Файл: Менеджмент человеческих ресурсов ( Теоретические аспекты менеджмента человеческих ресурсов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Виды затрат

Продолжительность

Индекс

мин.

норматив

%

Подготовительно-заключительное время

25

30

5,2

ПЗ

Обслуживание рабочего места

10

8

2

ОБ

Основное оперативное время

331

370

70,2

ОПО

Вспомогательное оперативное время

81

37

16,8

ОПВ

Личные надобности и отдых

16

20

3

ОТЛ

Нерегламентированные перерывы, в том числе нарушения трудовой дисциплины

44

15

6

ПНД

Итого

480

480

100

Из данных в таблице 9 видно, что подготовка компьютерного оборудования занимает существенную долю времени, также негативным моментом является нарушение трудовой дисциплины – посещение социальных сетей, нерегламентированные перерывы в течение рабочего дня, достаточно длительное общение по телефону по нерабочим вопросам. При этом 20 минут рабочего времени было потрачено не по вине менеджера, а из-за проблем с программным обеспечением – зависла компьютерная программа с базой данных. Остальные потери – 43 минуты – из-за недисциплинированности сотрудника (это опоздание, разговоры по телефону, нерегламентированные перерывы).

На основе составленной фотографии рабочего дня менеджера отдела продаж ООО «КС Телеком» рассчитаем коэффициенты затрат рабочего времени.

Коэффициент полезного использования рабочего дня вычисляется по формуле[49]:

где КИСП–показатель использования рабочего дня;

ТПЗ – подготовительно-заключительное время;

ТОП - оперативное время;

ТОБС – время обслуживания рабочего места;

ТОТЛ – перерывы на отдых и личные надобности;

ТСМ – продолжительность сменного времени.

По данному коэффициенту деятельность сотрудника на рабочем месте можно оценить как эффективную.

Коэффициент перерывов рабочего времени, вызванных нарушением рабочего процесса[50]:


Полученное значение коэффициента говорит, что лишь 4% рабочего времени потеряно из-за сбоев в организации рабочего процесса (сбои компьютерной программы), данный показатель в целом невысок.

Коэффициент перерывов, которые вызваны нарушением трудовой дисциплины[51]:

Здесь мы видим, что 9% рабочего времени было потрачено менеджером отдела продаж по причине низкой трудовой дисциплины. Это опоздание и уход со своего рабочего места. Этот фактор связан с дисциплинированностью работника.

Рассчитаем также коэффициент потенциального роста производительности труда при устранении выявленных нарушений:

Данное значение говорит о том, что менеджер отдела продаж ООО «К Телеком» может повысить на 13% свою производительность труда, если устранит помехи и факторы потерь рабочего времени. Для решения выявленных проблем потерь рабочего времени очень важно провести комплекс мероприятий по совершенствованию деятельности персонала организации.

2.3.Исследование эффективности использования человеческих ресурсов организации

Насколько рационально используется персонал можно определить по количеству отработанного времени одним работником за рассматриваемый период, также по степени использования ФРВ (фонда рабочего времени)[52]. Фонд рабочего времени во многом зависит от численности рабочих, количества дней, отработанных одним рабочим за год в среднем и средней продолжительности рабочего дня. Эту зависимость возможно представить таким образом: ФРВ =ЧР * Д * П

Таблица 10

Использование человеческих ресурсов ООО «КС Телеком» в 2019 году[53]

Показатель

Значение показателей

Изменение

(+, -)

План

Факт

Cреднегодовая численность работников (ЧР), чел.

83

86

3

Отработанно дней одним работником за год (Д)

219

230

11

Отработано часов одним работником за год (Ч)

1752

1725

-27

Средняя продолжительность рабочего дня (П), ч

8

7,5

-0,5

Общий фонд рабочего времени (ФРВ), чел.-ч

145416

148350

2934


ФРВ фактический больше планового на 2934 часов, в том числе за счёт изменения численности работников[54]:

ФРВчр = (ЧРф – ЧРп) * Дп *Пп = (86-83)* 219* 8 = 5256 ч.,

где ЧРф – среднегодовая фактическая численность рабочих, чел.;

ЧРп – среднегодовая плановая численность рабочих, чел.;

Дп – отработано дней одним рабочим, план;

Пп – средняя продолжительность рабочего дня, план.

кол-ва отработанных дней одним рабочим.

- ФРВд = ЧРф * (Дф – Дп) * Пп = 86*(230 – 219) *8 = 7568 ч.,

где Дф – фактически отработано одним рабочим дней.

Как видим из таблицы 7, в ООО «КС Телеком» человеческие ресурсы используются полностью. В среднем отработано одним сотрудником 230 дней вместо 219, в силу чего на одного работника рабочее время увеличилось на 11 дней.

Для анализа использования влияния рабочего времени и выработки среднечасовой на производительность труда одного работника используем аналитическую таблицу 11.

Таблица 11

Анализ влияния использования рабочего времени на производительность труда в ООО «КС Телеком» за 2019 г.[55]

Показатели

2019

Откл. от плана (+, -)

План

Факт

Абс.

%

Объём продаж, тыс. руб.

77272

84248

6976

109,03

Среднесписочное число специалистов, чел.

48

49

2

103,5

Количество отработанных специалистами человеко-дней

10512

11270

758

107,21

Количество отработанных специалистами человеко-часов

84096

84525

429

100,51

Среднее количество отработанных одним специалистом дней

219

230

11

105,02

Среднее количество отработанных одним специалистом часов

1752

1725

-27

98,46

Средняя продолжительность рабочего дня, час.

8

7,5

-0,5

93,75

Среднегодовая выработка одного специалиста, тыс.руб.

1609

1719

110

106,8

Среднедневная выработка одного сотрудника, тыс.руб.

7,3

7,47

0,17

102,3

Среднечасовая выработка одного сотрудника, тыс.руб.

0,91

0,99

0,08

108,79


Из таблицы 11 видно, что план среднедневной выработки одного сотрудника не был выполнен, соответственно, затраты труда на объём реализации услуг повысились. Каждый работник в среднем за 2019 год отработал на 11 дней больше плана. Среднегодовая выработка сотрудника повысилась на 6,8%. Это положительный момент в деятельности специалистов организации. Снижение продолжительности рабочего дня из-за временных потерь не привела к сокращению среднедневной и среднечасовой выработки, т.к. увеличилось количество отработанных специалистом дней (на 11 рабочих дней в 2019 году). На среднегодовую выработку одного сотрудника оказывают влияние три фактора: количество отработанных за год дней, продолжительность дня и среднечасовая выработка[56]. Рассмотрим влияние этих факторов в таблице 12.

Таблица 12

Расчет влияния факторов на среднегодовую выработку в ООО «КС Телеком» в 2019 году[57]

Показатели

Отклонения (+, -)

Влияние

на среднегодовую выработку одного работника, тыс.руб.

на объем продаж, тыс.руб.

Количество дней, отработанных одним сотрудником

+11

(+11)* 7,47 = 82,17

82,17*49=4026,33

Продолжительность рабочего дня, (час)

-0,5

(-0,5)*230 =

-115

-115*49= -5635

Среднечасовая выработка одного рабочего

0,08

0,08* 1725=

138

138* 49=

= 6762

Итого

-

105,17

5153,33

Из таблицы 12 следует, что среднегодовая выработка одного работника снизилась в 2019 году на 115 тыс. руб. за счёт сокращения продолжительности рабочего дня. Для того, чтобы вычислить, как влияют факторы, указанные в таблице 9, на объём продаж, нужно полученный итог их влияния на среднегодовую выработку одного работника умножить на фактическую численность специалистов. Рассчитано, что уменьшение объёма продаж на 5635 тыс. руб. произошло из-за уменьшения продолжительности рабочего дня.

На основании отмеченных недостатков, которые были получены в работе, далее разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на совершенствование использования человеческих ресурсов в организации ООО «КС Телеком».


ГЛАВА 3. Разработка путей повышения эффективности использования человеческих ресурсов организации и прогноз их эффективности

Итак, по итогам проведенного исследования мы выявили наличие внутрисменных потерь рабочего времени, в связи с чем в данном разделе работы будут предложены мероприятия по устранению данного недостатка в системе использования человеческих ресурсов организации ООО «КС Телеком».

Первая группа мероприятий – это мероприятия по укреплению трудовой дисциплины.

В рамках данного направления предлагается внедрить вознаграждения сотрудников, которые предлагают или осуществляют какие-либо улучшения деятельности организации. Вознаграждение будет получать сотрудник, непосредственно участвующий в операции по улучшению[58]:

– автор улучшения – сотрудник, зафиксировавший проблему;

– владелец задачи – сотрудник, принявший ответственность за организацию решения задачи по улучшению;

– исполнители – сотрудники, принявшие к исполнению и исполнившие какой-либо пункт плана-графика подготовки к запуску программы улучшения, а также проводящие измерение до и после запуска данной программы.

Вознаграждение за улучшения устанавливается в условных часах. Цена условного часа равна усредненному по всем сотрудникам компании вознаграждению за один час работы, умноженному на коэффициент внеурочности – 1,5 («отражение внеурочности»)[59].

Вторая группа мероприятий по повышению эффективности использования человеческих ресурсов в ООО «КС Телеком» - это мероприятия по мотивации персонала.

В основу системы материальной мотивации ООО «КС Телеком», которая будет способствовать повышению трудовой дисциплины и четкой привязке результатов труда и его оплаты, должны быть положены следующие особенности[60]:

1) вознаграждение должно быть выплачено за конкретные усилия в постановке и решении задачи по улучшению;

2) вознаграждение должно быть соразмерным затратам времени сотрудника на работу по улучшению;