Файл: Налоговый учет по акцизу (Структура, признаки и классификация табачной продукции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перед принятием решения о введении налога, прежде всего, необходимо определить цель этого налога. Основанием для разработки табачного налога и определения его цели служат целый ряд политических, социальных и экономических проблем. Есть также и дополнительные проблемы, которые не обсуждаются здесь, уникальные для каждого правительственного органа или налоговой администрации. Политические деятели должны тщательно и всесторонне рассматривать ситуацию в своей стране и развивать такую политику налогообложения табака, которая наилучшим образом удовлетворяет их собственные потребности.

Как только цель определена, необходимо определить задачи налога. Существует, по крайней мере, три задачи или причины для налогообложения табачных изделий:

1. Повышение доходов бюджета. Табачные налоги очень эффективны для роста доходов. Обычно существует большой, установившийся рынок платящих налоги потребителей, потому что они либо не могут прекратить курить из-за зависимости, либо не реагируют на цены, если налоги низки. Кроме того, эти налоги легче контролировать и собирать, чем другие, например, налоги с доходов.

2. Исправление побочных последствий. Табачные налоги помогают оплачивать внешние затраты потребления табака, такие как болезни некурящих и затраты на лечение таких болезней. Этот аргумент называется «негативные побочные последствия».

3. Препятствование потреблению изделия. Табак считается изделием, не имеющим достоинств: он вызывает зависимость и разрушает здоровье, тем самым явно не способствуя развитию экономики в целом. Табачные налоги в наибольшей степени препятствуют потреблению среди бедных, молодых и новых потребителей табака, и дают возможности для более производительных затрат и инвестиций в других отраслях.

Каждая из этих целей взаимосвязана с двумя другими, и это детально обсуждается в данной главе. Менее ясны многочисленные возможности, касающиеся типа налога, его ставки, контроля и сбора налога, а также использования дохода от этого налога. Как только они поняты, можно вводить, контролировать и защищать налог, а также определять систему, позволяющую оценить успех или неудачу налога.

Акцизные налоги на сигареты являются хорошим источником получения дохода. Хотя доля доходов налога на сигареты в общих налоговых поступлениях низка во всех странах, учитывая уровень общих налоговых поступлений в развитых странах, эта доля демонстрирует значение получения доходов от налогов сигареты.


Общественное здоровье или, точнее, улучшение общественного здоровья, является распространенной и обоснованной целью табачных налогов. Примите во внимание: согласно оценкам, к 2030 году табак будет ежегодно вызывать более 10 миллионов смертей. Две трети этих смертей произойдет в развивающихся странах. Затраты, связанные со смертностью и заболеваемостью из-за обусловленных табаком болезней будут огромны. В большинстве случаев правительство является главным поставщиком услуг здравоохранения, хотя такие услуги охватывают лишь малый процент населения. Остальные люди, когда им необходима медицинская помощь, вынуждены сами оплачивать расходы. Эти затраты будут особенно тяжелы для бедных людей.

Налоги на потребление табака вводятся для того, чтобы улучшить здоровье: они приводят к сокращению потребления табака, что затем приводит к уменьшению смертности и заболеваемости. Кроме того, полученный от этих налогов доход можно использовать для улучшения медицинского обеспечения тех, на кого воздействует потребление табака. Этот аргумент будет детально обсуждаться ниже.

Налоги повышают цену, которую потребитель должен уплатить за табачные изделия. Чем выше цена, тем меньше товара люди покупают. Поэтому высокие табачные налоги вводятся для того, чтобы:

-поощрять курильщиков прекращать курение или снижать потребление;

-предохранять бывших курильщиков от возобновления курения;

-предотвращать начало курения среди некурящих.

Потребление сигарет и других табачных изделий вызывает непреднамеренные затраты здравоохранения в результате болезней и смертей потребителей табака, особенно курильщиков и других людей, вынужденных вдыхать их дым (например, затраты на медицинское обслуживание курильщиков из-за курения, а также затраты, вызванные болезнями и смертью некурящих, страдающих от вторичного табачного дыма). Экономисты используют термин «побочные последствия» когда описывают затраты, налагаемые на иных людей, а не на непосредственных потребителей товаров и услуг. В целом эти затраты не отражаются в цене сигарет и других табачных изделий, и курильщики вряд ли будут их учитывать, принимая решение, курить ли им, и если да, то сколько.

Следует ввести налог на курильщика, который включает негативные побочные затраты, связанные с воздействием курильщика на некурящих. Поскольку курильщик заплатит более высокую социальную стоимость он или она вынуждены будут принимать экономически более эффективное решение относительно того, покупать ли им табак и если да, то в каком количестве. Если побочные затраты и включающий их уровень налогов достаточно высоки, курильщик будет потреблять меньше, и побочные затраты курения в конечном счете снизятся.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПОСТУПЛЕНИЯ АКЦИЗОВ В БЮДЖЕТ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРОИЗВОДЯЩИХ ТАБАЧНУЮ ПРОДУКЦИЮ В РФ

2.1. Анализ и оценка налоговых органов за налогообложением табачной продукции

Рассмотрим динамику поступления налоговых поступления от предприятий, производящих табачную продукцию в Российской Федерации за 2013-2016 год в контексте начисленных и поступивших платежей, а также в структуре федеральных, региональных, местных налогов и специальных налоговых режимов.

Так, по данным Федеральной налоговой службы предприятия, производящие табачную продукцию уплатили в консолидированный бюджет Российской Федерации налогов на общую сумму 182308411 тысяч рублей. Начислено к уплате в 2013 году – 181586062 тысячи рублей. Таким образом, поступление платежей даже несколько выше суммы начисления. Это свидетельство хорошей работы налоговых органов по взиманию как акцизов на табачную продукцию, так и в целом налоговых платежей специализированных предприятий по производству табака и сигарет.

В структурном отношении поступление платежей в бюджет Российской Федерации выглядит следующим образом: федеральные налоги и сборы составили большую часть платежей, поступивших в консолидированный бюджет страны, составив при этом 181487131 тысяч рублей.

Предприятия-производители табачной продукции уплатили в бюджет Российской Федерации региональных налогов и сборов в размере 799565 тысяч рублей. Местные налоги и сборы (налог на имущество физических лиц и земельный налог) в составе платежей табачных предприятий в консолидированном бюджете страны составили сумму в размере 20377 тысяч рублей.

Самой важной строчкой в форме №1-НОМ Федеральной налоговой службы Российской Федерации является строка «акцизы по подакцизным товарам». Эта сумма напрямую связана с уплатой акцизов по произведенной табачной продукции в целом по Российской Федерации.


За 2013 год сумма акцизов по табачной продукции составила 136603805 тысяч рублей.

Налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами в 2013 году в совокупности составили сумму в 1338 тысяч рублей от подобного рода предприятий (см. таблицу 1)

Таблица 1

Динамика поступления налоговых платежей от предприятий-производителей табачной продукции в 2013 году, тыс.руб.

Начислено
к уплате

Поступило платежей в консолидированный бюджет
Российской Федерации

в том числе:

федеральные налоги и сборы

 акцизы по
подакцизным
товарам

региональные налоги и сборы,

местные налоги и сборы

налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами

Российская Федерация

181 586 062

182 308 411

181 487 131

136 603 805

799 565

20 377

1 338

Источник: http://www.nalog.ru/html/1nom.xls

В 2014 году всего было начислено платежей для предприятий-производителей табачной продукции на сумму 235175010 тысяч рублей, что значительно превышает аналогичный период 2013 года. При этом сумма поступивших платежей также превышает сумму начисленных налогов. В структуре платежей предприятий-производителей табачной продукции также преобладают федеральные налоги и сборы.

Всего за 2014 год предприятия-производители табачной продукции уплатили в консолидированный бюджет Российской Федерации 235369760 тысяч рублей налогов и сборов.

Доля региональных налогов в бюджете также мала и составил 25407 тысяч рублей; местных налогов – 25407 тысяч рублей, а специальных налоговых режимов, использующихся предприятиями, которые производят табачную продукцию – 654 тысяч рублей.

Благодаря контрольной деятельности налоговых органов всего предприятиями-производителями табачной продукции было уплачено акцизов на табачную продукцию в 2014 году на сумму 179367562 тысяч рублей, что на 42763757 тысяч рублей больше аналогичного периода прошлого года.

Таблица 2

Динамика поступления налоговых платежей от предприятий-производителей табачной продукции в 2014 году, тыс.руб.

Начислено
к уплате

Поступило платежей в консолидированный бюджет
Российской Федерации

в том числе:

федеральные налоги и сборы

 акцизы по
подакцизным
товарам

региональные налоги и сборы,

местные налоги и сборы

налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами

Российская Федерация

235 175 010

236 111 081

235 369 760

179 367 562

715 260

25 407

654


Источник: http://www.nalog.ru/files/docs/svot/1nom12reg.xls

По состоянию на 31 декабря 2015 года предприятия, производящие табачную продукцию, уплатили в консолидированный бюджет Российской Федерации всех налогов и сборов в размере 320468946 тысяч рублей, при том, что начисленных платежей, как и за аналогичные периоды прошлых лет также оказалось несколько меньше – 318510431 тысячу рублей.

Предприятия, производящие табачную продукцию, уплатили в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2015 году федеральных налогов и сборов в размере 319775968 тысяч рублей, в том числе акцизов на табачную продукцию в размере 250370361 тысяч рублей.

Доля региональных, местных и специальных налоговых режимов в структуре налоговых платежей специализированных предприятий крайне низка и составила в 2015 году в совокупности платежей 692978 тысяч рублей, что несопоставимо мало даже с акцизами по подакцизным товарам. (см. таблицу 3)

Таблица 3

Динамика поступления налоговых платежей от предприятий-производителей табачной продукции в 2015 году, тыс.руб.

Начислено
к уплате

Поступило платежей в консолидированный бюджет
Российской Федерации

в том числе:

федеральные налоги и сборы

 акцизы по
подакцизным
товарам

региональные налоги и сборы,

местные налоги и сборы

налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами

Российская Федерация

318510431

320468946

319775968

250370361

668606

22722

1650

Источник: http://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/otchet/1nom010114reg.xls

По состоянию на 1 октября 2016 года предприятия, производящие табачную продукцию уплатили налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации на сумму 178285713 тысяч рублей, из которых федеральные налоги и сборы (НДС, налог на прибыль, акцизы по подакцизным товарам и пр.) составили 177999909 тысяч рублей.

Доля региональных, местных и специальных налоговых режимов составила в совокупности 285804 тысяч рублей. Акцизы на табачную продукцию в 2016 году составили 140309782 тысяч рублей. (см. таблицу 4)

Таблица 4

Динамика поступления налоговых платежей от предприятий-производителей табачной продукции в 2016 году (на 1 октября 2016), тыс.руб.

Начислено
к уплате

Поступило платежей в консолидированный бюджет
Российской Федерации

в том числе:

федеральные налоги и сборы

 акцизы по
подакцизным
товарам

региональные налоги и сборы,

местные налоги и сборы

налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами

Российская Федерация

177 201 427

178 285 713

177 999 909

140 309 782

273 565

12 129

110