Файл: Субъекты и виды контроля за оперативно-розыскной деятельностью.(Правовые основы поисковой деятельности подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Конституция Российской Федерации гарантирует своим гражданам определенные права и свободы, такие как право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22); неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23); гарантирует недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24); неприкосновенность жилища (ст. 25) и другие.

Государство должно обеспечить своим гражданам безопасность, защиту от преступных посягательств, обеспечить предупреждение преступлений и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений: убийств, похищения людей, терроризма, бандитизма, разбоя, организованной преступности и т.п [7].

Расследование уголовных дел, раскрытие преступлений, уголовное преследование лиц, их совершивших может быть осуществлено только при условии проведения квалифицированных оперативно-розыскных мероприятий [3].

Проведение оперативно-розыскных мероприятий часто требует ограничения законных интересов и прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, таких как неприкосновенность жилища, свобода личности, тайна личной жизни, тайна получения информации (почтовая переписка, телефонные переговоры, электронная связь и т.д.), в связи с чем их ограничение требует веских оснований, предусмотренных законом [9].

Одним из средств обеспечения защиты указанных прав является прокурорский надзор.

Нормативной составляющей прокурорского надзора в рассматриваемой сфере являются Федеральный закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре); Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ); Федеральный закон от 12.08.1995 № 144 «Об оперативнорозыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД); Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15.02.2011 № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности».

Деятельность прокурора должна способствовать выполнению задач, стоящих перед органами, осуществляющими ОРД по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений. Выявлению и розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, либо уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, розыску без вести пропавших граждан.


Цель рассмотреть субъекты и виды контроля за оперативно-розыскной деятельностью.

Задачи:

Рассмотреть правовые основы контроля за оперативно-розыскной деятельностью.

Определить основные проблемы контроля за оперативно-розыскной деятельностью.

Рассмотреть меры совершенствования контроля за оперативно-розыскной деятельностью.

Задачей надзора является, создание гарантии защиты и законных интересов и потерпевшего, и обвиняемого, а также других лиц задействованных в оперативно-розыскных мероприятиях. При этом необходимо соблюдение требований закона о содействии органам следствия в раскрытии и расследовании преступлений.

Особенность заключается в том, что оперативно-розыскные мероприятия часто должны проводиться с соблюдением требований государственной или служебной тайны.

Таким образом, можно сказать, что основными функциями, прокурорского надзора в рассматриваемой сфере являются с одной стороны: обеспечение прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией и Законами РФ; и с другой стороны, соблюдение требований закона о содействии органам следствия в расследовании и раскрытии преступлений, соответствие закону решений, актов, принимаемых органами, проводящими оперативно-розыскные мероприятия.

Глава 1. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности

1.1 Правовые основы поисковой деятельности подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел является частью государственно-правовых мер борьбы с преступностью, самостоятельной подсистемой правоохранительной деятельности, направленной на реализацию задач уголовной политики.

Как и любой вид правоохранительной деятельности, оперативнорозыскная деятельность базируется на системе юридических норм, предусмотренных различными источниками отраслей права, составляющими ее правовую основу[1].


Если рассматривать служебную роль правовых норм, то их регулятивная значимость не одинакова.

Существуют нормы права, непосредственно не регламентирующие оперативно-розыскную деятельность, но являющиеся основанием для решения правовых, организационных и тактических вопросов применения негласных сил, средств, методов и форм[2].

Они как бы создают исходные начала, условия для оперативно-розыскной деятельности.

Например, отдельные нормы Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и защищающие интересы граждан, государства, общественных организаций; нормы уголовного права о стадиях развития умышленного преступления; нормы трудового права о порядке и условиях приема граждан на работу, увольнения, назначения пенсии, пособий и т.д.

Имеются правовые нормы, которые указывают на необходимость или возможность применения оперативно-розыскной деятельности, но и они также в полной мере не регулируют ее (см., например, п. 4. ч. 2. ст.38, п.1 ч.1 ст.40, п.1(1) ч.3 ст.41, ст. 89, ч.1 ст.144 и ч.2 ст.163 УПК РФ, п.10 ст.12 и п.10 ст. 13 Федерального Закона РФ «О полиции») [3].

Кроме указанных выше, есть правовые нормы, содержащиеся в законе, непосредственно регулирующие оперативно-розыскную деятельность.

Именно Федеральный закон, как нормативный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти, установил, что правовую основу оперативно-розыскной деятельности, составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Кроме того, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий[4].

Роль права в деятельности оперативно-розыскных подразделений органов внутренних дел и особенно в их оперативно-розыскной деятельности актуализировалась в последнее время, когда в нашей стране началось совершенствование правового государства [6].

Необходимо отметить, что оперативно-розыскная деятельность рассматривалась в теории ОРД во всех ее организационно-тактических формах, в том числе и в форме поисковой деятельности как основанная на указаниях закона и подзаконных нормативных актах система поисковых (разведывательных) мероприятий, осуществляемых преимущественно негласными средствами и методами в целях предотвращения и раскрытия преступлений, а также розыска преступников [5].


1.2. Полномочия прокуратуры при осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью

Обеспечение законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности невозможно без контроля и надзора. Аксиоматичное положение о трех составляющих правосознания  правовой идеологии, правовой психологии и поведенческих элементах (привычки, установки и др.) – находит свое проявление и при осуществлении прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью [1].

Прокурорский надзор за органами внутренних дел, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является одной из гарантий, обеспечивающих точное и единообразное исполнение законов на территории Российской Федерации. Следует отметить, что это весьма специфический вид деятельности органов прокуратуры, поскольку его осуществляет строго очерченный законом круг субъектов – уполномоченные прокуроры, а объект и предмет надзора отнесены законом к разряду государственной тайны.

Правовой основой определения предмета прокурорского надзора в сфере ОРД являются законодательные, межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты, к которым, прежде всего, следует отнести Закон об ОРД и Закон о прокуратуре.

Осуществляемый органами прокуратуры надзор представляет собой особый вид государственной деятельности по обеспечению точного и единообразного соблюдения законов всеми государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами [2].

Под правовыми средствами прокурорского надзора понимаются закрепленные в законе правовые акты и действия, посредством которых реализуются полномочия прокуроров. Правовые средства включают в себя полномочия прокуроров, формы и методы реализации этих полномочий.

Закон возлагает на прокуратуру обязанности, предоставляет права, определяет компетенцию прокурорского надзора, методы и формы его осуществления [3].

Прокурорский надзор, как и любая государственная деятельность, определяется как своей сущностью и назначением, так и своими формами и методами ее осуществления, которые представляют собой различные средства организации этой деятельности [3].


Формы прокурорского надзора – это внешнее выражение реализованных полномочий прокурора.

В формах реализуются те права и обязанности прокурора, которыми он наделен по закону. Это – юридическая процедура, которую прокурор обязан соблюдать при осуществлении своих функций. Структурными элементами формы прокурорского надзора являются полномочия и условия (порядок) их реализации. Реализация каждого полномочия ведет к возникновению соответствующих прокурорско-над­зор­ных правоотношений. Формы прокурорского надзора за исполнением законов тесно взаимосвязаны и образуют, единый комплекс мер, способный обеспечить своевременное предупреждение, выявление и устранение нарушений закона [4].

Формы прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности представляют также единый комплекс мер, что обусловливается единым предметом прокурорского надзора на этом направлении деятельности прокуратуры, общностью правовой базы. Кроме того, в основе этого единства лежит неразрывная взаимосвязь прав и обязанностей прокурора.

В юридической литературе преобладает мнение о примерной классификации форм прокурорского надзора по непосредственной цели их применения. Эта классификация выглядит следующим образом:

1. Формы выявления нарушений закона, а также причин и условий, способствующих нарушению.

2. Формы устранения нарушений закона и принятия мер к устранению причин и условий, им способствующих.

Указанное деление форм прокурорского надзора условное, потому что практически не всегда можно разграничить действия прокуратуры по выявлению и устранению нарушений закона [7]. Например, в такой форме надзора, как прием и рассмотрение жалоб на действия оперативно-розыск­ных органов может сочетаться как выявление нарушений закона, так и их устранение. Необходимо также отметить, что формы выявления и устранения нарушений закона в совокупности являются формами предупреждения нарушений закона [5]. Правильная работа по их реализации служит усилению эффективности прокурорского надзора в оперативно-розыскной деятельности. Любая форма выявления и устранения нарушений закона достигает своей цели тогда, когда надзор осуществляется постоянно.

В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и другими федеральными законами. Действующее законодательство детальным образом не регламентирует правовые средства, формы и методы надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. Это замечание полностью распространяется и на принятый 12 августа 1995 г. Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности».