Файл: Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в России (Общая характеристика правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо этого на иностранных граждан распространяется положение ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой продолжительность рабочего времени, закрепляемая в трудовом договоре, не может превышать сорока часов в неделю[29].

Большое значение в регулировании миграционных проблем занимает Федеральный закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве»[30], который устранил нечёткость критериев, по которым приобретается российское гражданство и упорядочил саму процедуру приобретения российского гражданства.

Одно из важных нововведений действующего законодательства предоставляет право на получение российского гражданства иностранным работникам .при условии непрерывного проживания на территории России в течение пяти лет со дня получения вида на жительство (допускается ежегодное временное отсутствие в течение трёх месяцев).

Последние несколько политических и экономических событий, происходящие в мире, в том числе и на Украине, обостряют возникшие проблемы. Особое внимание уделяется трудовым правам беженцев и лицам, которым предоставлено право на получение политического убежища. Данные лица в правовом отношении уравнены с постоянно проживающими в России иностранными гражданами. Им предоставляются такие же права, как российским гражданам, кроме случаев, которые специально предусмотрены отечественным законодательством, в частности ограничений иностранным гражданам занимать определённые профессии и должности[31].

Для работодателя, который принимает на работу лиц данной категории, не требуется специального разрешения. Органы государства должны оказать беженцам помощь в трудоустройстве, оказать содействие в профессиональной подготовке. Работодателям предоставляются дополнительные налоговые льготы и компенсации.

Отраслевая направленность трудовой иммиграции также однозначна. Иностранные работники в основном заняты в отрасли производства, на предприятиях с тяжёлыми условиями труда, в тяжёлых климатических условиях, где нет достаточного количества местных кадров.

Потребность в кадрах здесь стабильна даже в условиях кризиса, и именно здесь наибольшие перспективы для иммиграции в Россию.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что в России иммигрантское давление на рынок труда не жёсткое, поскольку темпы роста количества иммигрантов ниже роста уровня безработицы. Это давление слабее в неблагополучных регионах. Иными словами, давление иностранной рабочей силы оказывает влияние на рынок труда России, но не является главной проблемой, а существует вместе с законодательными и политическими проблемами.


3.2. Направления совершенствования правового регулирования статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Трудоустройство высококвалифицированных специалистов представляет собой одну из новых форм трудовой миграции в России, которая получила своё развитие, в том числе благодаря использованию опыта Европейского союза.

В рамках ЕС правовой основой трудоустройства высококвалифицированных специалистов служит директива Совета от 25 мая 2009 г. о «голубой карте»[32]. Директива устанавливает гармонизированную систему въезда и трудоустройства на территории ЕС высококвалифицированных специалистов из третьих стран. Согласно Директиве, иностранный специалист, имеющий соответствующее предложение о трудоустройстве на территории ЕС и удовлетворяющий установленным критериям, вправе получить разрешение на работу («голубую карту» ЕС). Срок действия «голубой карты» устанавливает каждое государство самостоятельно (он должен быть определён от одного до четырёх лет).

«Голубая карта» имеет универсальный характер и позволяет её обладателю свободно передвигаться по территории ЕС и трудоустраиваться в любом государстве ЕС; право на переезд во вторую страну возникает по истечении 18 месяцев пребывания в первой. Право проживания распространяется также на членов семьи иностранца. Согласно ст. 14 директивы, обладатель «голубой карты» ЕС имеет равные с гражданами ЕС условия труда.

Цель системы трудоустройства высококвалифицированных специалистов состоит в том, чтобы предоставить им более привилегированные условия въезда и пребывания и тем самым привлечь большее число образованных мигрантов.

В соответствии с российским законодательством, основным критерием для определения высококвалифицированного специалиста служит размер его заработной платы. Так, ст. 13.2 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан установлены общий и специальные критерии признания иностранного работника высококвалифицированным специалистом. Общим критерием является размер заработной платы в размере 2 млн рублей в год. Специальные критерии установлены в отношении следующих лиц:


– научные работники или преподаватели (1 млн рублей);

– специалисты, привлечённые к трудовой деятельности резидентами промышленно-производственных портовых особых экономических зон (1 млн рублей);

– специалисты, привлечённые к трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны (700 тыс. рублей);

– специалисты, участвующие в реализации проекта «Сколково» (независимо от размера заработной платы);

–специалисты, привлечённые к трудовой деятельности юридическими лицами на территориях Республики Крым и Севастополя (1 млн рублей – с 01.01.2015 г.).

Для трудоустройства высококвалифицированных специалистов работодатель не обязан получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, однако сам иностранный работник должен иметь разрешение на работу.

В соответствии с российским законодательством, высококвалифицированные специалисты обладают рядом преимуществ.

Они освобождаются от обязанности проходить миграционный учёт, имеют право приглашать в Россию иностранных граждан, их трудоустройство осуществляется без учёта квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу. В соответствии с Налоговым кодексом (статья 224), высококвалифицированный специалист, не являющийся резидентом, оплачивает налог на доходы физических лиц по ставке 13% вместо 30%.

В случае если иностранный работник, желающий получить статус высококвалифицированного специалиста, не имеет предложения о работе, он вправе самостоятельно заявить о себе как о высококвалифицированном специалисте, обратившись в Федеральную миграционную службу с ходатайством о размещении сведений о нём на официальном сайте ФМС и на представление указанных сведений потенциальным работодателям. Размещение указанной информации является основанием для оформления обыкновенной деловой визы в целях проведения переговоров с потенциальными работодателями[33].

Трудоустройство иностранных работников у физических лиц.

Указанный вид трудоустройства был введён с 1 июля 2010 г. с целью привлечь иностранных работников к выполнению работ для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Возможность трудоустройства работников у физических лиц распространяется на иностранных граждан старше 18-ти лет, прибывших в порядке, не требующем получения визы, и предполагает получение иностранным работником патента.

Как был отмечено выше, патент заменяет собой разрешение на работу, и даёт право на осуществление трудовой деятельности в течение всего срока его действия при условии уплаты фиксированного налога.


В действительности многие иностранные работники, получившие патент, ведут трудовую деятельность в коммерческой сфере. По данным российских исследователей, 61,5% иностранных работников, получивших патент для работы у физических лиц, никогда не работали в личных домохозяйствах[34].

В отличие от иностранных работников, имеющих разрешение на работу, иностранцы, получившие патент, не обязаны подтверждать свою трудовую деятельность. Для продолжения легального пребывания на территории России иностранному работнику достаточно лишь оплачивать фиксированный налог.

Таким образом, патентная система оказалась весьма эффективным инструментом для легализации большого числа трудовых мигрантов в России как с позиции государства, так и с позиции самих мигрантов.

Как было отмечено выше, принимая во внимание высокую эффективность патентной системы, было принято решение распространить с 1 июля 2015 г. данный вид трудоустройства на иные категории иностранных работников из безвизовых стран, работающих в коммерческой сфере.

Трудоустройство иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации по очной форме.

Указанный режим распространяется на иностранных студентов, обучающихся в Российской Федерации по очной форме, которые вправе осуществлять трудовую деятельность без оформления разрешения на работу в течение каникул, а также в свободное от учёбы время в своих образовательных учреждениях или в организациях, созданных указанными образовательными учреждениями.

В остальных случаях трудоустройство таких студентов осуществляется на основании разрешения на работу, которые, в свою очередь, выдаются без учёта квот на такое разрешение.

Трудоустройство иностранных граждан в рамках внутрикорпоративных переводов из государств-членов Всемирной торговой организации Внутрикорпоративная иммиграция означает временное перемещение работников транснациональных корпораций из одного подразделения в другое, находящееся на территории иного государства. В Российской Федерации данная форма трудоустройства иностранных работников сравнительно нова.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 390-ФЗ[35] в текст закона о правовом положении была включена ст. 13.5, предусматривающая введение с 01 января 2014 г. новой формы трудоустройства иностранных граждан, направляемых для работы в филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территориях государств-членов Всемирной торговой организации.


Указанные иностранные работники получают разрешение на работу при наличии следующих условий:

– направляемая иностранная организация зарегистрирована на территории государства-члена ВТО;

– иностранный гражданин не менее одного года в течение периода, непосредственно предшествующего его направлению в Российскую Федерацию, работал по найму в направляющей его иностранной коммерческой организации;

- иностранный гражданин направляется на работу в качестве руководителя представительства, филиала, дочерней организации либо в качестве иного работника с заработной платой не менее 2 млн рублей в год.

Трудоустройство указанных работников осуществляется без учёта квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.

В любом случае, общая численность иностранных работников, направляемых на работу в рамках внутрикорпоративных переводов, не может превышать пять человек, а в банковской сфере – два человека.

Указанный закон был разработан в рамках имплементации обязательств, принятых Российской Федерацией в ходе переговоров по присоединению к ВТО.

Необходимо отметить, что в правовой системе ЕС также имеются аналогичные положения, касающиеся внутрикорпоративного перемещения.

15 мая 2014 г. Совет и Парламент приняли директиву № 2014/66/EU об условиях въезда и пребывания граждан третьих стран в рамках внутрикорпоративных переводов[36].

В отличие от положений ст. 13.5 Федерального закона о правовом положении, директива № 2014/66/EU распространяется не только на перемещение работников из стран-участниц ВТО и касается не только руководителей и высокооплачиваемых работников. Однако общим для обоих актов является то, что они регулируют вопросы миграции в рамках внутрикорпоративных перемещений посредством установления упрощённого порядка выдачи разрешений на работу. Оба акта распространяют своё действие также на членов семьи иностранного работника.

Представляется, что развитие специальных режимов трудоустройства иностранных работников ещё не завершено.

В частности, разработчики Концепции государственной миграционной политики до 2025 г. обратили внимание на отсутствие в российском законодательстве специальных программ каникулярной и сезонной трудовой миграции. Соответственно, в качестве одного из приоритетов государственной миграционной политики была обозначена разработка соответствующих программ, из чего можно сделать вывод о том, что в ближайшее время следует ожидать новые специальные механизмы трудоустройства иностранных граждан.