Файл: финансовая политика России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Российской Федерации в условиях продолжающейся нестабильности банковской системы в течение последних двух лет наблюдается общее снижение объема инвестиций в реальный сектор и усиление конкуренции за их привлечение, нестабильность цен на основные экспортные товары. Тем более необходимо совершенствовать всю финансовую политику государства, включая бюджетную, банковскую, таможенную, инвестиционную, налоговую и другие составляющие.

Бюджет играет существенную, значительную экономическую, политическую и социальную роль в воспроизводственном процессе общества, является инструментом воздействия на становление и развитие экономики и социальной сферы, является ускорителем, а в некоторых случаях тормозом социальной-экономического развития общества.

Бюджетная политика является основным механизмом государственного регулирования экономики. Бюджетная политика позволяет осуществлять важнейшие функции государственной власти через государственный бюджет.

Основной макроэкономической задачей является создание федерального бюджета со сбалансированными расходами и доходами бюджета при сильном падении цен на нефть. Баланс этих показателей является своеобразным гарантом экономической стабильности в государстве. Задача соотношения расходов и доходов бюджета является наиболее актуальной.

На основании данных из документа «Основные направления бюджетной политики на 2019 год и планируемый период 2020 и 2021 годов» можно сделать выводы о динамике расходов и доходов государственного бюджета на период 2019-2021 годов.

Основные характеристики федерального бюджета на 2019-2021 гг. формируются с учетом применения основных положений бюджетных правил. Определение максимальной суммы расходов федерального бюджета производится на основе базовых цен на нефть, в связи с чем дополнительные доходы от нефти и газа будут использоваться для формирования Фонда национального благосостояния.

Начиная с 2019 года планируется создать Фонд развития, который будет финансироваться за счет внутренних заимствований. Это приведет к структурному дефициту бюджета на начальном уровне ~ 0,5% ВВП в год.

Последовательное осуществление политики макроэкономической стабилизации (бюджетные правила) в сочетании с созданием новых инструментов развития (Фонд развития), с одной стороны, обеспечит постепенное сокращение ненефтегазового дефицита до 6,0% ВВП, а также с другой стороны, не будет угрожать устойчивости государственных финансов и доступности кредитов для частного сектора.


Разберем детально исполнение доходов федерального бюджета по нефтегазовым и ненефтегазовым доходам в его структуру (рисунок 7)

Рисунок 7 – Исполнение доходов федерального бюджета по нефтегазовым и ненефтегазовым доходам[12]

В течение этого периода наблюдается существенное изменение в соотношении ненефтяных и газовых и нефтегазовых доходов. В 2015 году в структуре доходов бюджета преобладали доходы от нефти и газа, которые составляли 42,9% доходов, а ненефтегазовые доходы составляли в общем 57,1 % доходов бюджета. В 2017 году доходы бюджета значительно изменились, и можно увидеть противоположную картину: ненефтегазовые доходы составили 60,4% от общих доходов бюджета, а доходы от нефти и газа, напротив, снизились и составили 39,6 % от общего объема. доходы бюджета. Это связано с очень низкими ценами на нефть, и поэтому бюджету не хватает большой доли доходов от нефти и газа.

Анализ доходов федерального бюджета показал, что эта часть бюджета характеризуется неблагоприятной ситуацией. В Российской Федерации ежегодное снабжение доходов федерального бюджета. Это связано прежде всего с сокращением доходов от нефти и газа, падением мировых цен на нефть, ухудшением отношений между Российской Федерацией и мировым сообществом. Наблюдается негативная тенденция: увеличение дефицита федерального бюджета связано с сокращением доходов, но в то же время с существенным увеличением расходов.

Актуальным вопросом в поиске путей увеличения доходов бюджетов всех уровней в Российской Федерации является совершенствование механизма управления деньгами из неналоговых доходов. Неналоговые доходы в структуре доходов бюджета составляют в среднем около 8% доходов федерального бюджета (без учета доходов, полученных от таможенных пошлин и сборов) и около 14% доходов консолидированных бюджетов субъекты Российской Федерации.

Причины такого слабого влияния неналоговых доходов на бюджет обусловлены низким уровнем администрирования этих доходов, вызванным отсутствием единой кодификации и классификации неналоговых доходов, низким прогнозированием, ограниченным распределением по бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам муниципальных образований, неэффективным механизмом взимания платежей.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации[13] отсутствует определение содержания неналоговых доходов, полномочий государственных органов, общих требований к сбору и взиманию этих платежей. Взимание платежей, составляющих неналоговые доходы бюджета, регулируется системой нормативных актов, в том числе законодательных актов (в том числе Лесного, Гражданского, Воздушного, Водного кодекса Российской Федерации), международного права, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.


Таким образом, решения и активная работа необходимы в следующих областях:

Механизм предоставления налоговых льгот должен быть направлен на отказ от неэффективных льгот и ограничение негативных последствий от их использования.

Необходимо повысить эффективность использования доходов от неналоговых источников.

Составление перечня с дальнейшей кодификацией и классификацией платежей и сборов, взимаемых в соответствии с нормативными правовыми актами и представляемых в государственный бюджет.

Прогнозирование доходов должно регулироваться с использованием методологических подходов.

Совершенствование бюджетной политики в области государственной поддержки реального сектора экономики и реализации инвестиционных проектов с государственным участием является одним из приоритетов повышения эффективности механизма регулирования бюджетных расходов.

Существующие механизмы государственной поддержки реального сектора экономики показывают, что бюджетные расходы не оказывают эффективного влияния на экономический рост и реализацию государственных инвестиций. Основными причинами неэффективности бюджета являются:

Исполнение бюджетных вложений происходит без сравнительного анализа различных вариантов реализации инвестиционного проекта.

Государственная поддержка охватывает мелких участников рынка, что значительно искажает конкурентные условия ведения бизнеса.

Низкие требования предъявляются к экономической целесообразности выбранного направления финансирования создания объектов.

Увеличение незавершенного строительства, и, как следствие, экономический эффект от использования этих объектов снижается.

Созданы условия, при которых поддерживаются экономически невыгодные, неконкурентоспособные предприятия, а также монополисты, препятствующие развитию экономики и модернизации производства;

Необходимо пересмотреть правовое регулирование рассмотрения и реализации государственного участия в проектах сторонних компаний, подходящих для целей государственной политики[14].

Также следует решить ряд вопросов, связанных с использованием целевых средств, выделяемых из бюджета в уставный капитал компаний с государственным участием. В частности, существует проблема формирования временно неиспользованных бюджетных средств для реализации инвестиционных проектов на счетах компаний в кредитных организациях, существует также практика размещения этих средств на депозитах в банке, что не способствует достижению задач государственной инвестиционной политики. Кроме того, отсутствует прозрачность бюджетных расходов, выделяемых на реализацию инвестиционных проектов через вертикально интегрированные структуры, в том числе связанные с созданием объектов капитального строительства дочерних предприятий этих интегрированных структур.


3. Проблемы и перспективы развития финансовой политики Российской Федерации

3.1 Проблемы повышения эффективности государственной финансовой политики в Российской Федерации

Для повышения эффективности финансовой политики очень важно наиболее полное использование всех имеющихся резервов, включая содержащиеся в ней возможности, которые включают более четкое соблюдение логической «технологии» ее разработки и реализации, полное рассмотрение ее основных принципов (правил) и трех уровней (федеральный, региональный и муниципальный) управления [15].

На сегодняшний день Россия уже достаточно ощутила негативное влияние экономического кризиса. Поскольку, цены на основные товары и услуги продолжают расти, доходы падают, количество безработных растет, а рубль все еще теряет позиции на мировом рынке, что приводит к инфляции, снижению доходов и покупательной способности населения. Российская экономика находится в пугающем состоянии, так как кризис все еще продолжается, и если необходимые структурные реформы не будут проведены, то этот кризис примет невероятный импульс, от которого пострадает и население страны, и вся ее экономика.

В конце года, по мнению экономистов и финансистов, рубль постепенно укрепляется, власти ищут средства для повышения заработной платы граждан, а цены на нефть постепенно растут. Тем не менее, эксперты говорят, что этот кризис закончится в начале 2020, благодаря этому, будут восстановлены социально-экономические процессы, а экономическая ситуация в стране улучшится[16]. Кроме того, на региональном уровне предпринимаются определенные усилия для ликвидации возникающих долгов и покрытия дефицита бюджета за счет собственных источников средств [17].

Состояние современной мировой экономики, падение цен на энергоносители, введенные против России санкции что негативно влияют на бюджетную политику Российской Федерации, а также на достижение главной цели - устойчивого экономического развития. Несмотря на это, в будущем можно надеяться, что реализация мер, намеченных финансовой политикой в 2019 году, обеспечит принцип сбалансированности и устойчивости трехуровневой бюджетной системы Российской Федерации.


Чтобы проанализировать проблему дальнейшего повышения эффективности финансовой политики на основе более тщательного изучения всех ее областей (бюджетная, банковская, инвестиционная, налоговая, страховая, таможенная и фондовая), на наш взгляд, необходимо рассмотреть последовательность использования всей цепочки ее этапов, среди которых выделяются выделение средств на их развитие, формирование «дерева» целей и задач, создание информационной базы, прогнозирование, планирование, организация управления, оценка результатов, стимулирование и контроль. Мы считаем, что полнота их сочетания во многом зависит от:

- качества и непрерывности реализации финансовой политики во всех ее направлениях, то есть все они должны иметь перечисленные шаги;

- полноты и комплексности, которые вытекают из общих «технологических» требований для всех областей финансовой политики, т.е. обязательный и сквозной характер наличия этих этапов на каждом из них.

Роль финансовой политики в социально-экономическом развитии Российской Федерации трудно недооценить. Темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов Российской Федерации зависят от степени его рациональности.

Прежде всего, финансовая политика включает разработку плана, наличие конкретных ресурсов для ее реализации, а также последовательность разумных действий, основанных на плане и ресурсах, доступных для достижения целей и задач. Необходимо учитывать множество взаимосвязанных моментов и, прежде всего, существующую социально-экономическую реальность, в которой реализуется финансовая политика.

Несогласованность бюджетной и антимонопольной политики ежегодно влечет за собой принятие решений о повышении цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, что приводит к тому, что в ходе реализации уже принятых бюджетов всех уровней возникают, во-первых, потерянные доходы и, во-вторых, дополнительные расходы. Таким образом, повышение тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки значительно снижает прибыль большинства предприятий и, следовательно, доходы в бюджеты и в то же время приводит к росту стоимости коммунальных услуг для учреждений образования, здравоохранения и культуры, и, следовательно, увеличение бюджетных расходов.

Российская Федерация, как и большинство ее субъектов, обладает одной из крупнейших в мире производительных сил, включая человеческий потенциал, которая имеет далеко не в полной мере полезное применение; производственные мощности предприятий, которые загружены лишь частично; огромные запасы разведанных полезных ископаемых и лесов используются в основном неэффективно. Неполное использование возможностей объясняется отсутствием нужных средств, необходимых для переподготовки кадров, технического переоснащения предприятий, разработки новых продуктов, создания новых мощностей для более комплексного развития и более полного использования сырья.