Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг (Понятие и сущность коммерческой деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Торговля важнейшая отрасль народного хозяйства, потому что она обеспечивает обращение товаров, движение их из сферы производства в сферу потребления. Ее можно рассматривать как вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей продажей товаров и оказанием услуг покупателям.

Сектор розничной торговли один из наиболее активно развивающихся рынков России, поскольку в нем осваиваются новые формы торговли, методы повышения эффективности работы организаций. Быстрое развитие российского потребительского рынка задало стремительный рост числа частных торговых организаций, который предлагают покупателям широкий товарный ассортимент и высокий уровень обслуживания. Наличие большого количества местных «игроков» и приход на рынок международных розничных сетей создали на рынке розничной торговли условия жесткой конкуренции. Привлечь и сохранить своего потребителя – это означает победить в ней. Потребитель – ражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [1].

Индивидуальная цель каждой организации является создание эффективной целесообразной деятельности и стабильного производства, выпуск и реализация продукции или услуг, которые обеспечивают постоянный доход и соответствующий уровень качества жизни его работникам.

Среди проблем развития фирм в период экономического реформирования, особенно актуальными остаются вопросы по повышению эффективности их деятельности, прямо связанные с удовлетворением потребительского спроса на продукцию, работу или услугу. Все это говорит о том, что актуальность данной работы весьма велика.

Цель курсовой работы проанализировать организацию коммерческой деятельности на примере магазина «Спортмастер».

Предмет курсовой работы – это коммерческая деятельность предприятия на рынке товаров и услуг.

Объект курсовой работы – магазин «Спортмастер».

Чтобы увеличить долю рынка и рост объемов сбыта организация нуждается в определенном комплексе мер для оптимизации своей коммерческой деятельности.

В своей курсовой работе решу такие задачи как:

  1. Рассмотрю теоретические аспекты коммерческой деятельности организации;
  2. Исследую основные экономические показатели и экономическую эффективность работы магазина «Спортмастер»;
  3. Исследую главные методы продажи товаров, применяемые в магазине «Спортмастер»;
  4. Предложу пути для совершенствования методов продаж.

Для того чтобы решить поставленные задачи работы я использовал общенаучные и специальные методы анализа и синтеза, ситуационного и логического анализа.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В курсовой работе использовались разработки и методики в области анализа внешней и внутренней среды организации отечественных авторов – Ананьева Н.В., Памбухчиянц О. В., Дашков Л.П., Джеймс Вумек, Дэниел Джонс и другие.

Глава 1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров и услуг

1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности

Понятие «коммерция» получило широкое распространение в России вследствие перехода от централизованного управления экономикой на рыночные принципы. Коммерция является видом торгового предпринимательства и бизнеса. Однако бизнеса благородного, именно того, который является основой каждой цивилизованной рыночной экономики.

Коммерция – происходит от латинского слова commercium, что означает торговля. Впрочем необходимо помнить, что понятие «торговля» имеет двойное значение. В первом случае – это самостоятельная отрасль народного хозяйства (торговля). Во втором – торговые процессы, которые направлены на осуществление актов купли продажи товаров. В свою очередь коммерческая деятельность относится ко второму понятию торговли – к торговым процессам, осуществляющие акты купли-продажи с целью получения прибыли [20, с.427].

Коммерческая деятельность – более узкое понятие, чем предпринимательство.

Предпринимательство – это организация экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход.

Предпринимательство может означать:

  • организацию промышленного предприятия,
  • организацию сельской фермы,
  • организацию торгового предприятия,
  • организацию предприятия обслуживания,
  • организацию банка,
  • организацию адвокатской конторы,
  • организацию издательства,
  • организацию исследовательского учреждения,
  • организацию кооператива и т.д.

Но только торговое дело является в чистом виде коммерческой деятельностью из всех видов предпринимательской деятельности. Следовательно, коммерцию необходимо рассматривать как один из видов предпринимательской деятельности. Другими словами элементы коммерческой деятельности могут осуществляться в любом виде предпринимательства, однако для них они не являются определяющими.

Основной целью коммерческой деятельности является получение прибыли при помощи удовлетворения покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания. Данная цель в такой же мере важна как для предприятия, так и для отдельных лиц, которые осуществляют операции купли-продажи на рынке товаров и услуг. Всем известно, что все операции и процессы, которые происходят в сфере товарного обращения, делятся на два вида:

  1. коммерческие;
  2. производственные [15, с.135].

Коммерческие процессы или чисто торговые процессы – это процессы, которые направлены на осуществление актов купли-продажи с целью получения прибыли и связанные со сменой форм собственности. К ним примыкают также такие торговые процессы, без которых невозможно нормальное проведение операций купли-продажи: это организация хозяйственных связей между продавцами и покупателями, изучение покупательского спроса на товары, реклама, посредничество, сервисное обслуживание покупателей, в том числе выполнение для них некоторых дополнительных услуг, страхование товаров при их доставке покупателям.

Операции купли – продажи вместе с примыкающими торговыми процессами, перечисленными выше, представляют собой торговлю в широком смысле слова.

Производственные процессы, являются продолжением производства в сфере обращения. Это доставка товаров от производителей к покупателям и потребителям, хранение, упаковка, расфасовка и т.п.

Таким образом, коммерция – это совокупность процессов и операций, направленных на совершение купли-продажи товаров в целях удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли.

Основная цель коммерции – извлечение прибыли [18, с.175]. Вместе с тем прибыль, полученная в коммерческой деятельности, может быть использована на развитие и расширение предпринимательства для более полного удовлетворение потребностей общества. Содержание коммерческой деятельности включает в себя такие направления:

  1. закупка материально-технических ресурсов и товаров оптово-посредническими и другими торговыми организациями;
  2. планирование ассортимента и сбыта продукции в организации;
  3. организация сбыта продукции;
  4. выбор наилучшего партнера в коммерческой деятельности;
  5. организация оптовой продажи товаров и коммерческое посредничество;
  6. розничная торговля как форма коммерческо-посреднической деятельности.

Для достижения поставленных в коммерческой деятельности задач необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

  1. неразрывная связь коммерции с принципами маркетинга;
  2. гибкость коммерции, ее направленность на учет постоянно меняющихся требований рынка;
  3. умение предвидеть коммерческие риски;
  4. выделение приоритетов;
  5. проявление личной инициативы;
  6. высокая ответственность за выполнение принятых обязательств по торговым сделкам;
  7. нацеленность на достижение конечного результата - прибыли.

Гибкость коммерции должна проявляться в своевременном учете требований рынка, для чего необходимо изучать и прогнозировать товарные рынки, развивать и совершенствовать рекламу, а также внедрять в коммерческую деятельность инновации [11, с.35].

Умение предвидеть коммерческие риски является очень важным принципом для предпринимателя в сфере торговли.

Коммерческий риск - это возможные убытки в коммерческой работе. Он может быть определен как сумма ущерба, понесенного вследствие неверного решения и расходов до его реализации.

Коммерческий риск может возникнуть в результате инфляции, заключения рискованной сделки, невыполнения договорных обязательств контрагентами. Кроме того, коммерческий риск может возникнуть по причине нестабильности социально политической ситуации.

Выделение приоритетов в коммерческой деятельности не менее важно, чем и в производстве. Реализация этого принципа предполагает постоянное изучение и знание всех деталей коммерческой деятельности.

Личная инициатива зависит непосредственно от каждого человека, работающего в сфере коммерции, и определяется не только личностными характеристиками, но и культурой труда.

Высокая ответственность за выполнение принятых обязательств по торговым сделкам - это принцип, который создает репутацию коммерсанту в деловом мире. Реализация этого принципа - залог эффективной коммерческой деятельности.

Нацеленность на достижение в конечном результате прибыли является одним из основных принципов коммерческой деятельности [2, с. 85].

1.2 Общие принципы организации коммерческой деятельности

Коммерческая деятельность в управлении коммерческой организацией, в первую очередь, включает в себя оптовые и розничные продажи. Любая сделка между производителем и покупателем, приобретающим продукцию с целью ее перепродажи, обычно является оптовой сделкой. Таким образом, оптовая торговля заключается в продаже товара любым лицам или организациям, которые не являются конечными потребителями. К оптовым посредникам относятся собственно оптовики и торговые агенты. Оптовиками называют торговых посредников, закупающих большие партии товаров и затем распространяющих их по тем или иным каналам сбыта. Торговые агенты, в отличие от собственно оптовиков, сами не покупают товар, но выполняют ряд важных и разнообразных функций, обеспечивающих продвижение товара к конечному потребителю.


Розничная торговля включает все виды деятельности, связанные с продажей товаров и услуг конечным потребителям. Географическое размещение организаций розничной торговли отражает характер расселения. Большая часть подобных организаций сконцентрировано в крупных городах, где выделяются различные торговые районы: центральный район в более крупных и старых городах, дополнительный торговый район и третий тип, называемый торговой улицей, – скопление небольших магазинов, обслуживающих население данного квартала. В середине XX века в мире и в начале XXI века в России также начинают появляться крупные торговые центры [4, с.142].

Чтобы воспользоваться преимуществами крупномасштабных операций и вместе с тем сохранить независимость, розничные торговцы организуют кооперативы или добровольные ассоциации. Объединение в кооперативы позволяет им самостоятельно проводить оптовые торговые операции. Члены кооператива дают совместные заказы поставщикам и получают оптовые скидки, что помогает им конкурировать с сетями магазинов, удерживающими низкие цены. Кооперативы зачастую предпринимают объединенные рекламные кампании и продают товары под единой торговой маркой. Особенно важную роль они играют в торговле продовольственными товарами. Ассоциации напоминают кооперативы, но образуются и управляются оптовиком, а не розничным торговцем. Оптовики создают ассоциации, когда сталкиваются с тем, что число обслуживаемых ими организаций розничной торговли уменьшается. Чтобы остановить этот процесс, оптовик заключает с магазинами-членами ассоциации договоры об обслуживании; последние, в свою очередь, соглашаются покупать большую часть товаров у данного оптовика.

Для небольших торговых предприятий есть еще одна возможность использования преимуществ крупномасштабных торговых операций. Специальный контракт (франшиза) может быть заключен между поставщиком (производителем либо оптовиком) и многими независимыми предприятиями розничной торговли. По соглашению компания-поставщик в определенной мере контролирует деятельность таких организаций, предоставляет им зарегистрированную торговую марку и оказывает функциональную поддержку. Распространена система специальных контрактов, особенно в туристическом бизнесе (гостиницы «Холидей инн»), бизнесе быстрого питания («Макдоналдс») и в других отраслях сферы обслуживания, например в прокате автомобилей.

Возможны следующие параметры для классификации коммерческих организаций, которые занимаются реализацией различных товаров: широта ассортимента, способ доставки, отношение к системе сбыта, размер оборота [21, с. 128]. Оптовая и розничная торговля может осуществляться на уровне производителей, предприятий-посредников и агентов и брокеров.