Файл: Менеджмент человеческих ресурсов ( Теоретические аспекты менеджмента человеческих ресурсов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стаж работы в организации

Количество сотрудников, чел.

Удельный вес, %

Отклонение 2019 к 2018

2018

2019

2018

2019

Абсолютное, чел.

По удельному весу, %

До 1 года

8

12

10

14

4

4

1-3 года

11

11

13

13

-

-

4-7 лет

25

25

31

29

-

-2

8-10 лет

20

20

24

23

-

-1

Более 10 лет

18

18

22

21

-

-1

Итого

82

86

100

100

4

-

Как видно из таблицы 2, структура работников организации по стажу следующая: менее года работают в организации 14% сотрудников, от года до 3 лет – 13% от общего числа сотрудников в 2019 году. При этом более половины, 52%, работают в организации от 4 до 10 лет и 21% - более 10 лет, часть из них – с момента основания компании в 2001 году. Соответственно, можно сделать вывод о достаточно большом стаже работы в организации ООО «КС Телеком» большей части человеческих ресурсов. Коллектив на данный момент сложившийся и сформировавшийся.

Далее проведем анализ человеческих ресурсов ООО «КС Телеком» по уровню образования, данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

Распределение человеческих ресурсов ООО «КС Телеком» по уровню образования за 2019 год [37]

Образование

Количество сотрудников, чел.

Удельный вес, %

Отклонение 2019 к 2018

2018

2019

Абсолютное, чел.

Абсолютное, чел.

Абсолютное, чел.

По уд.весу, %

Незаконченное высшее

8

9

10

10

1

-

Высшее

56

59

68

69

3

1

Несколько высших

7

7

9

8

-

-1

Среднее специальное

11

11

13

13

-

-

Итого

82

86

100

100

4

-


Как видно из таблицы 3, структура работников организации по уровню образования в 2019 году сложилась следующая. Большая часть персонала (69%) имеет высшее образование, что в целом отвечает структуре персонала, ведь большая часть кадрового состава – специалисты. 8% сотрудников из числа руководителей имеют несколько высших образований, среднее специальное образование имеют 11 человек, или 13%. В организации работают также студенты последних курсов, в составе категории «специалисты», в 2019 году их было 10% от общего состава. Таким образом, можно сделать вывод, что человеческие ресурсы ООО «КС Телеком» характеризуются высоким образовательным уровнем.

Далее проанализируем состав человеческих ресурсов ООО «КС Телеком» по возрасту, что также является их важной характеристикой[38]. Данные представлены в таблице 4.

Таблица 4

Распределение человеческих ресурсов ООО «КС Телеком» по возрасту за 2019 год

Возраст

Количество сотрудников, чел.

Удельный вес, %

До 20 лет

3

3

21-30 лет

28

33

31-40 лет

35

41

41-50 лет

20

23

Итого

86

100

Как видно из представленных в таблице 4 данных, кадровый состав ООО «КС Телеком» достаточно молодой. 41% сотрудников в возрасте 31-40 лет, 33% - в возрасте 21-30 лет. Таким образом, более 70% сотрудников находятся в возрасте 21-40 лет. Отметим также, что в организации нет сотрудников старше 50 лет, т.е. предпенсионного и пенсионного возраста, а доля сотрудников от 41 года до 50 лет составляет 23%.

Для того, чтобы провести анализ количественного состава работников[39], оценим изменение количества работников по годам и изменение структуры работников. Изменение структуры человеческих ресурсов отображено данными представленными в таблице 5.

Таблица 5

Изменение структуры человеческих ресурсов в ООО «КС Телеком» в 2018 – 2019 гг.[40]

Категория

работников

2018 год

2019 год

Изменение удельного веса, %

Чел.

%

План, чел.

%

Факт, чел.

%

По сравнению с планом

По сравнению с 2018 г.

Работники организации всего, чел.

82

100

83

100

86

100

Из них:

руководители

16

19,53

16

19,3

17

19,7

0,4

0,17

специалисты

47

57,3

48

57,8

49

57

-0,8

-0,3

рабочие

19

23,17

19

22,9

20

23,3

0,4

0,13


Приведенные данные показывают, что на анализируемом предприятии снижается производственный потенциал[41], так как удельный вес специалистов в 2019 году ниже его величины в 2018 году, и ниже, чем предусматривалось планом. При этом численность руководителей и рабочих увеличилась, что свидетельствует о работе организации по стабилизации сложившейся ситуации.

Из таблицы 5 видно, что соотношение руководителей организации в 2019 году по сравнению с 2018 годом увеличилось на 0,17%. Удельный вес специалистов в 2019 году снизился на 0,3% и составил 57%. Но, тем не менее, они продолжают занимать наибольший удельный вес в структуре. По сравнению с 2018 годом удельный вес рабочих вырос на 0,13%.

В целом, структура категорий работников по предприятию удовлетворительная. Увеличение численности персонала в 2019 году произошло в основном за счет принятия на работу 1 руководителя, 2 специалистов и 1 рабочего. В результате движения рабочей силы происходят изменения в качественном составе работников. Поэтому необходимо постоянно отслеживать изменения этих показателей и рассматривать причины увольнений.

Данные для изучения движения рабочей силы приведены в таблице 6.

Таблица 6

Движение рабочей силы в ООО «КС Телеком» за 2018 – 2019 гг.[42]

Наименование показателей

Год

Изменение

2018

2019

Абсолютное

%

1

Среднесписочная численность работников, чел.

82

86

4

104,88

2

Количество

принятых

работников, чел.

8

12

4

150,00

3

Количество выбывших, чел. В том числе:

7

8

-1

85,71

за нарушение трудовой

дисциплины

_

_

_

_

на учебу

3

2

-1

66,67

в связи с уходом на пенсию

2

3

1

150,00

по собственному

желанию

2

3

1

150,00

4

Коэффициенты

оборота:

-

коэффициент оборота по приему

0,09

0,14

0,05

-

коэффициент оборота по выбытию

0,085

0,093

0,008

-

коэффициент

текучести кадров

0,06

0,058

-0,002

-

коэффициент постоянства кадров

0,92

0,93

0,01

-


На основе анализа данных представленных в таблице 6, можно сделать вывод о достаточно стабильной работе организации по закреплению кадров[43], поскольку число работников, выбывших с ООО «КС Телеком» в 2019 году уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Коэффициент по приему кадров улучшил свои значения в 2019 году по сравнению с показаниями 2018 года, увеличившись на 0,05, что говорит о благополучном положении дел в организации.

Коэффициент постоянства кадров достаточно высок и в 2019 году его значение составило 0,93, что свидетельствует о стабилизации использования рабочей силы.

В 2019 году коэффициент текучести кадров составил 0,058 или 5,8%, данный показатель соответствует нормативным значениям и снижать или повышать его нет необходимости, нужно только следить за тем, чтобы показатель находился на прежнем уровне.

Производительность труда – это один из важнейших показателей работы организации, характеризует эффективность, результативность затрат труда и определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, либо затратами труда на единицу произведенной продукции или выполненных работ[44].

Таблица 7

Уровень и динамика производительности труда в ООО «КС Телеком» за 2018 – 2019 гг.[45]

Наименование

показателей

Год

Изменение

2018

2019

Абсолютное

Относительное

1. Доходы основной деятельности, тыс. руб.

77272

84248

6976

109,03

2. Среднесписочная численность работников основной деятельности, чел.

82

86

4

104,88

3. Производительность труда, тыс. руб.

942,34

979,62

37,28

103,96

4. Производительность труда по плану, тыс. руб.

930

952

22

102,36

Производительность труда, как видно из таблицы 7, в ООО «КС Телеком» в 2018 и в 2019 годах превышает плановое задание. Это говорит о том, что состояние организации по использованию труда работников удовлетворительное. Темп роста производительности труда составляет 3,96%, это говорит о том, что в 2019 году предприятие превысит плановое задание по производительности труда на 27,62 тыс. руб.


Для того, чтобы охарактеризовать затраты рабочего времени необходимо провести анализ рабочего времени[46]. Используем для этого метод фотографии рабочего времени[47]. Фотография рабочего времени менеджера отдела продаж представлена в Приложении 3.

Для более наглядного представления деятельности менеджера отдела продаж ООО «КС Телеком» проведем сводку одноименных временных затрат по идентичным индексам (таблица 8).

Таблица 8

Сводка одноименных временных затрат менеджера отдела продаж ООО «КС Телеком»

Номер строки

Виды работ

Продолжительность, мин

Индекс

1

Подготовка рабочего места

10

ОБ

2

Запуск и отключение компьютера и принтера

25

ПЗ

3

Просмотр электронной почты

20

ОПВ

4

Ответ на входящие письма

20

ОПО

5

Просмотр новостей

10

ОПВ

6

Распечатка документов

6

ОПВ

7

Просмотр новостей

25

ОПВ

8

Нерегламентированный перерыв

15

ПНД

9

Рабочие звонки

66

ОПО

10

Звонки личного характера

14

ПНД

11

Работа с документацией

68

ОПО

12

Личные нужды

16

ОТЛ

13

Работа с базой данных

40

ОПВ

14

Работа и общение с клиентами

39

ОПО

15

Посещение социальной сети

20

ПНД

Как видно из таблицы 9, большую часть своего рабочего времени менеджер отдела продаж затрачивает на работу с документами, рабочие звонки, работу с базой данных (внесение информации о клиентах).

Далее рассчитаем фактическое рабочее время исследуемого специалиста. Данные представим в таблице 9.

Таблица 9

Фактический баланс рабочего времени менеджера отдела продаж ООО «КС Телеком»[48]