Файл: Методология прогнозирования и планирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Важнейшим фактором функционирования и развития деятельности предприятия в современных условиях является эффективное управление, при этом особое место отводится функции планирования и прогнозирования. Рынок и план – взаимодополняющие компоненты хозяйственного механизма. Рынок успешно развивается и функционирует при планируемом, целенаправленном поведении его участников.

Практический опыт показывает, что недооценка планирования, сведение его к минимуму часто приводит к значительным экономическим потерям, а иногда к банкротству. Это происходит потому, что механизм управления должен складываться из следующих элементов: планирования, организации выполнения плана, контроля, оперативного регулирования. В условиях рыночной экономики организовать производство и реализацию продукции по-другому невозможно.

Основой развития любой хозяйствующей системы являются следующие составляющие:

– рыночная саморегуляция;

– система адекватных плановых механизмов;

– использование рыночных и плановых принципов.

Эти составляющие наилучшим образом интегрируются в методах планирования и прогнозирования.

Планирование и прогнозирование – аксиома управления любого уровня хозяйствования. Фирме нужен обоснованный образ будущего. Главным критерием качества будет совпадение действенных событий с предполагаемыми возможностями развития.

Объект исследования работы – ООО «Сибирь – Авто – Транс».

Цель данной работы – проанализировать деятельность ООО «Сибирь – Авто – Транс» и составить экономический прогноз по дальнейшему развитию организации.

В соответствии с целью исследования сформулированы задачи:

1 Изучить основные теоретические аспекты прогнозирования и планирования на предприятии.

2 Произвести оценку деятельности ООО «Сибирь – Авто – Транс».

3 Рассчитать и оценить коэффициенты динамики продаж.

4 Составить экономический краткосрочный прогноз продаж ООО «Сибирь – Авто – Транс».

Предмет исследования – планирование и прогнозирование деятельности ООО «Сибирь – Авто – Транс».

В рамках прогноза ставятся реалистичные задачи планирования развития предприятия. В настоящее время существует огромное количество эффективных программных продуктов, что делает планирование и прогнозирование широко доступным.


В выборе метода прогнозирования помогают знания и опыт успешного планирования и прогнозирования.

Глава 1. Теоретические основы планирования и прогнозирования на предприятии

1.1. Сущность, принципы планирования и прогнозирования на предприятии

Планирование – деятельность на основе изучения закономерностей, явлений и процессов, определяющая их развитие в ближайшие и отдаленные периоды времени. В настоящее время ставятся задачи, определяющие централизованное планирование. Важное значение в развитии экономики имеет сочетание централизованного управления с инициативой и возможностью регионов и экономических структур[1].

Прогнозирование – разработка прогнозов, научное исследование конкретных перспектив развития каких-либо явлений. Оно находится во взаимосвязи с планированием, программированием, проектированием, управлением[2].

Целенаправленное прогнозирование и планирование – средство решения задач перед обществом, перед коллективом. Прогноз – предсказание, предвидение, основанное на имеющихся данных. План – порядок работы на определенный период. План и прогноз, как производные экономического предвидения имеют много общего. Методы планирования и прогнозирования совершенствуются и обогащаются.

Эффективность функционирования деятельности предприятия определяется следующими обстоятельствами[3]:

– выбором алгоритма: что, как, сколько, какого качества производить с учётом спроса и предложения;

– выбором оптимальной организации и технологии производства;

– своевременным ресурсным обеспечением;

– величиной оборотного и основного капитала.

В рыночных условиях хозяйствования диапазон использования данных факторов огромен. Поэтому любое предприятие должно стремиться к их оптимальному сочетанию[4].

Планирование основывается на следующих принципах: непрерывности, эластичности, гибкости, координации и интеграции, детализации, полноты и ясности, экономичности. Принципы – правила, которые учитываются в процессе разработки плана.


Принцип непрерывности заключается в необходимости учитывать предшествующие планы и результаты их развития. Принцип эластичности основывается на учёте отклонений и использовании отсрочки запланированных решений[5].

Принцип гибкости основывается на постоянном внесении корректив в принятые ранее решения. Принцип координации и интеграции заключается в единстве и взаимосвязанности отдельных частей предприятия. Определение подробно планируемых величин составляет принцип детализации планирования. Все события и ситуации, имеющие значение для принятия решения, должны иметь простые и лёгкие при воспроизведении формулировки, т.е. данные формулировки составляют суть принципа полноты и ясности[6].

При принципе экономичности затраты на составление плана не превышают достигаемого эффекта от его выполнения. Экономическое прогнозирование основывается на следующих принципах: научная обоснованность, системность прогнозирования, адекватность прогнозов объективным закономерностям развития. Принцип научной обоснованности, основывается на детальном изучении достижений отечественного и зарубежного опыта формирования прогноза.

Принцип системности прогнозирования – совокупность методов и моделей, которые помогают разработать согласованный прогноз. Принцип адекватности прогноза – выявление и оценка устойчивых тенденций в развитии объекта, а также создание реальных экономических процессов с их точной имитацией. Принцип альтернативности прогнозирования основывается на предположении о возможности качественно различных вариантов развития.

Прогнозирование по своей сущности – непрерывный процесс. Это выражается в необходимости уточнения прогнозов с учётом новых данных и экономических явлений, возникающих в ходе выполнения плана.

Важность планирования в современных условиях для предприятия очевидна. Планирование деятельности определяет состояние экономики в данный момент, также достижения целей, которые стоят перед организацией. Фирмы в силу недоверия к формальной стороне дела и укоренившемуся мнению о том, что основа бизнеса – предпринимательская инициатива и только не понимают важности планирования. Для государственных и коммерческих предприятий данная функция является определяющей. Но если раньше планирование на предприятиях не предполагало изучения экономической обстановки, то сейчас необходимость анализировать, предвидеть, определять собственные цели развития является первоочередным этапом развития[7].


Планирование – процесс выработки и принятия решений, которые обеспечивают эффективное функционирование и развитие фирмы в будущем. Эти решения образуют целостную систему[8].

При формировании плана предприниматель может рассчитывать на собственные ресурсы. Рыночная стихия делает необходимым использование маркетинга, его методов, принципов, чтобы соответствовать внешним и внутренним условиям формировать производственные планы и программы.

Опорными пунктами оперативного планирования являются[9]:

– формулирование структурных подразделений на плановый период, основных целей деятельности предприятия;

– организация четкого внутрифирменного взаимодействия;

– определение средств и методов достижения целей;

– разработка методов контроля выполнения планов.

Особую роль играет разработка планов развития в среднесрочной перспективе. Стратегия призвана учитывать внешние и внутренние факторы, а также всю совокупность глобальных целей и направлений развития фирмы. Отсутствие планов на предприятии сопровождается неуверенностью в действиях, колебаниями, ошибками, немотивированной переменой ориентации.

Преимущества планирования[10]:

– делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

– улучшает координацию действий в организации;

– способствует рациональному распределению ресурсов;

– облегчает контроль в организации;

– стимулирует менеджеров к реализации решений в дальнейшей работе.

Рынок и конкуренция предоставляют организации полную самостоятельность, что предполагает ответственность. Поэтому планирование является инструментом поиска резервов для улучшения деятельности фирм. Незначительное число предприятий в силах реализовать свои планы. Помимо этого, отсутствует системное видение и комплексный подход к решению задач, в общих чертах не раскрыты особенности механизма управления предприятием, не сделан акцент на решение новых задач.

Для большей части предприятий маркетинговое управление становится условием не только выживания, но и успешного функционирования. Обеспечение эффективности требует умения предвидеть будущее состояние предприятия и среды, в которой оно существует. Это достигается с помощью прогнозирования практической работы предприятия по всем направлениям деятельности предприятия[11].


Преобладание краткосрочных задач в ущерб долгосрочным является наиболее значимой причиной провалов внутрифирменного планирования. Приоритетом плановой деятельности должна стать способность решения самых разнообразных задач управления в условиях неустойчивой внешней среды.

1.2. Методология планирования и прогнозирования

Все вышеназванные принципы планирования определяют его качество. Реализовать перечисленные принципы планирования можно с помощью следующих методов планирования: балансовых, нормативных и математико-статистических[12].

Балансовые методы позволяют увязать ресурсы, которыми располагает предприятие и потребности в них в рамках планового периода. Баланс, представляет собой бюджетную таблицу, в левой части которой отражаются источники ресурсов, а в правой их распределение[13]. Составляют балансы ресурсов: материально-вещественные, стоимостные и трудовые. Примерами стоимостных балансов могут служить бухгалтерский, финансовый план, денежные доходы и расходы предприятия. К трудовым балансам можно отнести баланс рабочего времени. Баланс ресурсов позволяет контролировать их движение, осуществлять их распределение с целью выполнения производственных планов, создавать необходимые запасы, реализовывать программы развития предприятия[14].

Нормативный метод планирования основывается на нормах затрат различных видов ресурсов на единицу продукции. Они являются основой для разработки плановых заданий, разработки балансов на определенный период. Нормы и нормативы, используемые в планировании, могут быть натуральными, стоимостными и временными. Натуральные нормы отражают расход материальных ресурсов для производства единицы продукции. Стоимостные нормы отражают затраты ресурсов в денежной форме. Нормы времени выражают его затраты на выполнение определенных операций, работ, изделий. Нормирование ресурсов осуществляется следующими способами: отчетно-статистическим, опытно-производственным и аналитико-расчетным[15].

При отчетно-статистическом способе, объем выпускаемой продукции сопоставляется с затратами ресурсов и определяется расход ресурсов на единицу изделия. Недостатком этого способа является то, что полученные нормы оказываются усредненными, не отражающие реальные возможности производства.