Файл: Авторское право (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА) ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 219

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализируя опыт территориального брендина крупных регионов и городов, можно прийти к следующему заключению. Для участия в создании положительного имиджа территории городскому (региональному) музею достаточно создания собственного бренда и поддержания его на уровне востребованного турпродукта.

Наработанные практики брендинга больших территорий не во всем применимы к малым территориям по аналогии. Развитие коммуникативных функций, активное взаимодействие муниципального музея с местными сообществами будет способствовать брендингу малого города, и этот опыт нужно перенимать. А над вопросом, на каком уровне сконцентрировать усилия по созданию бренда на уровне учреждения и этим влиять на имидж города, или занять ведущую роль в создании и продвижении бренда города и тем самым укрепить свои позиции как учреждения культуры стоит задуматься. По нашему мнению, для развития территории и сохранения музея как учреждения, необходимо рассматривать второй вариант.

Первый и главный вопрос территориального брендинга: что взять за основу уникального образа города? В поисках ответа на него при существующих общих проблемах малых городов, такие как: прекращение производств, закрытие предприятий, сокращение учреждений социальной сферы, оттоке населения в крупные города, единственной возможностью, на наш взгляд, остается обратиться к историко-культурному наследию.

Именно историко-культурное наследие имеет уникальные самобытные особенности, на которых есть возможность создать яркий облик территории. В сложившейся ситуации кому как не музеям быть в авангарде продвижения образа малого города.

Выводы: вышеперечисленные факторы дали достаточно мощный импульс для пересмотра места и роли музеев в обществе, в частности муниципальных музеев, управленческих технологий и способов работы учреждений с различными аудиториями. Музей является некоммерческой социально-культурной организацией, не ориентированной на извлечение прибыли из своей деятельности. Тем не менее, он должен искать возможности модернизироваться к современным экономическим условиям.

Не смотря на то, что субъектное участие муниципального музея в бренд-менеджменте малого города выходит за рамки основной деятельности и становится дополнительной нагрузкой, именно оно дает ответы на актуальные вопросы, стоящие перед музеем – как выжить в новой экономической ситуации, и как сделать ценности музея ощутимыми, видимыми и узнаваемыми. Обладая богатым историческим потенциалом и социальной значимостью музей способен взять на себя ведущую роль в формировании и продвижении бренда малого города.


Выводы по первой главе

Анализ литературы и исследований по вопросам эволюции понятия «бренд» в обществе показал, что его развитие происходило длительное время, более 100 лет, и было связано с происходящими изменениями в обществе. За это время от значения «отметка на товаре» бренд приобрел значение «управлять сознанием». Процесс развития понятия «бренд» условно можно разделено на два этапа: 1) идентифицирующие знаки, 2) зарождение фундаментального бренда. Второй этап сопровождался появлением новых понятий, в том числе – бренд территории, брендинг территории, бренд-менеджмент территории.

Прагматическое назначение брендов заключается в повышении конкурентоспособности субъектов-носителей бренда. В этом качестве выступают и территории разных масштабов. В нашей работе эта проблематика рассматривается локально как брендинг малого города.

Бренд города – это уникальная идея, которая, с одной стороны, объединяет жителей города и служит средством формирования их территориальной идентичности, а с другой, вызывает положительные ассоциации и пробуждает интерес к данной территории у внешнего сообщества.

Бренд-менеджмент города – это методику управления процессом территориального брендинга, которая реализуется институционально, обычно рабочей группой, созданной по инициативе руководства конкретной территории. Специфика бренд-менеджмента малого города заключается в максимальном вовлечении жителей города в процесс создания и продвижения бренда, персонифицированном подходом при работе с ними.

Различаются подходы в брендинге страны, региона, большого города и малого города. Специфика бренд-менеджмента малого города заключается в активном вовлечении жителей города в процесс брендинга, и отличается персонифицированным подходом. В бренд-менеджменте необходимо учитывать вероятность возникновения рисков, и своевременно предупреждать или минимизировать отрицательные их последствия и закреплять положительные результаты.

Не смотря на то, что субъектное участие муниципального музея в бренд-менеджменте малого города выходит за рамки основной деятельности и становится дополнительной нагрузкой, именно оно дает ответы на актуальные вопросы, стоящие перед музеем – как выжить в новой экономической ситуации, и как сделать ценности музея ощутимыми, видимыми и узнаваемыми. Обладая богатым историческим потенциалом и социальной значимостью музей способен взять на себя ведущую роль в формировании и продвижении бренда малого города.


Глава 2. Опытно-поисковая работа по созданию и управлению брендом малого города

2.1. Исторические предпосылки территориального бренда

г. Красноуфимска

При изучении основ бренд-менеджмента в первой главе данной работы нами было выявлено, что территориальный брендинг можно рассматривать как стратегию развития региона, разработанную с учетом его сильных сторон. Из этого следует, что разработку проекта брендинга Красноуфимска необходимо начинать с выявления сильных сторон города, а так же поиска уникальных черт города, которые станут отражением его идентичности.

Как мы уже установили, на формирование городской идентичности влияет множество факторов. Исходя из классификации факторов, представленной Д. Визгаловым [_, в первую очередь нами будут проанализированы стабильные (структурные) факторы г. Красноуфимска, к которым относится местоположение, климат и история города.

На протяжении более 10 лет перед Красноуфимском стоит вопрос об определении своей уникальности. Еще вначале 2000-х гг. стал обсуждаться вопрос о необходимости создания уникального бренда Красноуфимска. Первая попытка по формированию бренда отражена в программном документе: «Стратегия социально-экономического развития городского округа Красноуфимск на период до 2020 года», которая была утверждена в 2009 г.. В этом документе определена миссия города; «Красноуфимск …исторический, устойчиво развивающийся промышленно-торговый, коммуникационно-транспортный и спортивно-рекреационно-оздорови-тельный центр Среднего Урала» [__, с. 4]. [Стратегия социально-экономического развития городского округа Красноуфимск на период до 2020 г. [Эл. ресурс].

В качестве одного из конечных ориентиров стратегического развития обозначено: «Продвижение нового имиджа Красноуфимска, в котором исторические традиции сочетаются с новыми чертами, в регионе Свердловской области и за его пределами на основе новых информационных технологий и сетевого сотрудничества» [Стратегия, с. 5]. Девиз или слоган бренда, который предложили разработчики Стратегии развития города – «Город, где интересно жить, работать, учиться и отдыхать» [Стратегия, с. 33].

Очень правильно, на наш взгляд, в Стратегии развития была определена основа имиджа Красноуфимска – «исторические традиции сочетаются с новыми чертами».

Вновь интерес к поиску уникальности Красноуфимска усилился в течение последних трех лет. Инициативы исходили от различных социальных групп. Сформировалось несколько направлений брендинга, по которым город может проявить уникальность.


Вначале было взято в разработку развитие ярмарочного движения, т.е. позиционирования Красноуфимска как «купеческий город». Следует отметить, что ярмарочное движение не является принципиально новым направлением брендирования. Например, Ирбит – старейший уральский город, расположенный на востоке Свердловской области, прославился и получил развитие благодаря Ирбитской ярмарке, которая проходила в нем несколько столетий. И сегодня ярмарка для Ирбита является изюминкой из числа многих событийных мероприятий и на протяжении 13 лет привлекает внимание участников и гостей не только Уральского Федерального округа, но и всей России. Учитывая размах Ирбитской ярмарки, Красноуфимским ярмаркам сложно будет выдержать конкуренцию. Ярмарки в Красноуфимске организуются традиционно два раза в год. Летом – в День города, зимой – перед новогодними праздниками. Принимают в них участие в основном местные ремесленники и покупатели. Объем продаж невелик. В таком случае ярмарки выполняют функцию праздничного оформления основного мероприятия и не являются уникальной особенностью города.

В 2014 г. появилась тема чайного пути, близкая по своей сути к купечеству. И, несмотря на то, что инициатором идеи выступила администрация города, ограничилось все разовым мероприятием – «НеобыЧАЙная ярмарка», проведенным в рамках народного гуляния «Красная пасха», т.е. дальнейшего развития темы пока не последовало.

Еще одним интересным направлением формирования бренда города можно считать наличие уникального природного наследия – останков древней акулы (геликоприона), обитавшего в Пермском море более 250 млн лет назад. Это направление имеет ряд сложностей: специфичность, обилие научной терминологии и названий, узкий круг целевой аудитории. Кроме этого, у ближайшего соседа г. Кунгура Пермского края вопросы палеонтологии начали освещаться намного раньше. Даже тот момент, что на территории Кунгура и прилегающих окрестностях в отложениях Пермского моря преобладают останки растительного мира, а в Красноуфимске – животного, не избавляет от ощущения повтора.

Еще один вариант позиционирования Красноуфимска – казачество. Брендинг казачества имеет место в разных регионах России, в т.ч. и на Урале [История вольного казачества на Урале [Эл. ресурс]. – Режим доступа: http://sachev.ru/deyatelnost_kazachestvo_istoriya.htm#001]. На пример, музей ВДВ «Крылатая гвардия» г. Екатеринбурга [Музей воздушно-десантных войск «Крылатая гвардия» ГБУК СО «Уральский государственный военно-исторический музей» [Эл. ресурс]. – Режим доступа: http://museumvdv.ru/poster/vystavka-slava-bogu-chto-my-kazaki-.html],школьный музей г. Ревды [Музей средней общеобразовательной школы № 1 (г. Ревда, Свердловская область) [Эл. ресурс]. – Режим доступа: http://www.school-1revda.edusite.ru/p30aa1.html], и Карпинский краеведческий проводят выставки [Карпинский краеведческий музей (Свердловская область) [Эл. ресурс]. – Режим доступа: http://karpinskmuseum.ru/pravoslavnye-vstrechi-kazachestvo-na/], на которых представляют предметы казачьего культа и быта, элементы одежды, музыкальные инструменты, оружие, и проводят познавательные мероприятия и семинары по казачьей истории.


Возрождение казачества в Красноуфимске имеет свои исторические предпосылки, связанные с основанием крепости и защиты ее от набегов восставших башкир. Развитие этой темы началось летом 2012 г. по трем основным направлениям: создание кадетского корпуса для воспитания молодёжи в духе патриотизма на казачьих традициях; предоставление охраны казачьими отрядами муниципальной собственности и общественного порядка; образование этнокультурных хуторов для привлечения в город и район туристов.

Одним из ярких периодов расцвета города стало время земства 1870-1917 гг.

С июля 1870 г. в Красноуфимском уезде отмечается активное развитие купечества, земской медицины, образования, науки и промышленности по созданию сельскохозяйственных машин и оборудования. Уездная больница, построенная в Красноуфимске на Дивьей горе в 1886 г. занимала лидирующие позиции в рейтинге лечебных учреждений Пермской губернии. В городе работали многие выдающиеся врачи, известные своей самоотверженностью и милосердием (Мизеров, Сенкевич, Самойлов и др.).

Открывшееся в 1875 г. реальное училище становится лучшим в Российкой империи. Строительство железной дороги способствует расширению торговых связей и укреплению экономики города. Развивается духовно-просветительская деятельность – открывается первая городская общественная библиотека, краеведческий музей, строятся три православные церкви, две часовни и мечеть. В это время было написано много научных статей по медицине, статистике и палеонтологии, появляются первые палеонтологические коллекции. Земская управа поддерживала развитие кустарного производства. Велась активная застройка города. Во время земства Красноуфимск являлся крупным уездным центром, равноудаленным от Перми, Уфы и Екатеринбурга.

Сегодня здания и сооружения, построенные в земское время, определяют исторический облик города: арочное оформление оконных проемов и въездных ворот одно и двухэтажных деревянных, каменных и полукаменных домов, краснокирпичных зданий; разнообразная деталировка в украшении фасадов – « …это и кронштейны козырьков при входе в дом; аттики, усиливающие силуэт фасада; и наличники с килевидными и цилиндрическими завершениями, с витыми колонками; прорезная резьба, заполняющая стеновые панели. …Сочетание кирпича и металлической решетки дает эффект контраста, монументальности и ажура» [__, с. 31]. [Путешествие в Красноуфимск. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2011. – 144 с.: ил. (сер. «Национальное достояние России»)].