Файл: финансовая политика России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Не отойдя от кризиса 2008-2010 года Россия пережила новую волну финансовых шоков со стороны стран запада и США два года назад, все эти факторы существенным образом сказались на финансовом секторе рыночного хозяйствования и государственного бюджета в целом. Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов, где успешное осуществление экономического развития во многом связано с финансовой стабилизации. Успешное развитие и функционирование любого отдельного государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, развитию социальной сферы, обороноспособности государства, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой основы деятельности государственных органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, формирования финансовых инструментов их реализации согласно целям развития экономических процессов.

Однако в настоящее время для целесообразного осуществления поставленных задач при реализации финансовой политики требуется детальный и глубокий подход к пониманию ее целей, значения, и механизма, а также элементов, ее составляющих. Особый интерес представляет опыт обеспечения финансовой политики иностранных государств. Для развития российской налоговой и бюджетной системы, несомненно, будет полезно перенимание опыта зарубежных государств, уже развивших у себя достаточно успешно реализацию финансовой политики.

Объектом исследования является финансовая политика России.

Предмет исследования – финансовые отношения, реализующие в финансовой политике.

Цель работы заключается в исследовании финансовой политики Российского государства.

Для достижения данной цели следует решить ряд поставленных задач:

  • рассмотреть сущность, цели и задачи финансовой политики государства;
  • выявить принципы формирования финансовой политики государства;
  • провести анализ показателей доходной и расходной части федерального и местных бюджетов;
  • выделить особенности реализации основных направлений бюджетной политики государства.

Теоретической и эмпирической базой исследования послужили аналитическо-статистические материалы, статьи и результаты исследований российских и зарубежных экономистов, официальные сайты Федеральной налоговой службы РФ и Министерства финансов РФ, Российской Федерации, статистические сборники и научные публикации.

Структурно работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена теоретическим аспектам финансовой политики, где рассмотрены сущность, понятия, цели и задачи. Вторая глава раскрывает сущность практического обеспечения финансовой политики в Российской Федерации. В третьей главе рассмотрены основные направления совершенствования финансовой политики в РФ.

1. Теоретические аспекты финансовой политики государства

1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики государства

После внешних санкций значительное количество публикаций отечественных экономистов и экспертов посвящено вопросам регулирования государственной финансовой политики и проблемам финансового функционирования экономики. Однако консенсус по теоретическим факторам этого вопроса не был достигнут.

Таким образом, и российские, и западные экономисты не дают точного определения финансовой политики. Например, Рудигер Дорнбуш, Стэнли Фишер и Ричард Шмалензи не определяют финансовую политику как самостоятельную концепцию. В то же время они подходят к раскрытию этой расширенной сущности фискальной политики. По их мнению, фискальная политика — это не что иное, как решения, принимаемые государством в зависимости от доходов и расходов бюджета. Таким же образом исследуют эту проблему и другие представители внешнеэкономических правовых институтов. Например, Макконнелл и Стэнли Л. Брю объединяют определения фискальной и бюджетной фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые государством в распределение бюджетных расходов и налоговых поступлений, которые будут направлены на обеспечение социальной сферы и воспроизводства национальной экономики. Однако такое толкование вызывает ряд неточностей в определении значения финансовой политики[1].


Более рациональный подход состоит в том, как интерпретируют эту проблему марксисты, которые рассматривают в рамках финансовой политики, прежде всего, комплекс правительственных мер, направленных на стабилизацию финансовых ресурсов, их правильное распределение для целей осуществления государством своих функций, указывая в первую очередь на социальную направленность и эффективность финансовой политики по развитию производственных отношений и производительных сил, определяющимися объективными закономерностями экономического развития, общественным состоянием страны. Во всяком случае, если в марксистской школе фискальная политика определяется как комплекс финансовых мероприятий общественного-политического института по распределению и контролю государственных доходов и расходов для достижения установленных экономических и социальных целей. При этом уточняется, что в ней находит свое отражение финансовый аспект экономических функций государства[2].

В марксистском понимании определения финансовой политики все еще нет полной точности, поскольку сфера влияния фискальной политики практически совпадает со сферой финансовой политики, и в обоих случаях представляет собой комплекс правительственных мер по распределению и дальнейшему регулированию бюджетных средств. Совпадение интерпретаций объясняется тем фактом, что использование подразумевает управление доходами и расходами государственного бюджета с целью определения того, что необходимо сначала, чтобы получить (доходы), а затем использовать (расходы).

Большой вклад в интерпретацию сущности финансовой политики определены отечественными трудами российских экономистов. Профессор В.В. Лавров, исследуя сущность финансовой политики, отметил ее связь с контролем и последующим рассмотрением объема вложенного труда, производства и распределения национальных продуктов. Эти вопросы были основополагающими для определения приоритетных задач финансовой политики в сфере государственного контроля за денежным обращением, деятельностью отечественных банков, а также введения налогов на монополизацию внешней торговли. Финансовая политика рассматривалась в то время, как одна из основных в сфере государственного регулирования экономики и была связана с осуществлением концентрации сил, финансовой мобилизации и средств на экономическое развитие государства. Другой экономист И.В. Левчук, подчеркивая значительный вклад финансовой политики в наращивание производства, отмечает, что финансовая политика призвана сформировать правильное сочетание демократического и централизованного в регулировании распределения, и потребления государственных средств бюджета [3]. По мнению В. С. Павлова, интерпретация финансовой политики определяется непрерывностью кредитования и финансов в государственном управлении и связывает финансовую политику с условиями реальной финансово-экономической ситуации в стране, методами и направлениями реструктуризации финансово-кредитной системы, и новыми подходами к решению проблем экономических реформ.


Государство в процессе своей деятельности осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности является экономика в целом, а также отдельные составляющие элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.д. Совокупность государственных мер по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций является финансовой политикой.

Содержание

финансовой

политики

государства

Выработка научно

обоснованных

концепций

развития

финансов

Определение

основных

направлений

использования

финансов на

перспективу и

текущий период

Осуществление

практических

действий,

направленных на

достижение

поставленных

целей

Рисунок 1 – Содержание финансовой политики государства

Содержание финансовой политики довольно сложное, так как охватывает широкий спектр видов деятельности:

  • разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, основных задач;
  • создание адекватного финансового механизма;
  • управление финансами государства и других хозяйствующих субъектов.

Основой финансовой политики являются стратегические направления, определяющие долгосрочные и среднесрочные перспективы использования финансов и обеспечения решения основных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.

Государственная финансовая политика должна быть средством решения социально-экономических проблем общества, а не инструментом достижения целей определенных органов власти, преследующих свои собственные интересы. Финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только государственных органов.

Другие авторы рассматривают финансовую политику как «часть экономической политики государства, которая представляет собой набор фискальных и других финансовых инструментов, и институтов государственной финансовой власти, которые в соответствии с законом имеют право формировать и использовать государственные финансовые ресурсы в соответствии с стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики»[4]. Это определение не раскрывает сущности финансовой политики, но описывает механизм, инструменты для его реализации. Дело в том, что финансовый механизм является лишь частью финансовой политики, посредством которой осуществляется непосредственное финансовое управление.


Финансовая политика представляет собой комплекс государственных мер, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов с последующим их распределением и использованием для выполнения функций государства.

Цели

финансовой

политики

повышение

эффективности

использования

финансовых ресурсов

оздоровление

структурной

экономики

достижение более высокого

уровня населения на основе

развития отраслей

промышленности и

сельского хозяйства

наибольшая

мобильность

финансовых

ресурсов для

удовлетворения

потребностей

общества

Рисунок 2 – Цели финансовой политики

Таким образом, отечественные экономисты интерпретировали финансовую политику как политику расходования денег в денежной системе, денежную форму обеспечения экономических законов товарного производства и централизованное выражение денежного распределения в экономике через финансовый сектор. Финансовая политика определяется как искусство перераспределения через формирование и использование денежных средств в интересах создания условий для увеличения денежной и естественной основы экономических отношений.

1.2 Принципы формирования финансовой политики государства

Формирование государственной финансовой политики в глобальном масштабе осуществляется в соответствии со следующими общими принципами.

Разработка научно обоснованной концепции развития финансов. Это делается для того, чтобы выявить объективную необходимость реализации запланированных мер финансовой политики и обосновать изменение существующего механизма реализации финансовых отношений. Научно-обоснованная концепция развития финансов формируется на основе анализа современного состояния экономики, перспектив ее стабилизации, развития и производственных сил, и отношений, потребностей народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах.[5]

Следующим принципом формирования государственной финансовой политики является концентрация части финансовых ресурсов в централизованных государственных фондах. Формирование централизованных фондов государственных фондов осуществляется в целях обеспечения финансирования расходов на содержание государственных органов, армейские, судебные и исполнительные органы, учреждения образования, здравоохранения, учреждения культуры, а также накопления средств на строительство объектов народного хозяйства и обороны. Централизация части финансовых ресурсов характерна для всех государств, включая Россию.