Файл: Менеджмент человеческих ресурсов ( Теоретические аспекты менеджмента человеческих ресурсов).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты менеджмента человеческих ресурсов
1.1. Понятие эффективности использования человеческих ресурсов организации: сущность и особенности
1.2. Оценка эффективности человеческих ресурсов организации
Глава 2. Исследование эффективности менеджмента человеческих ресурсов в организации
2.1. Краткая характеристика организации
2.2. Исследование человеческих ресурсов
2.3.Исследование эффективности использования человеческих ресурсов организации
Содержание:
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена возрастающей ролью человеческого фактора, который в современных условиях выступает ключевой предпосылкой функционирования и развития предприятий России.
Человеческие ресурсы играют огромную роль на предприятии. Они во многом определяют себестоимость, конкурентоспособность и качество товара. На многих современных предприятиях можно сказать, что от работника зависит все. Поэтому изучение эффективности использования человеческих ресурсов является актуальной в настоящее время. От того, насколько рационально на предприятии используются человеческие ресурсы, будет зависеть его экономическая стабильность, платежеспособность и рентабельность.
В рыночных условиях для любой организации важнейшее значение приобретает проблема эффективного использования ресурсов. В этом контексте человеческие ресурсы представляют собой главную ценность, и рациональное управление ими создает объективные предпосылки успешного организационного развития.
Степень разработанности проблемы. Интерпретацию категории «человеческие ресурсы» исследуют в своих работах С.Г. Землянухина, Р.П. Колосова, И.И. Кулинцев, А.С. Панкратов, Ю.Г. Одегов и др. Проблемам исследования качества человеческих ресурсов посвящены работы В. Кабалиной, Кашепова А., Л. Чижовой и др.
Проблемы качественного состояния человеческих ресурсов в условиях интенсивного развития производительных сил и пути повышения эффективности использования человеческих ресурсов рассматриваются в работах С.А. Карташева, Н.К. Маусова, Ю.Г. Одегова, М. Овчинниковой. Исследование отдельных факторов, воздействующих на повышение эффективности использования человеческих ресурсов в организации, проводится в работах Т.Т. Авдеевой, Л.А. Батурина, Ю.Ф. Флоринской и др.
Объектом исследования является ООО «КС Телеком».
Предмет исследования – эффективность использования человеческих ресурсов в данной организации.
Цель исследования - разработать экономически обоснованные рекомендации по повышению эффективности использования человеческих ресурсов организации ООО «КС Телеком».
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить теоретические основы эффективности использования человеческих ресурсов организации;
- провести анализ эффективности использования человеческих ресурсов в организации ООО «КС Телеком»;
- разработать предложения по повышению эффективности использования человеческих ресурсов в организации ООО «КС Телеком»;
- дать оценку эффективности разработанных предложений .
Источники исследования. Информационной базой исследования послужили данные кадровой службы ООО «КС Телеком», а также результаты научно–исследовательских работ различных авторов по теме исследования.
Методы исследования. В работе использованы метод сравнительного анализа, системного, логического анализа и математического моделирования, метод фотографии рабочего времени.
Глава 1. Теоретические аспекты менеджмента человеческих ресурсов
1.1. Понятие эффективности использования человеческих ресурсов организации: сущность и особенности
Понятие «эффективность» достаточно широко применяется в разнообразных областях науки и практики. В рамках данного исследования актуальным является определение сущности эффективности, так как это влияет не только на выбор показателей и критериев эффективности, но и на пути ее повышения.
В общем виде эффективность (результативность) – это отношение результата (эффекта) и затрат[1].
В словаре С.И. Ожегова понятие «эффективный» трактуется как «действенный, дающий эффект», а понятие «эффект» определяется как форма действия, как результат чего-либо, следствия чего-либо[2].
А.Б. Борисов определил эффективность как «результативность процесса, проекта, операции, которая определяется отношением эффекта, результата к затратам, определяющим его появление»[3].
Эффект и эффективность рассматриваются также как плодотворность определенных затрат труда и усилий[4]. Ряд авторов указывают на то, что «эффективность является показателем фактического достижения результата, способность организации эффективно побуждать в объемах, которые будут достаточными для поддержания баланса системы».
Под эффективностью понимают также критерий полноты и качества решения задачи, поставленной перед системой, а также выполнения системой своей роли[5].
Исходя из этого, можно сформулировать, что эффективность использования человеческих ресурсов - это соотношение результатов деятельности организации и затрат на привлечение и дальнейшее содержание человеческих ресурсов организации.
Чуев И.Н. считает, что цель анализа человеческих ресурсов состоит в вскрытии резервов повышения эффективности производства за счет производительности труда, более рационального использования численности работников и их рабочего времени[6].
Авторы книг по экономике человеческих ресурсов Н.А. Горелов, П.Э. Шлендер отмечают, что «...занятость - это категория, выражающая одну из сторон производственных отношений по поводу включения работника в конкурентную кооперацию труда на определенном рабочем месте»[7]. Занятость представляет собой социально-экономическое отношение по поводу соединения индивидуального работника со средствами производства по поводу приложения труда работников в различных сферах общественного хозяйства.
Кушнир И.В. считает, что к человеческим ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли хозяйства страны[8].
Достаточная обеспеченность предприятий нужными человеческими ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия человеческими ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов, объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
Человеческие ресурсы в современном понимании – это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги[9].
Однако, к определению человеческих ресурсов на уровне организации в настоящее время нет четкого и единого подхода. Наиболее часто встречаются следующие определения:
- человеческие ресурсы организации рассматриваются как часть профессионально-квалификационной структуры персонала, обусловленной возникновением человеческих отношений и последующим использованием потенциала работников[10].
- «человеческие ресурсы организации характеризуют его потенциальную рабочую силу, и выражаются в численности трудоспособных работников, обладающих совокупностью физических, умственных и духовных способностей, которые вне трудового процесса создания материальных благ и услуг не реализуются»[11].
Из представленных определений видно, что в первом случае речь идет о работниках, которые уже трудятся в данной организации, во втором случае – о той части трудоспособного населения региона, которое организация может рассматривать как потенциальных работников по критериям подходящего возраста, образования, квалификации и т.п.
Понятие человеческие ресурсы обычно употребляется для выделения их специфики как особого вида применяемых ресурсов среди всей совокупности используемых предприятием ресурсов. Понятие человеческие ресурсы тесно связано с понятием «персонал организации».
Персонал представляет собой личный состав как постоянных, так и временных работников, которые работают в организации по договору найма[12]. К персоналу принадлежат штатные и внештатные сотрудники, неквалифицированные и квалифицированные, которые заняты в непроизводственных подразделениях и на производстве[13].
Структуру человеческих ресурсов можно разделить по критериям количественных и качественных характеристик на две группы.
Количественные характеристики человеческих ресурсов – это численность сотрудников, их структура по возрасту, полу, месту проживания, принадлежностью к социальной группе, национальному признаку, отрасли и сфере экономики и др.
Качественные характеристики человеческих ресурсов – это их распределение по уровню образования, профессии, квалификации и т.п.
Структура качества человеческих ресурсов в условиях перехода к инновационному типу развития существенно меняется[14]. На первом месте в данном случае – способность принимать нестандартные решения, обучаемость, направленность на достижение поставленной цели и достижения результата, интеллектуальные способности и восприимчивость к нововведениям, инновациям. Далее сформулируем определение эффективности использования человеческих ресурсов.
1.2. Оценка эффективности человеческих ресурсов организации
Эффективность использования человеческих ресурсов измеряется показателями производительности труда.
Производительность труда - это его результативность или способность человека производить за единицу рабочего времени определенный объем продукции[15].
Выработка – это количество продукции, которая произведена за единицу рабочего времени, или приходится на одного среднесрочного работника в год (квартал, месяц). Выработка является наиболее распространенным и универсальным показателем эффективности труда.
Для измерения выработки могу использоваться как натуральные, так и денежные, стоимостные единицы измерения. Исходя из выбранной единицы измерения, выделяют следующие показатели выработки – часовую (на один отработанный человеко-час), дневную (один отработанный человеко-день), годовую, квартальную или месячную (на одного среднесписочного работника в соответствующий временной интервал)[16].
Выработка (В) рассчитывается по следующим формулам[17]:
В = Q / Ч ср.сп (1.1)
где Q – объем продукции за период времени (месяц, квартал, год);
Чср.сп – среднесписочная численность работников (или рабочих).
В = Q / Т (1.2)
где Т – затраты рабочего времени на производство продукции.
Аналогично определяется часовая (Вч) и дневная (Вд) выработка на одного рабочего.
Часовая выработка наиболее точно характеризует уровень производительности труда, поскольку при ее расчете не включаются в состав отработанных человеко-часов простои между сменами. При расчете дневной выработки в составе отработанных человеко-дней не учитываются невыходы на работу и простои в течение всего рабочего дня[18].
В зависимости от способа выражения объема продукции, различают три основных метода измерения выработки[19]:
1. Натуральный. Уровень производительности труда исчисляется как отношение объема продукции в физических единицах измерения к среднесписочной численности производственного персонала.