Файл: Налоговый учет по акцизу (Структура, признаки и классификация табачной продукции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В современном налогообложении также применяются и комбинированные ставки, при которых адвалорные и специфические ставки используются одновременно. В таком случае, специфическая ставка устанавливается как фиксированная сумма на некоторое количество единиц товара и к ней прибавляется сумма, рассчитанная по адвалорной ставке (как процент от стоимости товара). Использование комбинированной ставки может компенсировать недостатки, присущие адвалорным ставкам, при этом нивелируя их преимуществами, которые характерны для твердых ставок. И наоборот.

Принимая во внимание вышеизложенное, считаем, что следующее распределение ставок является наиболее рациональным для российский налоговой практики: к товарам роскоши применять адвалорные ставки акцизов, специфические же ставки – только к товарам, оказывающим негативный социальный эффект. Ко всем прочим следует применять комбинированные ставки. При таком подходе вероятно возникновение сложностей из-за классификации подакцизных товаров. Приведем одну из возможных классификаций.

Согласно приведенному в экономическом словаре определению товаров роскоши, ими являются «предметы изысканного вкуса, в силу высокой стоимости доступные только состоятельным людям, товары, без которых вполне можно обойтись в повседневной жизни».

Следовательно, основным критерием для отнесения товаров к данной группе является их стоимость.

К товарам, создающим отрицательный социальный эффект следует отнести табачную продукцию. Вторым аспектом в оценке эффективности применения ставок акцизов на табачные изделия является их размер. Математически закономерность между изменением налоговой ставки и налоговыми поступления была исследована Артуром Лаффером и известна в мировой экономической науке как эффект Лаффера. Согласно этой теории при повышении ставки доходы государства за счет налогов вначале увеличиваются, затем рост немного замедляется и, достигнув предельной ставки, начинается такое же плавное снижение доходов бюджета либо происходит резкое их падение [4, с. 41]. Таким образом, когда налоговая ставка достигает определенного уровня, снижается предпринимательская инициатива, сокращаются стимулы к расширению производства, уменьшаются доходы, вследствие чего часть налогоплательщиков переходит из «легального» в «теневой» сектор экономики [5, с. 57].

Согласно программы развития налогообложения в Российской Федерации на 2010-2015 годы в части акцизного налогообложения табачной продукции налоговую политику будет определять план мероприятий по реализации «Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака в 2010-2015 годах», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. №1563-р. Этим планом предусмотрено, что поэтапное повышение акциза должно происходить такими темпами, чтобы обеспечить в Российской Федерации средний уровень налогообложения табачных изделий на уровне стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения. Для этого необходимо, чтобы средний акциз в текущих ценах составлял около 3000 рублей за 1000 штук или 60 рублей за пачку сигарет наиболее продаваемого бренда.


В целях выполнения требований Концепции возможноувеличить темпы роста ставок акциза, с тем, чтобы к 2020 году достигнуть целевого ориентира минимального акциза. При этом, в случае принятия этих предложений, размер комбинированной ставки акцизов на сигареты и папиросы составит 1200 рублей за 1000 штук + 9,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1600 рублей за 1000 штук.

Также мы считаем, что одним из серьезных направлений в совершенствовании деятельности налоговых инспекций по взиманию и исчислению акцизов в Российской Федерации станет применением информационной системы «Контроль за производством и оборотом подацизной продукции и отдельных видов нефтепродуктов» - ИС «Акциз».

Система ИС «Акциз» предназначена для автоматизации (информационной поддержки) функций налоговых органов по контролю, учету, анализу и управлению (регулированию) состоянием рынка (производство и оборот) подакцизной продукции, а также субъектов этого рынка (производителей, оптовых и розничных реализаторов) в части предоставления ими различных форм отчетности, на основе применения современных информационных технологий и организационно-управленческих методов, средств вычислительной, телекоммуникационной и оргтехники, используемых для операций ввода, обработки, передачи, хранения, анализа и предоставления информации специалистам и руководству для подготовки управленческих решений.

Также мы считаем, что фискальная политика должна преследовать как интересы формирования доходной части бюджета, так и интересы здравоохранения. По мнению специалистов по здравоохранению, фискальные меры, включая налоговые и ценовые, являются ключевым компонентом общей политики в сфере производства и оборота табачной продукции.

Однако мы не поддерживаем повышение налогов до чрезмерного уровня. На наш взгляд, государство должно соблюдать баланс между поддержанием налогов на уровне, позволяющем достигать поставленных целей, и обеспечением доступных цен на табачную продукцию для совершеннолетних курильщиков. Этот оптимальный баланс зависит от многих факторов. Ставки акциза должны соответствовать покупательной способности населения, ставкам в соседних странах и, прежде всего, способности и желанию налоговых органов следить за соблюдением закона в этой сфере.

Один из ключевых факторов при выборе ставки налога заключается в потенциальном влиянии увеличения налогов на развитие незаконной торговли. Очевидно, что нелегальная торговля стимулируется большим количеством факторов, в число которых входит чрезмерное налогообложение. Хотя поддержание налогов на высоком уровне возможно одновременно со сдерживанием контрабанды на низком уровне, налоги являются основным стимулом, а значит, и важным фактором борьбы против незаконной торговли табачной продукцией. Более того, у государства должны быть возможность, желание и способность обеспечивать соблюдение законов и охранять свои границы. Опыт свидетельствует о том, что политика постепенного повышения налогов одновременно с принятием эффективных мер по противодействию контрабанде является оптимальным способом достижения целей как в части получения доходов в бюджет, так и в части здравоохранения, одновременно с сокращением риска стимуляции и развития черного рынка.


Государству не следует ограничивать свой интерес оптимальным уровнем налогов - не менее важна их грамотная структура. Непродуманная структура налогообложения может привести к повышению спроса на сигареты, облагаемые по низкой ставке, и другие виды табачной продукции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в ходе рассмотрения курсовой работы мы пришли к выводу, что акцизное налогообложение считается отрицательным, в случае, когда оно одинаково и для обеспеченных и для бедных граждан. Первоначально акцизы должны были представлять собой налоги с социальной направленностью, но сейчас их функции наоборот можно назвать асоциальными, так как они только укрепляют разницу между бедными и богатыми слоями населения. Акцизы являются косвенным налогом, поэтому они в основном направлены на не самую состоятельную часть общества, а это 20 процентов бюджетных поступлений, что по сути имеет тревожный характер. Как раз косвенные налоги являются внушительным сдерживающим фактором в развитии экономики, что ещё сильнее ухудшает ситуацию в условиях довольно длительного кризиса.

На сегодняшний день, акцизы в основном исполняют фискальную функцию, что означает желание государственных органов при внедрении новых акцизов восполнить нехватку бюджетов, нежели наладить механизм воспроизводства и потребления той или иной продукции. Фискальная тенденция акцизов на бензин также имеет свое влияние, так как с ростом цен на это горючее топливо по умолчанию увеличиваются издержки практически во всех производственных сферах. Как следствие этого увеличиваются необходимые затраты на общественное производство, что понижает экономическую конкурентоспособность. При этом акцизы все же оказывают регулирующие действия, особенно это заметно в области табачной и алкогольной продукции. Посредством этого наполняется не только государственная казна, но и снижается процент потребления алкогольной продукции, стимулируется выпуск более качественного алкоголя.

В области акцизов законодательная база находится в процессе доработок. Это объясняется большим объемом документации, которую проблематично систематизировать и которая является довольно сложной для восприятия. Акцизы представляют собой рычаг, с помощью которого государство может воздействовать на экономические процессы в стране. Для улучшения сложившейся экономической ситуации необходимо усовершенствовать налогообложение в области акцизов, с целью восполнения бюджетов всех уровней.


Созданный в России механизм по взиманию акциз на табачные изделия с экономической точки зрения не имеет конкретного обоснования, которое бы основывалось на содержании этого налога, что во многих случаях искажает объект акцизного налогообложения и ещё больше подталкивает к теневому бизнесу. Многие российские экономисты озадачены проблемой усовершенствования существующего механизма взимания акцизов на табачные изделия. В учебных и методических пособиях, в экономических статьях и монографиях анализируются нормативные и инструктивные налоговые документы, разрешаются вопросы о реформировании акцизного механизма, путем увеличения фискальной важности акциза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты и законы

  1. Конституция Российской Федерации. Текст по состоянию на 2015 год // СПС Гарант - 2015.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: федер. закон: [принят Гос. думой 16 июля 1998 г.] / ред. от 04.03.2015 // СПС «Консультант Плюс».
  3. Федеральный Закон от 7 марта 2006 г. N 23-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «Об акцизах» (с изменениями от 2 января 2013 г.)

Учебная литература

  1. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. М.: Финансы и статистика, 2010.
  2. Боровко, Л.В. Совершенствование акцизного налогообложения в современных условиях хозяйствования / Л.В. Боровко // Сборник научных статей молодых ученых, специалистов и аспирантов. - Невинномысск: НГГТИ, 2015.
  3. Боровко, Л.В. Совершенствование акцизного налогообложения продуктов и отраслей / Л.В. Боровко // Вестник университета (Государственный университет управления). №16. - М.: ГУУ, 2013.
  4. Боровко, Л.В. Формирование социально-ориентированной модели акцизного налогообложения и эффективность её развития / Л.В. Боровко // Бизнес в законе. №1. - М.: Издательский дом «Юр-ВАК», 2014.
  5. Горский И.В. Налоги в рыночной экономике. М.: АНКИЛ, 2013.
  6. Давыдова И.А. Акцизы - М.: ЗАО «Издательский Дом «Главбух»; 2013.
  7. Козырина А.Н., Акциз в системе таможенных платежей//Финансы. 2015.
  8. Комментарии к федеральному бюджету РФ. Фонд комплексных прикладных исследований, Свободная аналитическая школа - М: Пробел-2014.
  9. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник М. Дело 2013
  10. Майбуров И.А. Теория налогообложения. Продвинутый курс: учебник /И.А. Майбуров, А.М. Соколовская. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
  11. Налоги и налогообложение / Под ред. И. Г.Русаковой и др. - М.: Финансы; ЮНИТИ, 2015.
  12. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Проф. Г.Б. Поляка, проф. А.Н. Романова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
  13. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений/ О.В.Скворцов, Н.О.Скворцова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  14. Налоги и налогообложение: Учебник/Окунева Л.П.М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2013.
  15. Налоги и налогообложение: Учебник/Юткина Т.Ф.М.: ИНФРА - М, 2013.
  16. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Романова. - М.: ЮНИТИ, 2013.
  17. Налоговые системы зарубежних стран / Под ред. В. Г. Князева и Д. Г. Черника. - М.: Закон и право, 2013.
  18. Нечипорук Н.А., Подгорная Т.К Акцизы. Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97» (2-издание, переработанное). 2015.
  19. Нечипорчук Н. А. Новый порядок уплаты акцизов на алкогольную продукцию в 2013 году//Российский налоговый курьер.- 2013.-№4.-С.58-69.
  20. Нечипорчук Н. А. О новом порядке исчисления акцизов // Налоговый вестник.- 2015.-№12.
  21. Нечипорчук Н.А. Изменения в правилах исчисления акцизов с 2010 года // Российский налоговый курьер. – 2013. - №24. – С.12 – 16.
  22. Селезнёва Н. Н. Налоги и налоговая система России. - М. Закон и право, 2015.