Файл: Коммерческая деятельность как категория рыночной экономики: содержание, цели, формирование (Основы организации и планирования в коммерческой деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Для принятия успешных коммерческих решений в процессе конкурентного соревнования для предприятия жизненно необходимо иметь как стратегические, так и текущие планы развития бизнеса. Это необходимо иметь как с точки зрения имущественного комплекса, так и с точки зрения финансов и менеджмента. Такое планирование интегрированных бизнес-процессов решается, как правило, путем составления на предприятии корпоративных бизнес планов.

И если инвестиционные бизнес-планы в ос­новном предназначаются для того, чтобы способствовать выходу на рынок высоко конкурентных новых видов товаров и услуг, то корпоративные призваны показать менеджменту фирмы перспективы ее развития, необходимый объем привлекаемых ресурсов и уровень отдачи от них, раскрыть значение факторов конкурентного и иных видов риска в ходе осуществления текущих и перспективных проектов.

В этом качестве они являются своего рода наиболее формализованным видом внутрифирменного стратегического (и отчасти оперативного) планирования. Одной из важнейших операционных задач в ходе организации коммерческой деятельности является инвестиционное проектирование.

План коммерческой деятельности фирмы, в конечном счете, должен дать правильный ответ на такие важные во­просы рыночных отношений, как возможная стоимость проекта и планируемые доходы. Каждый предприниматель должен знать, сколь­ко будет стоить новый проект, и принесет ли это дело доходы, а если принесет, то когда и какова степень риска? Ответы на эти вопросы рационального хозяйствования в сложных рыночных отношениях дает правильно составленный бизнес-план.

Актуальность данной темы связана с тем что в ней автором сделано рассмотрение/моделирование конкретного коммерческого кейса, за основу которого взято достаточно типичное предприятие из сферы торгового бизнеса, находящееся в момент рассмотрения на этапе критического анализа своей деловой программы и все более отстающее в вопросах системной модернизации.

Целью работы является всестороннее рассмотрение коммерческой деятельности предприятия и проектирование его развития.

Для достижения данной цели автором работы ставятся в ней следующие задачи:

Дать всестороннее понимание коммерческая деятельность как экономической категории в таких ее содержательных аспектах как целеполагание и орагницационная составляющая


Объектом исследования является коммерческие решения предприятия и основы для их формиования и удучшения.

Субъектом исследования является торговое предприятие – магазин в составе сети продуктовой сети ЗАО «Прод-Лига» - г. Кострома.

Основой теоретической части работы является монографическая и статейная литература по теории коммерческой деятельности и финансового менеджмента на предприятии, представленная в перечне источников данной работы. Базой для написания практической части работы являются законодательные, нормативно – правовые аспекты, данные отчетности предприятия, личные наблюдения автора.

В работе применяются следующие методы исследования: аналитический, экономико-статистический, математический, факторно-описательный и ряд других. Применялись также классические общенаучные методы: а именно такие логико-теоретические приемы, как абстрагирование, конкретизация, обобщение, сопоставление, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, системный анализ и структурно-функциональный подход.

Работа имеет практическую значимость в плане анализа коммерческой деятельности предприятия и прогноза ее дальнейшей модернизации.

1 Основы организации и планирования в коммерческой деятельности

1.1 Содержание коммерческой деятельности

Коммерческая деятельность возникла в глубокой древности с появлением товарно-денежных отношений и торговых посредников. В России становление торговли относиться к VIII – IX в.в. Центрами древнерусских городов были рынки. Внутреннюю торговлю вели чаще всего сами производители, без посредников. Развитие же коммерческой деятельности в России связывают с появлением в X – XII вв. торговых посредников (посреднических групп) – прасолов, офеней, коробейников, купцов [26, с.44].

В Древней Руси употреблялись в основном два термина — "купец" (горожанин, занимающийся торговлей) и "гость" (купец, торгующий с другими городами и странами). Первое упоминание о купечестве в Киевской Руси относится к X в. В XII в. в наиболее крупных городах возникли первые купеческие корпорации. Процесс роста купечества был прерван монголо-татарским нашествием и возобновился в Северо-Восточной Руси на рубеже XIII—XIV вв.


Впервые основы коммерческой деятельности европейского типа в России были заложены Петром I, который проявлял много заботы и прикладывал немало трудов для развития и расширения русской торговли.

Несмотря на все свое знание торгового дела, Петр I нередко сам сознавался, "что из всех дел управления торговля представляет наиболее затруднений". Главное проблема как до Петра так и после него (практически весь 18 век и 1 половина 19-го) заключалась в том, что московские люди, несмотря на всеми признанную свою способность к торговой и промышленной деятельности и на свою изворотливость и сметливость, не имели, однако, опытности во внешней торговле, которой до Петра почти никто в Московском царстве не занимался.

Русские торговцы вели внешнюю торговлю вразброд, каждый сам по себе, на свой риск и страх. Оттого силы и средства отдельных русских купцов, как правило, были недостаточны и они не могли выдержать конкуренции иноземных купцов и постоянно оставались в убытке. Иностранные же купцы уже в те времена действовали во внешней торговле большей частью в складчину или компаниями.

В XIX — начале XX вв. коммерческая деятельность была основным объектом занятия российского купечества, являвшегося почетным сословием российского общества. В этот период искусство коммерции в России достигло высокого уровня. Существовал своеобразный кодекс чести купца-коммерсанта, провозглашавший твердость и нерушимость купеческого слова, необходимость неукоснительного выполнения принятых обязательств по торговым сделкам, честное и добросовестное служение своему делу.

Репутация купца в деловом мире ценилась очень высоко. Многие представители российского купечества и предпринимательства внесли большой вклад в развитие и процветание российского государства, известны меценатством и благотворительностью, оставили заметный след в истории отечества (семейства Строгановых, Демидовых, Морозовых, Третьяковых, Мамонтовых, братья Елисеевы, Рябушинские и пр. ).

После октябрьского переворота отношение государственной власти к коммерческой деятельности складывалось по-разному, но в основном было резко отрицательным.

В период "военного коммунизма"(1918-1920гг.) коммерческая деятельность была запрещена. В период НЭПа (1921-1928гг.) произошло оживление коммерческой деятельности в связи с развитием товарно-денежных отношений, хозяйственного расчета. Но по мере свертывания НЭПа административно-командные методы, жесткая централизация управления и планирования стали вытеснять коммерческие отношения, экономические методы хозяйствования.


Во второй половине 60-х годов в связи с попытками осуществить хозяйственную реформу и оживить товарно-денежные отношения интерес к коммерческой деятельности повышается. И наконец, в 1990 г., с началом перехода к (квази)рыночным отношениям, статус и значение коммерческой работы резко повышается.

Не будем забывать, что коммерция – вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который является основой любой по-настоящему цивилизованной рыночной экономики.

Следовательно, коммерческая работа, разворачиваясь в основном в сфере торговли, представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли.

Акт купли-продажи товаров базируется на основной формуле товарного обращения – смене формы стоимости:

Д – Т Т1 – Д1

Из этого вытекает, что коммерческая работа в торговле – понятие более широкое, чем простая купля-продажа товара, т.е. чтобы акт купли-продажи состоялся, торговому предпринимателю необходимо совершить некоторые оперативно-организационные и хозяйственный операции, в том числе изучение спроса населения и рынка сбыта товаров, нахождение поставщиков и покупателей товаров, налаживание с ними рациональных хозяйственный связей, транспортировку товаров, рекламно-информационную работу по сбыту товаров, организацию торгового обслуживания и т.д.

Простая перепродажа товаров с целью получения прибыли, или иначе «делание» денег из нечего, является по существу спекулятивной сделкой, не представляющей собой полезной коммерческой деятельности (благородного бизнеса).

Итак, коммерческая деятельность – пол совокупности признаков можно определить как предпринимательскую деятельность предприятия или фирмы, направленную на получение прибыли(дохода) [10, с. 89].

1.2 Основные цели и организация коммерческой деятельности

Коммерческим структурам необходимо своевременно и адекватно реагировать на происходящие на рынке изменения, что требует постоянного совершенствования технологии коммерческой работы. При этом очень важна автоматизация в сфере логистики – при выполнении коммерческих операций по оптовым закупкам и оптовой продаже товаров, а также операций, связанных с управлением товарными запасами и формированием ассортимента товаров, контролем исполнения договоров.


Операции, связанные с осуществлением коммерческой деятельности, условно можно разделить на ряд блоков. В каждый из них входят операции, выполняемые на соответствующем этапе коммерческой деятельности. При этом следует отметить, что коммерческая деятельность, осуществляемая структурами, занимающимися оптовой торговлей, в значительной степени отличается от коммерческой деятельности розничных торговых предприятий. Это особенно характерно для операций, связанных с формированием ассортимента и продажей товаров.

Основой успешного осуществления коммерческой деятельности является ее информационное обеспечение. Сюда, прежде всего, следует отнести информацию о спросе и конъюнктуре рынка, об объемах и структуре производства товаров, информацию о самом товаре (его потребительских свойствах, качестве).

Важное значение имеет информация о численности и составе обслуживаемого населения, его покупательной способности. И, наконец, коммерческие структуры, работающие на рынке, должны располагать информацией о потенциальных возможностях конкурентов.

Опираясь на анализ имеющейся информации, можно приступать к следующему этапу коммерческой деятельности — определению потребности в товарах. При этом определяется емкость рынка и его сегментов, обосновывается ассортимент необходимых товаров.

Важным этапом коммерческой деятельности является выбор наиболее предпочтительных партнеров, с которыми должны быть установлены хозяйственные связи. Этому предшествует кропотливая работа по изучению возможных поставщиков товаров (их размещение, ассортимент и объем предлагаемых товаров, условия поставок, цена).

На следующем этапе коммерческой деятельности решается вопрос об установлении договорных отношений с поставщиками товаров. Должны быть согласованы все моменты, связанные с подготовкой проекта договора, с его подписанием. Результатом этого этапа коммерческой деятельности должен быть подписанный договор на поставку товаров, за выполнением которого необходимо наладить четкий контроль [25, с. 264].

На предприятиях оптовой торговли в качестве следующих этапов коммерческой деятельности необходимо выделить:

  1. управление товарными запасами;
  2. управление ассортиментом товаров;
  3. рекламно-информационную работу;
  4. оптовую продажу товаров;
  5. оказание услуг оптовым покупателям. [18, с.254]

Управление товарными запасами в оптовом звене предполагает их нормирование, оперативный учет и контроль за их состоянием, а также их регулирование в зависимости от конъюнктуры рынка. Они должны формироваться в соответствии со спросом, а их уровень должен обеспечивать бесперебойное удовлетворение потребностей оптовых покупателей. Успешное р управление товарными запасами приносит своевременные коммерческие решения по их нормализации, избегая при этом замедления оборачиваемости товаров и увеличения затрат, связанных с их хранением [4, с. 325.].