Файл: финансовая политика России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Немаловажным принципом формирования финансовой политики является определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства с целью их наиболее эффективного использования путем распределения по приоритетным направлениям, а также в социальной сфере. Для любого государства достижение наивысших результатов при минимальных финансовых затратах остается первостепенным.

Реализация практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового влияния на развитие экономики является еще одним принципом формирования государственной финансовой политики. Реализация этого принципа возможна только при функционировании эффективного финансового механизма, который можно определить, как совокупность способов организации финансовых отношений. Мы обсудим это более подробно ниже.

Общими принципами формирования государственной финансовой политики являются:

1) разработка научно обоснованной концепции развития финансов;

2) концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства;

3) определение основных направлений использования государственных финансовых ресурсов;

4) реализация практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового влияния на развитие экономики;

5) регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод. Эффективность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех секторов и групп общества, особенно исторические условия и особенности жизни. Финансовая политика должна быть направлена, прежде всего, на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, поскольку они являются материальной основой любых преобразований. Финансовая политика сама по себе не может быть хорошей или плохой. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она отвечает интересам общества и состоит из комплекса мер, имеет свои задачи, стратегию и финансовые ресурсы.

2. Анализ финансовой политики российской федерации на современном этапе


2.1 Анализ показателей доходной и расходной части федерального и местных бюджетов России

Финансовая система каждого государства включает в себя бюджет. Этот документ представляет собой очень сложный механизм, влияние которого влияет на уровень жизни страны, ее экономику и структуру государственного устройства. Государственный бюджет и его структура должны быть сбалансированы. Сначала нужно выяснить, что такое бюджет. Это система, которая закреплена конституцией или законодательством в области финансов. Каждая страна имеет свой государственный бюджет и свою структуру. Это зависит от структуры государства и экономической ситуации[6].

Доходы бюджета являются структурной частью основного финансового плана любого государства, утвержденного в законодательном порядке. Доходы бюджета России формируются на основе их структуры (наличие налоговых поступлений и неналоговых отчислений). Другими словами, проблема бюджетного федерализма остается актуальной.

Источники дохода: Налогоплательщики – делают регулярные и систематические переводы, пополняют доходы местного бюджета. Центральный банк совместно с коммерческими – организует прямое движение государственных средств на счетах. Федеральное казначейство со своими структурными подразделениями – ведет учет поступающих средств. Исполнительные органы, в том числе государственная инспекция, являются посредниками между плательщиками обязательств и казначейством, регулируют их взаимоотношения.

Рисунок 3 – Динамика доходов Федерального бюджета[7]

Данные показывают, что в 2018 году 89,5% всех доходов федерального бюджета составляют налоговые и неналоговые доходы. НДФЛ составляют 13% от всех доходов.

Рисунок 4 – Структура доходов Федерального бюджета по видам доходных источников[8]

Таким образом, можно сказать, что наиболее важными и незаменимыми участниками этого механизма являются хозяйствующие субъекты, которые имеют определенные обязательства перед страной. Но есть и неналоговые доходы бюджета, которые включают штрафы, пени и другие неустойки, возникающие в ходе отношений с государственными органами.


Расходы федерального бюджета, являясь одним из его основных компонентов, представлены расходами, возникающими при выполнении государственных функций и выражающимися в определенных экономических отношениях. Они основаны на процессе расходования финансовых ресурсов государственной казны в определенных областях.

Рисунок 5. - Динамика расходов Федерального бюджета с 2016 по 2018 гг.

Данные рисунка 5 показывают, что динамика расходов федерального бюджета имеет тенденцию к росту с 2016 по 2018 год.

Рисунок 6. - Структура расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 1 ноября 2018 г.[9]

Таблица 1 – Структура расходов Федерального бюджета в 2018 году

Статья

млн. Руб.

%, 2018

%, 2017

Изменение

Социальная политика

4 966 417

30,96

30,79

+0,17

Национальная оборона

2 729 151

17,01

17,23

-0,22

Национальная экономика

2 263 802

14,11

12,85

+1,26

Правоохранительная деятельность

1 876 158

11,70

7,71

+3,99

Общегосударственные вопросы

1 224 647

7,64

6,69

+0,95

Обслуживание госдолга

847 976

5,29

4,66

+0,63

Межбюджетные трансферты

767 160

4,78

4,42

+0,36

Образование

619 142

3,86

3,33

+0,53

Здравоохранение

410 021

2,56

2,2

+0,36

Культура, кинематография

93 079

0,58

0,56

+0,02

Охрана окружающей среды

77 973

0,49

0,52

-0,03

СМИ

68 566

0,43

0,46

-0,03

Физическая культура и спорт

56 550

0,35

0,44

-0,09

ЖКХ

39 043

0,24

0,36

-0,12


Данные показывают, что в 2018 году на социальную политику приходится 30,96% всех расходов федерального бюджета, а на оборону страны - 17,01%. Расходы по национальным вопросам составляют 7,64 % по всем разделам и подразделам расходов. Национальная экономика находится на третьем месте и занимает 14,11% всех расходов.

Расходы государственного бюджета Российской Федерации осуществляются в основном за счет налогоплательщиков. Поэтому государство несет перед ними ответственность за выполнение определенных функциональных обязательств.

Расходы федерального бюджета носят экономический характер, проявляются во многих его формах, которые имеют качественные и количественные характеристики. В то же время качественный показатель, отражающий экономическую природу, позволяет установить структуру государственных ресурсов, а количественный - их объем. Расходы федерального бюджета Российской Федерации и их разнообразие определяются определенными факторами. Например, государственные функции, уровень социально-экономических факторов развития страны, бюджетные связи с административно-территориальной структурой и виды предоставления средств.

Сочетание этих факторов порождает определенную систему расходов государственного бюджета на определенной стадии экономического развития.

Расходы федерального бюджета можно подразделить на основании их влияния на непосредственный процесс воспроизводства. В этом случае можно различить капитальные и текущие затраты. Бюджетные ресурсы используются за счет соответствующего финансирования, под которым понимается система выделения средств субъектам хозяйствования для осуществления определенных мер, предусмотренных бюджетом.

В основе государственного финансирования лежат определенные принципы, которые характеризуются конкретными методами и формами предоставления средств. Принцип, методы и форма действуют как неотъемлемые элементы самой системы и оказывают существенное влияние на результат ее работы.

Федеральный бюджет Российской Федерации за последние десятилетия не характеризуется своей сбалансированностью, что в принципе нормально в мировой практике - всегда что-то превышает: либо доходы, либо расходы.

Сейчас правительство поставило важнейшую задачу - повышение экономической эффективности на фоне внешней политики, а это значит, что структура государственных финансовых резервов регулируется в первую очередь. Различные виды принципов социального управления регулируют Федеральный закон о федеральном бюджете.


Но мы все понимаем, что трудно предсказать что-либо в таких нестабильных рыночных отношениях, которые в значительной степени зависят от международных отношений. Поэтому на фоне последних событий был создан специальный Стабилизационный фонд, направленный на поддержку экономического роста за счет профицита бюджета[10].

В целом, текущие изменения в структуре расходов бюджета в разрезе ключевых областей государственных программ и непрограммной части федерального бюджета обусловлены как вышеупомянутыми общими подходами к оптимизации расходов (с учетом различной доли нормативные и эквивалентные затраты в каждой программе), а в некоторых случаях - более выраженное смещение акцента на приоритетные направления государственной социально-экономической политики.

Согласно проекту бюджета, профицит федерального бюджета России в 2019 году составит 1,932 трлн рублей, тогда как в 2020 году профицит ожидается на уровне 1,22 трлн рублей, а в 2021 году - 0,95 трлн рублей. Расходы федерального бюджета в 2019 году составят 18,037 трлн рублей, в 2020 году - 18,994 трлн рублей, а в 2021 году - 20,026 трлн рублей. Доходы федерального бюджета заложены в размере 19,969 триллиона рублей, 20,219 триллиона рублей и 20,978 триллиона рублей в 2019, 2020 и 2021 годах соответственно[11].

Реализация в 2019-2020 гг. бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений, направленная на достижение основных целей и решение проблем, позволит стабилизировать дефицит консолидированных бюджетов субъектов в пределах 0,1% ВВП.

Параметры консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 2019-2021 годы определены с учетом задач, изложенных в Указе Президента № 204 от 7 мая 2018 года, что, в отличие от указов мая 2012 года, не предполагает увеличение нефинансируемых региональных мандатов.

Расходы консолидированных бюджетов предприятий в 2018–2020 гг. прогнозируются с устойчивым ежегодным увеличением на 4–5% по сравнению с предыдущим годом. В то же время ожидается сокращение объема расходов консолидированных бюджетов субъектов в процентном отношении к ВВП с 11,6% в 2018 году до 11,3% в 2021 году на фоне аналогичного снижения доли доходов по отношению к ВВП.

2.2 Особенности реализации основных направлений бюджетной политики