признаки и качества, которые возникли у них в соответствии с отечественным правопорядком, тем не менее, на территории государства пребывания их правовое положение определяется в основном нормами последнего, с учетом установленного местным законодательством вида правового режима.


Государства, определяя правовое положение иностранцев на своей территории, вправе устанавливать различные правовые режимы, в том числе и специальный режим – ограничивая тем самым возможность участия данных лиц в тех или иных правоотношениях, но при этом ими должны соблюдаться основные международно-правовые принципы, а также положения тех международных договоров, в которых они участвуют.

Представляется, что развитие специальных режимов трудоустройства иностранных работников в России ещё не завершено.

В частности, разработчики Концепции государственной миграционной политики до 2025 г. обратили внимание на отсутствие в российском законодательстве специальных программ каникулярной и сезонной трудовой миграции. Соответственно, в качестве одного из приоритетов государственной миграционной политики была обозначена разработка соответствующих программ, из чего можно сделать вывод о том, что в ближайшее время следует ожидать новые специальные механизмы трудоустройства иностранных граждан.

Сезонная иммиграция означает временный въезд иностранцев, осуществляющих трудовую деятельность в течение определённого сезона. Как правило, сезонные работники востребованы в таких сферах, как сельское хозяйство и туризм.

В указанном вопросе также может быть использован опыт Европейского союза. 26 февраля 2014 г. Совет и Парламент приняли директиву об условиях въезда и пребывания граждан третьих стран для целей трудоустройства в качестве сезонных работников. Основная цель директивы состоит в том, чтобы гармонизировать и упросить систему въезда на территорию ЕС иностранцев для сезонных работ. По мнению Европейской комиссии, сезонная работа – та сфера, где велика доля нелегального трудоустройства. Соответственно, после завершения сезонной работы иностранец остаётся на территории ЕС на нелегальном положении. Предполагается, что принятие директивы приведёт к тому, что большая часть теневых сезонных работников будет заинтересована перейти на легальное положение. Таким образом, Европейский союз добьётся сокращения теневого сектора сезонного трудоустройства, а работники после завершения трудовой деятельности будут возвращаться на родину.

Директива устанавливает общие условия для въезда иностранцев с целью сезонного трудоустройства. В частности, таких условия четыре: наличие трудового контракта, проездного документа, страховки и подтверждение наличие места жительства. В случае трудоустройства на сезонные работы иностранцу выдаётся разрешение, срок действия которого составляет шесть месяцев в течение одного года. При этом в случае отсутствия нарушения закона в период предыдущего пребывания иностранцу может быть облегчён последующий въезд в ЕС для сезонного трудоустройства.


Список литературы

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
  2. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 22. Ст. 2031.

Федеральный закон от 15.08.1996. № 144-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст.4029.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3032.

  1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 390-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» // Собрание законодательства РФ. 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6955.

Указ Президента РФ от 16.12.2015 г. № 626 «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с проведением международных спортивных, культурных, научных и деловых массовых мероприятий» // СЗ РФ. 2015. №51. Ст.7314.

Указ Президента РФ от 05.06.2012 г. № 777 «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан - владельцев карт для деловых и служебных поездок в страны - участницы форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» // СЗ РФ. 2012. № 24. Ст. 3136.

Указ Президента РФ от 31.12.2015. № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ. РФ. 2016. №1(Ч.II). Ст.212.

Постановление Правительства РФ от 14.01.2015. № 12 «О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства» (вместе с «Правилами принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства») // СЗ РФ. 2015. №4. Ст. 654.

Айрапетян К. Визовое регулирование въезда и выезда иностранных граждан // http://maltavest.com/publikaczii/vizovoe-regulirovanie-vezda-i-vyiezda-inostrannyix-grazhdan.html (дата обращения: 03.09.2018).


  1. Анализ миграционных тенденций в Евросоюзе — Новости политики, Новости Европы // https://season-mir.ru/vazhnye-sovety/0-3-analiz-migracionnyx-tendencij-v-evrosoyuze-novosti-politiki-novosti-evropy (дата обращения: 03.09.2018).

Ахметова А. Правовое регулирование миграционной политики европейского союза в условиях современного миграционного кризиса // https://articlekz.com/article/19755 (дата обращения: 03.09.2018).

Басик В.П. Правовой статус граждан и иностранцев на территории Российской Федерации: социально – правовые основы и сравнительный анализ: Дис. … докт. юрид. наук. – Московский гуманитарный университет, 2006. С. 55.

  1. Бекяшев Д. К. Международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой миграции: монография / Д. К. Бекяшев, Д. В. Иванов. М.: Проспект, 2013. 392 c.

Белькова Е.Г. Правосубъектность физических лиц в гражданском и международном частном праве. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. С.18.

Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008. С. 13-19.

Гулина И.А. Понятие иностранцев и их правовой режим (национальный и специальный) в Российской Федерации и за рубежом / Гулина И.А. // Актуальные вопросы модернизации института прав человека в конституционном и международном праве. 2015. №1. С. 44.

Канашевский В.А. Международное частное право: учебник. – 3-е изд. – М.: Международные отношения, 2016. С. 203.

Комиссарова Т.Ю. Принимаем на работу иностранца // Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения. – 2013. – № 5. – С. 41.

Крассов О. И. Права иностранцев на приобретение в собственность земли и иной недвижимости в странах западной Европы // Экологическое право. 2012. №3. С. 17-18.

  1. Миграционные проблемы в Европе и пути их решения = Migration in Europe: problems and remedies / [под ред. Н.Б. Кондратьевой (отв. ред.), О.Ю. Потемкиной]. – М.: Ин-т Европы РАН , 2015. – С. 111.

Морозов Ю.В. Особенности правового регулирования иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации [Электронный ресурс]//Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского.2015. №3. С.86. URL: http: //www.//elibrary.ru/download/89735696.pdf (дата обращения 01.02.2018).

Оганесян А.Л. Гражданская правосубъектность иностранных граждан и лиц без гражданства по российскому законодательству: Дис. … канд. юрид. наук. – Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006. С. 69.

  1. Права иммигрантов Европейского Союза // http://pioss.net/blog/media/1235.html (дата обращения: 03.09.2018).
  2. Правовые особенности пребывания и трудовой деятельности в Германии // http://www.eec-rus.ru/ru/public/57 (дата обращения: 03.09.2018).

Сапфирова А.А., Шутько Д.Д. Проблемы правового регулирования труда иностранных граждан в Российской Федерации // Научный журнал «Полиматис». 2017. № 5. С. 56-63.

Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право и процесс. – М.: Проспект, 2014. С. 105.

Хартия Европейского союза об основных правах: Комментарий / Под ред. СЮ. Кашкина. ­ М.: Юриспруденция, 2012. ­ С. 176.

  1. Чем грозит регулярное пересечение границы РФ иностранными гражданами? // https://migrantmedia.ru/chem-grozit-regulyarnoe-peresechenie-granitsy-rf-inostrannymi-grazhdanami/ (дата обращения: 03.09.2018).
  2. Чудиновских О., Денисенко М., Мкртчян Н. Временные трудовые мигранты в России. Демоскоп, № 579-580, 16-31.12.2013. URL: http://demoscope.ru/weekly/2013/0579/s_map.php#1 (дата обращения: 03.09.2018).

Юркова Т.Н. Реализация иностранным гражданином конституционного права на въезд, пребывание и выезд с территории Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL:http://elibrary.ru/download/37850015.pdf (дата обращения 08.02.2018).

  1. Директива 2014/36 / EU Европейского парламента и Совета от 26 февраля 2014 года об условиях въезда и пребывания граждан третьих стран в целях трудоустройства в качестве сезонных работников. OJ L 94, 28.3.2014. П. 375-390.

  1. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2013. С. 13-19.

  2. Оганесян А.Л. Гражданская правосубъектность иностранных граждан и лиц без гражданства по российскому законодательству: Дис. … канд. юрид. наук. – Санкт-Петербургский университет МВД России, 2012. С. 69.

  3. Белькова Е.Г. Правосубъектность физических лиц в гражданском и международном частном праве. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. С.18.

  4. Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право и процесс. – М.: Проспект, 2014. С. 105.

  5. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. 1956. Выпуск XII.

  6. Гражданский кодекс Испании от 24.07.1889 г. (в ред. от 28.05.2009) // URL: http://www.wipo.int/edocs/lexdocs/laws/en/es/es122en.pdf (дата обращения: 03.09.2018).

  7. Гражданский кодекс Франции от 21.03.1804 г. (с изм. и доп. по состоянию на 01.09. 2011) // СПС «КонсультантПлюс».

  8. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

  9. Гулина И.А. Понятие иностранцев и их правовой режим (национальный и специальный) в Российской Федерации и за рубежом / Гулина И.А. // Актуальные вопросы модернизации института прав человека в конституционном и международном праве. 2015. №1. С. 44.

  10. Басик В.П. Правовой статус граждан и иностранцев на территории Российской Федерации: социально – правовые основы и сравнительный анализ: Дис. … докт. юрид. наук. – Московский гуманитарный университет, 2006. С. 55.

  11. Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о торговле и экономическом сотрудничестве (подписан в г. Варшаве 25.08.1993) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 20. Ст. 1767.

  12. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции о торговых отношениях (заключено в г. Москве 04.02.1993) // Бюллетень международных договоров. 1996. № 1.

  13. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/TRIPS) (заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 37. С. 2818 - 2849.

  14. Канашевский В.А. Международное частное право: учебник. – 3-е изд. – М.: Международные отношения, 2016. С. 203.

  15. Договор о Европейском Союзе (подписан в г. Маастрихте 07.02.1992) // Действующее международное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 217.

  16. Крассов О. И. Права иностранцев на приобретение в собственность земли и иной недвижимости в странах западной Европы // Экологическое право. 2012. №3. С. 17-18.

  17. Указ Президента РФ от 31.12.2015. № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ. РФ. 2016. №1(Ч.II). Ст.212.

  18. Морозов Ю.В. Особенности правового регулирования иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации [Электронный ресурс]//Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского.2015. №3. С.86. URL: http: //www.//elibrary.ru/download/89735696.pdf (дата обращения 01.02.2018).

  19. Федеральный закон от 15.08.1996. № 144-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст.4029.

  20. Юркова Т.Н.Реализация иностранным гражданином конституционного права на въезд, пребывание и выезд с территории Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL:http://elibrary.ru/download/37850015.pdf (дата обращения 08.02.2018).

  21. Постановление Правительства РФ от 14.01.2015. № 12 «О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства» (вместе с «Правилами принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства») // СЗ РФ. 2015. №4. Ст. 654.

  22. Указ Президента РФ от 16.12.2015 г. № 626 «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с проведением международных спортивных, культурных, научных и деловых массовых мероприятий» // СЗ РФ. 2015. №51. Ст.7314.

  23. Указ Президента РФ от 05.06.2012 г. № 777 «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан - владельцев карт для деловых и служебных поездок в страны - участницы форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» // СЗ РФ. 2012. № 24. Ст. 3136.

  24. Чем грозит регулярное пересечение границы РФ иностранными гражданами? // https://migrantmedia.ru/chem-grozit-regulyarnoe-peresechenie-granitsy-rf-inostrannymi-grazhdanami/ (дата обращения: 03.09.2018).

  25. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3032.

  26. Шинкарецкая Г. Г. Роль международного права в отборе норм для применения в России / Г. Г. Шинкарецкая // Государство и право. 2014. № 1. С.93–100.

  27. Бекяшев Д. К. Международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой миграции: монография / Д. К. Бекяшев, Д. В. Иванов. М.: Проспект, 2013. 392

    c.

  28. Об установлении на 2015 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории Российской Федерации:

    Постановление Правительства РФ от 19.12.2014 № 1420 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 1 (часть II). Ст. 220.

  29. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

  30. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 22. Ст. 2031.

  31. Сапфирова А.А., Шутько Д.Д. Проблемы правового регулирования труда иностранных граждан в Российской Федерации // Научный журнал «Полиматис». 2017. № 5. С. 56-63.

  32. Директива совета 2009/50/EC от 25 мая 2009 года об условиях въезда и проживания граждан третьих стран в целях высококвалифицированной занятости. Официальный Журнал L 155, 18.6.2014. С. 17-29

  33. Миграционные проблемы в Европе и пути их решения = Migration in Europe: problems and remedies / [под ред. Н.Б. Кондратьевой (отв. ред.), О.Ю. Потемкиной]. – М.: Ин-т Европы РАН , 2015. – С. 111.

  34. Чудиновских О., Денисенко М., Мкртчян Н. Временные трудовые мигранты в России. Демоскоп, № 579-580, 16-31.12.2013. URL: http://demoscope.ru/

    weekly/2013/0579/s_map.php#1 (дата обращения: 03.09.2018).

  35. Федеральный закон от 28.12.2013 № 390-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» // Собрание законодательства РФ. 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6955.

  36. Директива 2014/66 / EU Европейского парламента и Совета от 15 мая 2014 года об условиях въезда и проживания граждан третьих стран в рамках внутрикорпоративного перевода. OJ L 157, 27.5.2014. С. 1-22.

  37. Директива 2014/36 / EU Европейского парламента и Совета от 26 февраля 2014 года об условиях въезда и пребывания граждан третьих стран в целях трудоустройства в качестве сезонных работников. OJ L 94, 28.3.2014. П. 375-390.