Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы планирования и прогнозирования на предприятии
1.1. Сущность, принципы планирования и прогнозирования на предприятии
1.2. Методология планирования и прогнозирования
Глава 2. Планирование и прогнозирование на примере ООО «Сибирь – Авто – Транс»
2.1. Общая характеристика ООО «Сибирь – Авто – Транс»
2.2.Анализ продаж товарной продукции
Глава 3. Составление прогноза продаж ООО «Сибирь – Авто – Транс»
Глава 3. Составление прогноза продаж ООО «Сибирь – Авто – Транс»
Для определения дальнейших возможностей развития предприятия необходимо составить краткосрочный экономический прогноз с помощью метода скользящих средних и определить его точность. В ходе составления прогноза продаж учитывают показатели компании за последние несколько лет, прогноз роста рынка, динамику развития конкурентов. Оптимальное прогнозирование продаж и корректировку прогноза обеспечивает полный отчет о продажах компании.
Метод скользящих средних можно использовать для определения объема продаж ООО «Сибирь – Авто – Транс» будущих периодов.
В таблице 3 представлены объемы продаж автомобилей.
Таблица 3
Динамика внутригодовых продаж автомобилей за 2017год
Месяц |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
Объем продаж (тыс. руб.) |
2986,67 |
4737,64 |
3894,29 |
5567,85 |
6473,26 |
4526,84 |
Месяц |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
Объем продаж (тыс. руб.) |
4973,47 |
5429,83 |
6527,46 |
5483,21 |
3717,49 |
3652,29 |
Для расчета прогнозного значения методом скользящей средней необходимо:
– определить величину интервала сглаживания, три месяца (n=3)
– рассчитать среднюю скользящую (m) для первых трех периодов:
mфев = ( yянв + yфев + yмарт)/3 = (2986,67+4737,64+3894,29)/3=3872,87
Расчёт m для следующих трех периодов:
m март = (yфев + yмарт + yапрель)/3 = (4737,64+ 3894,29+5567,85)/3=4733,26
По аналогии рассчитываем m для каждых трех рядом стоящих периодов (t). На основе средних скользящих всех периодов, строим прогноз на январь по формуле:
Определяем скользящую среднюю m для декабря:
m= (3717,49+3652,29+4262,60)/3=3877,46
Строим прогноз на декабрь, по формуле:
yфевраль = 4080,89
Строим прогноз на январь, по формуле:
y март = 3938,03
Полученный результат приведен в таблице 4.
Таблица 4
Расчет прогноза объема продаж методом скользящей средней (n=3)
Месяцы |
Объем продаж, тыс. руб. |
Скользящая средняя, m (%) |
Средняя относительная ошибка, ε (%) |
январь 2017 |
2986,67 |
- |
- |
февраль 2017 |
4737,64 |
3872,87 |
18,25 |
март 2017 |
3894,29 |
4733,26 |
21,54 |
апрель 2017 |
5567,85 |
5311,80 |
4,60 |
май 2017 |
6473,26 |
5522,65 |
14,69 |
июнь 2017 |
4526,84 |
5324,52 |
17,62 |
июль 2017 |
4973,47 |
4976,71 |
0,07 |
август 2017 |
5429,83 |
5643,59 |
3,94 |
сентябрь 2017 |
6527,46 |
5813,50 |
10,94 |
октябрь 2017 |
5483,21 |
5242,72 |
4,39 |
ноябрь 2017 |
3717,49 |
4284,33 |
15,25 |
декабрь 2017 |
3652,29 |
3877,46 |
6,17 |
прогноз январь 2018 |
4262,60 |
3998,59 |
- |
прогноз февраль 2018 |
4080,89 |
4093,84 |
- |
прогноз март 2018 |
3938,03 |
- |
- |
Средняя относительная ошибка рассчитывается по формуле:
Результаты вычислений показывают, ε= 9,75%, что ≤ 10%, следовательно, точность прогноза высокая.
Дня наглядности составленного краткосрочного прогноза реализации автомобилей ООО «Сибирь – Авто – Транс» приведен график (Рисунок 2).
Рисунок 2. Прогнозная динамика продаж ООО «Сибирь – Авто – Транс» с января по март 2018г.
Выводы по главе 3:
Для определения дальнейших возможностей развития предприятия необходимо составить краткосрочный экономический прогноз с помощью метода скользящих средних и определить его точность.
Мы рассчитали прогноз объема продаж методом скользящей средней и рассчитали среднюю относительную ошибку.
ε= 9,75%, что ≤ 10%, следовательно, точность прогноза высокая.
Заключение
Планирование и прогнозирование – аксиома управления любого уровня хозяйствования. Фирме нужен обоснованный образ будущего. Главным критерием качества будет совпадение действенных событий с предполагаемыми возможностями развития. В рамках прогноза ставятся реалистичные задачи планирования развития предприятия.
В настоящее время существует огромное количество эффективных программных продуктов, что делает планирование и прогнозирование широко доступным.
Планирование – деятельность на основе изучения закономерностей, явлений и процессов, определяющая их развитие в ближайшие и отдаленные периоды времени. В настоящее время ставятся задачи, определяющие централизованное планирование. Важное значение в развитии экономики имеет сочетание централизованного управления с инициативой и возможностью регионов и экономических структур.
Прогнозирование – разработка прогнозов, научное исследование конкретных перспектив развития каких-либо явлений. Оно находится во взаимосвязи с планированием, программированием, проектированием, управлением.
Нами были рассмотрены методы планирования: балансовый, нормативный и математико-статистический метод.
ООО «Сибирь – Авто – Транс» компания занимающаяся продажей автомобилей. Организационная структура управления ООО «Сибирь – Авто – Транс» является линейно-функциональной.
На основе анализа основных экономических данных валовая прибыль в 2016 г. увеличилась на 972400 руб. или 30,39% по сравнению с 2015 г. В 2016 г. увеличение составило 10824 руб. или 0,26 %. Выручка от реализации и себестоимость реализации товаров тоже увеличилась.
Проведенный анализ количества продаж автомобилей показал, что рост реализации автомобилей ООО «Сибирь – Авто – Транс» наблюдался в 2016 году, по отношению к 2015г., когда годовое количество продаж увеличилось на 39 шт. или 33,62 %. По модельному ряду, в 2016 году максимальное увеличение проданных автомобилей марки Renault, была модель Clio, рост составил 11 шт. или 44,00 % по отношению с 2015 годом.
Менее популярной при продажах были модели Symbol A4, Megane II в 2016 году произошло снижение их продаж на 3 шт. В 2017 году произошло общее снижение продаж автомобилей на 60 шт. или 38,71 % по отношению в 2016 году, что вероятнее всего связано с финансовым кризисом в экономике. Максимальный спад продаж 2017 года был отмечен модели Clio, уменьшение составило 18 шт. или 50% по сравнению с 2016 годом. Минимальный спад реализации за этот период наблюдался у моделей Scenic и Laguna.
Для определения дальнейших возможностей развития предприятия необходимо составить краткосрочный экономический прогноз с помощью метода скользящих средних и определить его точность.
Мы рассчитали прогноз объема продаж методом скользящей средней и рассчитали среднюю относительную ошибку.
ε= 9,75%, что ≤ 10%, следовательно, точность прогноза высокая.
Необходимо учесть, что недооценка планирования, сведение его к минимуму часто приводит к значительным экономическим потерям, а иногда к банкротству. Это происходит потому, что механизм управления должен складываться из следующих элементов: планирования, организации выполнения плана, контроля, оперативного регулирования. В условиях рыночной экономики организовать производство и реализацию продукции по-другому невозможно.
Список литературы
Бондаренко Т.Г. Необходимость финансового планирования в условиях современной экономики / Т.Г. Бондаренко, А.У. Солтаханов // Инновационная наука. – 2017. - № 2-1. – С. 62-67.
Бородин Д.В. Планирование деятельности предприятия // Экон. науки. - 2014. - № 10. - C. 73-78.
Быков С.Л. Роль внутрифирменного планирования в управлении предприятием / С.Л. Быков, В.А. Горемыкин // Там же. – 2015. – Т. 22, № 1. – С. 141–147.
Горбадей Н.С. Финансовая работа и финансовое планирование в системе управления предприятием [Электронный ресурс] // Горбадей Н.С. Финансы и кредит : электрон. учеб. пособие. – СПб, 2017.
Заярная, И.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование (краткий курс):учебное пособие/ И.А. Заярная: Находка, ДВФУ – 2015. – 101 с.
Кольке Г.И. Планирование на предприятии : практикум / Г.И. Кольке, А.Н. Романова. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2016. – 101 с.
Конищева М.А. Финансовое планирование : учеб. пособие / М.А. Конищева, Ю.И. Черкасова, Т.В. Живаева. - Красноярск : СФУ, 2016. - 254 с.
Лаенко О.А. Методы финансового планирования и прогнозирования на предприятиях // Вестн. Прикамского социал. ин-та. - 2016. - № 2 (74). - C. 52-55
Лысенко, М.В. Макроэкономическое планирование и прогнозирование. Учебник для бакалавриата / М.В. Лысенко. - М.: КноРус, 2016. - 685 c.
Мадера, А.Г. Риски и шансы: Неопределенность, прогнозирование и оценка / А.Г. Мадера. - М.: Красанд, 2014. - 448 c.
Макроэкономическое планирование и прогнозирование. Учебник / А.Н. Семин и др. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2016. - 308 c.
Методика планирования и анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций в различных отраслях экономики : [учеб. пособие] / Н.Г. Алексеева, О.Н. Ганюта, О.В. Брежнева [и др.]. – М. : НИИ ИЭП, 2016. - 205 с.
Невская, Н.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.А. Невская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 542 c.
Прокопьева Т.В. Планирование и бюджетирование: Учебное пособие для студентов дневной и заочной форм обучения направления подготовки «Экономика» / Рубцовский индустриальный институт. – Рубцовск, 2014. – 127 с
Савенок, В.С. Как составить личный финансовый план / В.С. Савенок. - М.: Питер, 2015. - 176 c.
Сергеев, И. В. Оперативное финансовое планирование на предприятии / И.В. Сергеев, А.В. Шипицын. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 288 c.
Финансовое планирование и прогнозирование : практикум / М.И. Бухтик. – Пинск : ПолесГУ, 2014. – 65 с.
Четверов В.С. Методы финансового планирования // Молодой ученый. - 2015. - №3. - С. 537-539
-
Невская, Н.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.А. Невская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 542 c. ↑
-
Мадера, А.Г. Риски и шансы: Неопределенность, прогнозирование и оценка / А.Г. Мадера. - М.: Красанд, 2014. - 448 c. ↑
-
Сергеев, И. В. Оперативное финансовое планирование на предприятии / И.В. Сергеев, А.В. Шипицын. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 288 c. ↑
-
Савенок, В.С. Как составить личный финансовый план / В.С. Савенок. - М.: Питер, 2015. - 176 c. ↑
-
Лысенко, М.В. Макроэкономическое планирование и прогнозирование. Учебник для бакалавриата / М.В. Лысенко. - М.: КноРус, 2016. - 685 c. ↑
-
Бородин Д.В. Планирование деятельности предприятия // Экон. науки. - 2014. - № 10. - C. 73-78. ↑
-
Бондаренко Т.Г. Необходимость финансового планирования в условиях современной экономики / Т.Г. Бондаренко, А.У. Солтаханов // Инновационная наука. – 2017. - № 2-1. – С. 62-67. ↑
-
Горбадей Н.С. Финансовая работа и финансовое планирование в системе управления предприятием [Электронный ресурс] // Горбадей Н.С. Финансы и кредит : электрон. учеб. пособие. – СПб, 2017. ↑
-
Кольке Г.И. Планирование на предприятии : практикум / Г.И. Кольке, А.Н. Романова. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2016. – 101 с. ↑
-
Конищева М.А. Финансовое планирование : учеб. пособие / М.А. Конищева, Ю.И. Черкасова, Т.В. Живаева. - Красноярск : СФУ, 2016. - 254 с. ↑
-
Быков С.Л. Роль внутрифирменного планирования в управлении предприятием / С.Л. Быков, В.А. Горемыкин // Там же. – 2015. – Т. 22, № 1. – С. 141–147. ↑
-
Лаенко О.А. Методы финансового планирования и прогнозирования на предприятиях // Вестн. Прикамского социал. ин-та. - 2016. - № 2 (74). - C. 52-55 ↑
-
Методика планирования и анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций в различных отраслях экономики : [учеб. пособие] / Н.Г. Алексеева, О.Н. Ганюта, О.В. Брежнева [и др.]. – М. : НИИ ИЭП, 2016. - 205 с. ↑
-
Методика планирования и анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций в различных отраслях экономики : [учеб. пособие] / Н.Г. Алексеева, О.Н. Ганюта, О.В. Брежнева [и др.]. – М. : НИИ ИЭП, 2016. - 205 с. ↑
-
Четверов В.С. Методы финансового планирования // Молодой ученый. - 2015. - №3. - С. 537-539 ↑
-
Макроэкономическое планирование и прогнозирование. Учебник / А.Н. Семин и др. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2016. - 308 c. ↑
-
Заярная, И.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование (краткий курс):учебное пособие/ И.А. Заярная: Находка, ДВФУ – 2015. – 101 с. ↑
-
Финансовое планирование и прогнозирование : практикум / М.И. Бухтик. – Пинск : ПолесГУ, 2014. – 65 с. ↑
-
Прокопьева Т.В. Планирование и бюджетирование: Учебное пособие для студентов дневной и заочной форм обучения направления подготовки «Экономика» / Рубцовский индустриальный институт. – Рубцовск, 2014. – 127 с ↑