Файл: Защита права собственности. Общие положения..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нотариальная деятельность по защите и обеспечению права собственности совершается в двух основных формах, содержание которых составляют нотариальные действия, обусловливающие законность реализации правомочий собственника, степень защищенности субъективного права собственности от незаконных притязаний третьих лиц.

При этом, форма нотариальной защиты права собственности – это связанный общей логикой развития процесс публичного подтверждения нотариусом существования или изменения правомочий, составляющих содержание права собственности, в целях придания им официального характера и/или правовой действительности.

Важно отметить, что такие нотариальные действия универсального, "вспомогательного" характера, как: свидетельствование верности копий документов и выписок из них; свидетельствование подлинности подписи на документах; свидетельствование точности перевода документов с одного языка на другой; удостоверение факта нахождения гражданина в живых или в определенном месте и прочие аналогичные действия,- не являются составными частями формы нотариальной защиты права собственности, потому что подтверждают лишь косвенную связь с правомочиями собственника.

Итак, нотариальная защита права собственности реализовывается в двух основных формах:

- в форме нотариального удостоверения возникновения, изменения, прекращения правомочий собственности;

- в форме нотариального свидетельствования наличия права собственности.

При этом, удостоверение возникновения, изменения, прекращения правомочий собственности – это публичное подтверждение изменения правоотношения собственности (по субъектному составу, содержанию и пр.) оно выступает в качестве одного из обязательных элементов юридического состава, необходимого для возникновения (изменения, прекращения) правоотношения.

Нотариальная защита права собственности в форме удостоверения имеет место, например, при удостоверении сделок. Так, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной. Совсем недавно в январе 2016 года вступили в силу значительные изменения, коснувшиеся нотариального удостоверения сделок. Так, был изменен в сторону расширения перечень сделок и соглашений, подлежащих обязательному нотариальному заверению. Следует отметить, что до этих законодательных изменений в обязательном порядке необходимо было удостоверять лишь следующие виды правовых соглашений: ипотечный договор; соглашение ренты; соглашение пожизненного содержания с иждивением; завещание; брачный договор. А многие другие разновидности сделок подлежали до 2016 года нотариальному заверению только лишь по желанию сторон. Приведенный выше перечень сохранил свой императивный характер в отношении нотариального заверения, но, было сказано выше, в 2016 году вышеперечисленный перечень соглашений, приобретающих юридическую силу лишь после удостоверения у нотариуса, был дополнен другими видами сделок: сделками, направленными на продажу доли в праве общей собственности какому-то третьему лицу (то есть не иному участнику общей долевой собственности). При этом, сохранились прежние требования в соответствии с которыми участник долевой собственности, изъявляющий желание продать свою имущественную долю совсем постороннему лицу, обязан письменно уведомить прочих сособственников имущества о своем намерении продать долю, указав в уведомлении цену и иные условия продажи. И только потом, после выполнения вышеуказанной процедуры, согласно новым правилам, сделка по возмездному отчуждению доли одним из участников в праве общей собственности третьему лицу обязательно подлежит нотариальному заверению. Важно отметить, что законодательством установлен месячный срок после даты извещения прочих участников долевой собственности, собственником доли, продающим ее, по истечение которого сделка может совершаться. Но законодательством допускается оформление сделки раньше вышеназванного месячного срока при условии, что нотариус, производящий обязательное удостоверение, установит присутствие письменного отказа других соучастников долевой собственности на покупку продаваемой доли. Помимо вышеназванного вида сделок, обязательному нотариальному удостоверению подлежат сделки, заключаемые по продаже земельной доли и соглашение о разделе супружеского имущества (ранее нотариальное заверение такого соглашения исполнялось по желанию сторон, но и до изменений в законодательстве правоведы, практикующие в сфере семейного права, настойчиво советовали разводящимся супругам обращаться к нотариусу при разделе имущественных ценностей, так как не удостоверенные простые письменные соглашения, как правило, порождали обилие правовых деликтов в будущем).


Особо хочется заострить внимание на сделках, которые затрагивают распоряжение объектами недвижимости в порядке доверительного управления либо опеки. То есть речь идет о продаже недвижимости, которая является собственностью несовершеннолетних граждан либо граждан, признанных ограниченно дееспособными. До законодательных нововведений при совершении анализируемых сделок заявители представляли в территориальный регистрирующий орган соглашения, составляемые в простой письменной форме, и сотрудники Росреестра сами проводили правовую экспертизу представленной документации, и в случае, когда с правовой стороны с документами все было в порядке, проводилась Государственная регистрация подобных сделок. На сегодняшний день проверка должной документации ложатся на нотариуса, производящего удостоверение. То есть на сегодняшний момент без подписи нотариуса государственная регистрация переходящих прав по соглашениям, которые подлежат императивному нотариальному заверению, исполняться не будет. Но есть еще один положительный момент в данной ситуации -госрегистрация после нотариального удостоверения происходит в ускоренном порядке, так как нет необходимости снова проверять соглашение. Так, в случае регистрация прав Росреестром на основе нотариально удостоверенной документации, срок регистрационной процедуры составят до 3-х рабочих дней, последующих за днем приёма регистратором документов. При этом, по остальным, не удостоверяемым нотариусами сделкам, регистрация должна пройти в десятидневный срок. Основная цель императивного нотариального удостоверения рассматриваемых сделок – это проверка соответствия сделки закону и защита прав граждан и организаций. Нотариальная подпись на правовых соглашениях, помимо всего вышеназванного, способствует снижению количественного показателя правовых споров. Особенно это касается разногласий, рассматриваемых в суде. Как уже отмечалось ранее, соглашение о разделе супружеского имущества, удостоверенное нотариусом, является существенным доказательством при разборе соответственного спора судом. То есть сторона соглашения взята под защиту в случае, если противоположная сторона (другой супруг) передумает и потребует пересмотреть ранее оговоренный порядок имущественного раздела. Но необходимо справедливости ради отметить, наверняка, единственный, но чувствительный недостаток обязательной нотариальной процедуры – это довольно существенное (особенно при сделках с дорогостоящей недвижимостью) увеличение финансовых расходов сторон сделки, потому что за каждое нотариальное действие требуется платить вознаграждение нотариусу.


В отличие от удостоверения нотариальное свидетельствование наличия права не влияет на его действительность, а представляет собой публичное подтверждение существования и бесспорности (в силу специфики нотариальной компетенции) права.

Примером нотариального свидетельствования как формы нотариальной защиты права собственности следует привести выдачу свидетельства о праве на наследство.

В связи с рассмотрением форм нотариальной защиты права собственности нельзя обойти вниманием их значение. Итак, мы уже отметили, что нотариальное удостоверение является обязательным элементом юридического состава, влекущего возникновение (изменение, прекращение) права собственности. Без него право не возникает (сделка ничтожна).

В данном случае представляется, что нотариальный акт по удостоверению полностью выполняет свою функцию по "ознаменованию" возникновения права.

Но право собственности - право длящееся, нотариальный акт в дальнейшем должен в полной мере продолжать выполнять свои функции по охране права: подтверждать действительность, нерушимость права; на его основании собственник должен быть вправе осуществлять иные свои полномочия; нотариальный акт должен служить достаточной защитой от противоправных посягательств со стороны третьих лиц.

Однако в настоящее время в России нотариальный акт в целом (любой, выносимый по результату совершения нотариального действия) не отвечает по своей юридической силе и значению указанным критериям, т.е. не имеет ни особой доказательственной, ни исполнительной силы.

Прежде всего, нотариальный акт должен обладать особой доказательственной силой по сравнению с иными документами.

Доказательственная сила нотариального акта должна гарантировать, что представления суду такого акта достаточно для доказательства содержащихся в нем фактов и обстоятельств. Нотариальный акт понимается как письменное доказательство в высшем смысле этого слова; доказательство, заранее созданное в спокойной обстановке при сотрудничестве сторон, когда о разногласиях нет и речи.[57]

Отечественное процессуальное право и законодательство не придают нотариальному акту повышенной доказательственной силы, что критикуется представителями нотариального сообщества, по мнению которых в законе о нотариальной деятельности должно быть закреплено положение о доказательственной силе нотариального акта. Нотариальный акт по удостоверению или свидетельствованию должен подразумевать возможность исполнения в установленных законом случаях и порядке, без обращения к дополнительным юрисдикционным или иным процедурам.


Нотариальный акт в силу своей правовой природы должен обладать исполнительной силой, что исторически традиционно для западноевропейских процессуальных систем, где гражданско-правовые требования, основанные на бесспорных документах, а именно - на актах, совершенных при участии нотариусов или судов, осуществляются принудительным путем, без предварительной судебной проверки, которая производится только в том случае, когда противник заявит спор в общем исковом порядке производства. [58]

2.3 Защита собственности в административном порядке

Согласно ч. 2 ст. 11 ГК РФ защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом решение компетентного органа, принятое в административном порядке по жалобе или заявлению гражданина, может быть обжаловано в суд. Право на судебную защиту в таких случаях ограничено быть не может.

Таким образом, ГК РФ справедливо признает приоритет судебной защиты субъективных гражданских прав.

На современном этапе некоторыми федеральными законов предусмотрена административная форма защиты гражданских прав и интересов. Рассмотрим более подробно некоторые из них.

Так, в соответствии со статьей 40 Закона РФ "О защите прав потребителей" федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) осуществляет государственный контроль за соблюдением законов, иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

Наряду с антимонопольным органом права потребителя защищают ряд федеральных органов исполнительной власти, в том числе федеральный орган по стандартизации, метрологии, сертификации, органы санитарно-эпидемиологического контроля и т.д. (ст. 42 Закона), а также органы местного самоуправления (ст. 44).

Наряду с данными законодательными актами административный порядок защиты предусматривается Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"2. Согласно ст. 27 данного Закона федеральный антимонопольный орган рассматривает факты нарушения антимонопольного законодательства и принимает по ним решения и предписания в пределах своей компетенции.

Основаниями для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства являются заявления коммерческих и некоммерческих организаций, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и представления прокурора. В соответствии с указанной статьей дела о нарушении антимонопольного законодательства могут быть рассмотрены федеральным антимонопольным органом по собственной инициативе.


Если рассматривать плюсы данной формы защиты, то следует отметить административный порядок защиты гражданских прав имеет перспективу дальнейшего развития, потому что реализуя свое право на защиту в административном порядке, гражданин или организация могут быстрее осуществить защиту своего права, чем в судебном порядке.

Бесспорно, что на сегодняшний день судебная процедура остается длительной и дорогостоящей.

Так, согласно ст. 44 Закона о защите прав потребителей граждане вправе обратиться в органы местного самоуправления за защитой своих прав. Органы местного самоуправления, в свою очередь, вправе: рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав; анализировать договоры, заключенные продавцами (изготовителями) с потребителями в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей; при выявлении товаров ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей, а также окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров; в случае выявления продажи товаров, не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, приостанавливать продажу товаров до представления информации или прекращать продажу товаров (выполнения работ, оказания услуг); обращаться в суд за защитой прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Таким образом, органы местного самоуправления наделены широкими полномочиями по защите прав потребителей. В то же время в ряде случаев органы местного самоуправления самостоятельно не могут предпринять активных действий по защите прав потребителей, а должны обращаться к органам исполнительной власти, имеющим соответствующие полномочия.

Так, ст. 43 Закона о защите прав потребителей не упоминает орган местного самоуправления в качестве субъекта, имеющего право применить административное взыскание к нарушителю прав потребителя. Представляется, что ст. 43, не предусматривающая право органов местного самоуправления налагать санкции за посягательства на права потребителей, соответствует ст. 1 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", согласно которой органы местного самоуправления - это выборные и другие организации, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.