Файл: Налоговый учет по акцизу (Структура, признаки и классификация табачной продукции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источник: http://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/otchet/1nom010714reg.xlsx

Проанализируем налоговые поступления в бюджет от производства табачной продукции и дадим собственную оценку полученным результатам на основании таблиц 1-4.

Диаграмма 1. Динамика поступления платежей от предприятий-производителей табачной продукции в 2013-2016гг., тыс.руб.

Наглядные результаты диаграммы 1 показывают восходящий тренд в мобилизации налоговых платежей предприятий, производящих табачную продукцию. Хотя показатели 2016 года несколько ниже аналогичных периодов прошлых лет. Мы считаем, что это связано с увеличением стоимости табачных изделий, утвержденных Правительством Российской Федерации в 2016 году. Многие предприятия-производители табачной продукции предпочитают уходить в тень или скрывать налоги. Кроме того, в последнее время все большую проблему приобрело появление и усиление рынка нелегальной табачной продукции. Доля такого рынка, по нашим оценкам, составляет в целом по Российской Федерации 0,9% от легального рынка.

Диаграмма 2. Соотношение начисленных и поступивших платежей от предприятий табачной продукции в 2013-2016гг.

Суммы поступивших платежей, судя по результатам диаграммы 2, выше начисленных платежей. Это свидетельствует о высокой результативности действий налоговых органов в отношении предприятий табачной продукции.

Диаграмма 3. Динамика поступления акцизов на табачные изделия по Российской Федерации в 2013-2016гг., тыс.руб.

Исходя из результатов диаграммы 3 можно также сделать вывод о том, что за последние годы суммы платежей по подакцизным товарам (на табачные изделия) постоянно растут, а, следовательно, бюджет Российской Федерации пополняется необходимым количеством средств.

2.2. Анализ поступления в бюджет Российской Федерации налогов от табачной продукции

Для того, чтобы проанализировать поступления в бюджет Российской Федерации от производства табачной продукции за последние годы, необходимо рассмотреть структуру налоговой базы и налоговых начислений за последние годы. Так, по данным Федеральной Налоговой службы Российской Федерации по форме № 5 –ТИ за 2010 год суммы акциза по операциям, подлежащим налогообложению составили 102527793 тысячи рублей.


Для начала также необходимо уточнить, расчет поступлений в Федеральный бюджет Российской Федерации акцизов на табачную продукцию складывается из количества произведенных сигарет за тот или иной период. Так, в 2013 году количество произведенных сигарет по Российской Федерации составило 360 миллиардов штук, а в 2014 году – 362 миллиарда штук. В 2015 году производство сигарет также выросло и составило 364 миллиарда сигарет с фильтром.

В структуре налоговой базы по акцизам на табачную продукцию преобладают сигареты с фильтром, как самые популярные среди курильщиков. Сумма акцизов по сигаретам с фильтром по Российской Федерации в 2010 году составила 99839479 тысяч рублей. Акцизные сборы за сигареты без фильтра по Российской Федерации в 2010 году составили 2642844 тысячи рублей.

Таблица 5

Структура налоговой базы и налоговых начислений по табачной продукции в Российской Федерации в 2013 году, тыс.руб.

Операции, подлежащие налогообложению акцизами (за исключением экспорта)

сигареты без фильтра, папиросы

из них

сигареты с фильтром

по комбинированной ставке акциза

по минимальной специфической ставке акциза

Сумма акциза
(тыс. руб)

Сумма акциза
(тыс. руб)

тыс. шт.

тыс. рублей

Сумма акциза
(тыс. руб)

тыс. шт.

Сумма акциза
(тыс. руб)

Сумма акциза
(тыс. руб)

Российская Федерация

102527793

2642844

10546513

5332637

1464525

8569061

1178319

99839479

Источник: http://www.nalog.ru/html/docs/svot/2010_5_ti.xls

В структуре акцизных поступления в 2013 году преобладают также сигареты с фильтром. Сумма поступления составила 135412947 тысяч рублей, а сигарет без фильтра – 3243430 тысяч рублей. Всего налоговая база по табачным изделиям в 2013 году составила 138717467 тысяч рублей (см. таблицу 6)

Таблица 6

Структура налоговой базы и налоговых начислений по табачной продукции в Российской Федерации в 2014 году, тыс.руб.

Операции, подлежащие налогообложению акцизами (за исключением экспорта)

сигареты без фильтра, папиросы

из них

сигареты с фильтром

по комбинированной ставке акциза

по минимальной специфической ставке акциза

Сумма акциза
(тыс. руб)

Сумма акциза
(тыс. руб)

тыс. шт.

тыс. рублей

Сумма акциза
(тыс. руб)

тыс. шт.

Сумма акциза
(тыс. руб)

Сумма акциза
(тыс. руб)

Российская Федерация

138717467

3243430

7541301

5520165

1582251

5820158

1661179

135412947


Источник: http://www.nalog.ru/html/docs/svot/5ti2013_reg.xls

По данным Федеральной налоговой службы в 2015 году операции, подлежащие налогообложению акцизами составили 183436757 тысяч рублей, что на 20% выше аналогичного периода прошлого года. Структура акцизных платежей показывает, что сигареты с фильтром также преобладают в структуре налоговой базы по акцизам на табачные изделия и составляют 179884859 тысяч рублей, а сигареты без фильтра, а также папиросы – 34735557 тысяч рублей.

Таблица 7

Структура налоговой базы и налоговых начислений по табачной продукции в Российской Федерации в 2015 году, тыс.руб.

Операции, подлежащие налогообложению акцизами (за исключением экспорта)

сигареты без фильтра, папиросы

из них

сигареты с фильтром

по комбинированной ставке акциза

по минимальной специфической ставке акциза

Сумма акциза
(тыс. руб)

Сумма акциза
(тыс. руб)

тыс. шт.

тыс. рублей

Сумма акциза
(тыс. руб)

тыс. шт.

Сумма акциза
(тыс. руб)

Сумма акциза
(тыс. руб)

Российская Федерация

183436757

3473557

1130091

1202065

370462

7537187

3103095

179884859

Источник: http://www.nalog.ru/files/docs/1803132.xls

По состоянию на 1 октября 2016 года сумма акциза по операциям, подлежащим налогообложению акцизами (за исключением экспорта) составила 250574130 тысяч рублей, из которых на долю сигарет без фильтра пришлось 3166781 тысяч рублей, и 247290273 тысячи рублей на сигареты с фильтром соответственно.

Таблица 8

Структура налоговой базы и налоговых начислений по табачной продукции в Российской Федерации в 2016 (1 октября 2016) году, тыс.руб.

Операции, подлежащие налогообложению акцизами (за исключением экспорта)

сигареты без фильтра, папиросы

из них

сигареты с фильтром

по комбинированной ставке акциза

по минимальной специфической ставке акциза

Сумма акциза
(тыс. руб)

Сумма акциза
(тыс. руб)

тыс. шт.

тыс. рублей

Сумма акциза
(тыс. руб)

тыс. шт.

Сумма акциза
(тыс. руб)

Сумма акциза
(тыс. руб)

Российская Федерация

250574130

3166781

25658

124381

22420

5030457

3144361

247290273


Источник: http://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/svod/5_TI/010120165ti_1.xlsx

На основе данных таблиц 5-8 построим диаграмму 4, на которой будет видна динамика поступления платежей за акцизы на сигареты с фильтром и без них.

Диаграмма 4. Динамика поступления платежей по акцизам за сигареты с фильтром и без фильтра в 2013-2016гг., тыс.руб.

Стоит отметить, что в нашем анализе не нашлось места структуре акцизов по табачным изделиям по Республике Дагестан, так как в республике нет производителей табачной продукции. Более того, согласно последним исследованиям (2015г.) 19,3% изученных образцов табачной продукции в Дагестане не имели российских акцизных марок либо не были продукцией легальных производителей (контрафакт). Кроме того, основная часть образцов (72%) имеет акцизные марки Республики Беларусь, а на поддельную продукцию, по данным исследования, приходится до четверти от всех нелегальных сигарет в регионе. Чаще всего подделывают наиболее популярные марки сигарет среднего ценового сегмента.

Около 1,34 млрд сигарет в масштабах республики может иметь нелегальное происхождение. Потери государственного бюджета (акцизные сборы и НДС) от продажи такого количества сигарет превышают 1,5 млрд рублей.

Также стоит отметить, что в 2016 году по Республике Дагестан доля контрафактных сигарет составила 27,6% пачек от рынка легальной продукции. Основная часть нелегальных пачек имеет акцизные марки Республики Беларусь и Казахстана; на контрафакт (поддельные сигареты) приходится 5% нелегальных сигарет в республике. Чаще всего подделывают популярные марки сигарет среднего ценового диапазона; доля сигарет незаконного происхождения в республике увеличилась в полтора раза по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Опираясь на данные исследования, можно утверждать, что около 750 млн. нелегальных сигарет будет продано в республике по итогам 2016 года. Потери государственного бюджета (акцизные сборы и НДС) от продажи такого количества сигарет превысят 1 млрд. рублей.

Нелегальные продажи табака в Дагестане продолжают расти, как показывает свежее исследование. Это значит, что меры, принимаемые государством для борьбы с подпольным табачным бизнесом, недостаточно эффективны.


ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

Для того чтобы рассмотреть некоторые пути совершенствования акцизного налогообложения табачной продукции, необходимо снова обратиться к видам акцизных ставок. В настоящее время различают два вида акцизных ставок - адвалорные и специфические (или твердые). Адвалорные ставки устанавливаются как взятый от стоимости товаров процент, а специфические – как денежное выражение, взятое на единицу продукции. Первые называются «стоимостными налогами», вторые - «потоварными налогами» [1, с. 298].

Применение обоих разновидностей зависит от цели, преследуемой государством при обложении акцизами товаров. Использование каждой из перечисленных ставок, присущи как свои преимущества, так и недостатки.

Использование адвалорных ставок обеспечивает стабильные поступления доходов в бюджет страны, однако, в этом случае, налоговые обязательства потребителей могут измениться в сторону уменьшения, как следствие изменений в структуре потребления (например, увеличение потребление более дешевых и низкокачественных товаров). Применение адвалорных ставок более характерно для стран, в которых в производстве подакцизных товаров участвуют небольшие фабрики и заводы. Отсутствие иностранного капитала дает поддержку отечественного производителя, занятого производством недорогой продукции [2, с. 507].

В данном контексте, применение стоимостных налогов становится нецелесообразным для российских условий, поскольку вся подакцизная продукция в стране производится исключительно крупными производителями.

Специфические ставки, в отличие от адвалорных, не стимулируют к понижению качества продукции, поскольку в случае вторых, плательщики имеют возможность уменьшить свои налоговые обязательства, изменяя структуру своего потребления в сторону дешевых товаров. Твердые ставки более приемлемы, при недостаточно совершенной системе сбора акцизов, что присуще российским реалиям [2, с. 506]. Применение этой акцизной ставки также целесообразно, если цель акцизного налогообложения заключается в ограничении употребления товаров, создающих негативные социальные эффекты. Как известно, основной дестимулирующий фактор при употреблении табачной и алкогольной продукции - введение или увеличение акцизов. Это положение, безусловно, верно, вместе с тем, существуют и некоторые отступления от «правила», мы рассмотрим их ниже.