Файл: Интегрированные коммуникации (ИК): опыт и перспективы (Теоретические аспекты интегрированных маркетинговых коммуникаций).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты интегрированных маркетинговых коммуникаций.
1.1. Понятие коммуникации. Теоритические основы коммуникации. Коммуникационные модели.
1.2 Сущность ИМК и история их зарождения.
2.1 Зарубежные примеры применения ИМК
2.2 Примеры применения ИМК на российском рынке
6. Слабые стороны деятельности организации (проблемы)
Недавний скандал с Лебедевым и судебное разбирательство подкосили имидж компании.
Советом директоров ПАО «Аэрофлот» 19 марта 2015 года был утвержден План мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию практики корпоративного управления в ПАО «Аэрофлот». В 2015 году в рамках внедрения рекомендаций Кодекса корпоративного управления были утверждены следующие документы: Руководство по качеству деятельности ПАО «Аэрофлот», Положение о системе управления рисками Группы «Аэрофлот», Антикоррупционная политика Группы «Аэрофлот», Положение о системе конфиденциального информирования Совета директоров (Комитета по аудиту Совета директоров) «Горячая линия», Положение о внутреннем аудите в Группе «Аэрофлот», Положение о порядке реализации прав по квазиказначейским акциям ПАО «Аэрофлот», а также внесены изменения в Кодекс корпоративной этики ПАО «Аэрофлот». Осуществляется развитие комплексной системы управления рисками в Группе «Аэрофлот».
Помимо внедрения ключевых рекомендаций Кодекса корпоративного управления в ПАО «Аэрофлот» осуществляется внедрение таких решений в корпоративном управлении как проведение стратегических и рабочих сессий с участием членов Совета директоров ПАО «Аэрофлот» и топ-менеджеров Группы «Аэрофлот».
Размещение объявлений в СМИ. Объявления о вакансиях публикуются для привлечения ищущих работу.
Рис. 2. Структура корпоративного управления и контроля ПАО «Аэрофлот».
Для работы на предприятии подбираются сотрудники, подходящие как по личным, так и по деловым качествам, которые будут использовать свои знания, умения, навыки, способности и готовность к работе для достижения целей ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии».
Общее собрание акционеров является высшим органом управления ПАО «Аэрофлот». Сфера компетенции, порядок созыва, проведения и подведения итогов Общего собрания акционеров определяются Уставом ПАО «Аэрофлот» и Положением об Общем собрании акционеров ПАО «Аэрофлот». Компания ежегодно проводит годовое Общее собрание акционеров не ранее, чем через три месяца и не позднее, чем через шесть месяцев после окончания финансового года.
В 2015 году ПАО «Аэрофлот» провело годовое Общее собрание акционеров 22 июня в Москве (протокол № 37 от 25 июня 2015 года). В работе Собрания приняли участие владельцы 73,97 % голосов, которыми обладают акционеры ПАО «Аэрофлот».
Годовое Общее собрание акционеров утвердило годовой отчет, годовую бухгалтерскую отчетность за 2014 год, в том числе отчет о финансовых результатах, распределило чистую прибыль по результатам 2014 финансового года, в соответствии с рекомендациями Совета директоров утвердило размеры вознаграждений, выплачиваемых членам Совета директоров и членам Ревизионной комиссии. Также был одобрен ряд сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и участие Компании в ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии».
Собрание утвердило новый состав Совета директоров и Ревизионной комиссии, а также был утвержден аудитор Компании на 2015 год (по итогам конкурсного отбора). Были утверждены следующие документы ПАО «Аэрофлот» в новых редакциях: Устав, Положение об Общем собрании акционеров, Положение о Совете директоров, Положение о Правлении, Положение о Ревизионной комиссии, Положение о вознаграждениях и компенсациях, выплачиваемых членам Совета директоров, Положение о вознаграждении членам Ревизионной комиссии.
По причине отсутствия у Группы «Аэрофлот» чистой прибыли годовым Общим собранием акционеров было принято решение не объявлять и не выплачивать дивиденды по акциям ПАО «Аэрофлот» по результатам 2014 финансового года. Данное решение принято с учетом рекомендации Совета директоров и соответствует Дивидендной политике Компании, в соответствии с которой базой для расчета дивидендных выплат является консолидированная чистая прибыль Группы «Аэрофлот» (в соответствии с МСФО).
Внеочередные Общие собрания акционеров ПАО «Аэрофлот» в 2015 году не проводились.
Совет директоров ПАО «Аэрофлот» осуществляет общее руководство деятельностью Компании. В компетенцию Совета директоров входит решение вопросов деятельности Компании, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров, Правления и генерального директора. Порядок созыва и проведения заседаний, а также иные вопросы деятельности Совета директоров регулируются Положением о Совете директоров ПАО «Аэрофлот» в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах».
Таблица 3
Функции высшего руководства
Роль председателя Совета директоров |
Роль независимых директоров |
Председатель Совета директоров: организует работу Совета директоров, созывает заседания и председательствует на них, организует на заседаниях ведение протокола, председательствует на Общем собрании акционеров; способствует своевременному и полному предоставлению членам Совета директоров информации, необходимой для принятия решений по вопросам заседаний и голосований; обеспечивает эффективное обсуждение вопросов повестки дня с участием неисполнительных и независимых директоров; контролирует исполнение решений, принятых Советом директоров или Общим собранием акционеров. |
Независимые директора способствуют выработке мнений и суждений, независимых от влияния отношений с акционерами или исполнительными органами Компании, а также принятию решений, учитывающих интересы различных групп акционеров. Присутствие независимых директоров способствует повышению уровня корпоративного управления в Компании. Независимые члены Совета директоров принимают активное участие в работе комитетов Совета директоров. В соответствии с требованиями ЗАО «ФБ ММВБ» независимые директора являются руководителями Комитета по аудиту и Комитета по кадрам и вознаграждениям Совета директоров. Также большинство членов комитетов Совета директоров являются независимыми директорами, что способствует выработке всесторонней и независимой позиции по рассматриваемым вопросам. |
По состоянию на 31 декабря 2015 года Совет директоров ПАО «Аэрофлот» состоял из председателя (неисполнительный директор), одного исполнительного директора, шести неисполнительных директоров и трех независимых директоров.
- Потребители
Увеличение потребности в авиаперевозках в России (на 13% по сравнению с прошлым годом)
Сезон отпусков, т.к. скоро начнется лето, и многие пассажиры собираются в отпуск, то компания получит неплохую прибыль;
Перевоз пассажиров Сочи-2014, Аэрофлот стал победителем конкурса на звание Генерального партнера Игр 2014 года в категории «Пассажирские авиаперевозки», на него придется основной поток пассажиров. Аэрофлот уже сейчас осуществляет перевозки делегаций и комиссий в рамках подготовки к олимпиаде.
Конкуренты
Аэрофлот |
АК Трансаэро |
Авиакомпания ЮТэйр (UTair Aviation JSC) |
Авиакомпания Сибирь (S7 Airlines) |
Авиалинии Кубани |
|
Капитализация, млн. $ |
1660.56 |
775.07 |
390.46 |
112.7 |
2.1 |
Выручка, млн. $ |
5078.9 |
1127.45 |
1568.88 |
1540.25 |
150.75 |
EBITDA (прибыль до уплаты налогов, амортизации), млн. $ |
734.8 |
201.95 |
213.81 |
- |
- |
Операц. прибыль (EBIT), млн. $ |
522.6 |
110.43 |
108.09 |
117.28 |
-23.51 |
Чистая прибыль, млн. $ |
372.1 |
-62.2 |
18.52 |
24.96 |
-26.66 |
Период |
3 кв. 2017 – 3 кв. 2018 |
4 кв. 2015 – 4 кв. 2016 |
2 кв. 2017 – 2 кв. 2018 |
4 кв. 2017 – 4 кв. 2018 |
3 кв. 2017 – 3 кв. 2018 |
Согласно данным приведенным в таблице можно сказать, что Аэрофлот занимает пока лидирующие положение среди остальных авиакомпаний. Он имеет наибольшую капитализацию и чистую прибыль. Но следует опасаться конкуренции, т.к. S7 развивался довольно быстро, и при довольно низкой капитализации получает неплохую выручку и прибыль, это говорит об эффективных методах управления и экономии.
Некоторые другие конкуренты Аэрофлота, такие как Трансаэро и Авиалинии Кубани, имеют отрицательный баланс. Но даже с учетом этого не стоит списывать их со счетов.
Рассмотрим основных конкурентов в динамике.
Основные конкуренты ПАО «Аэрофлот» в секторе международных пассажирских перевозок
N |
Наименование |
Страна регистрации |
Объем проданных услуг, млрд. руб. |
Доля на рынке, % |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018* |
||||
1 |
Аэрофлот |
Россия |
87,6 (2016) |
19,1% |
18,1% |
18,6% |
19,4% |
19,8% |
21,8% |
2 |
ТРАНСАЭРО |
Россия |
35,8 (2016) |
5,6% |
7,2% |
9,7% |
11,1% |
11,7% |
13,2% |
3 |
S7 + Глобус |
Россия |
31,9 (2015) |
12,9% |
12,6% |
13,0% |
12,5% |
10,4% |
10,2% |
4 |
UTair |
Россия |
33,1 (2016) |
6,4% |
6,6% |
6,5% |
7,8% |
7,8% |
8,9% |
В динамике Аэрофлот медленно увеличивает свое присутствие на рынке, но увеличение доли его ближайшего конкурента Трансаэро происходит гораздо быстрее. Если тенденция сохранится, то возможно через некоторое время они будут основными конкурентами.
В предыдущей таблицы Трансаэро имел отрицательную прибыль, такое расхождение можно объяснить тем, что для расширения своего присутствия данная компании обновляет свои основные средства, в том числе авиапарк.
S7 пока снижает свою долю присутствия на рынке на 0,2% по сравнению с прошлым годом, а UTair увеличивает на1,1%.
В целом, Аэрофлот имеет некоторый отрыв от других компаний, что делает его лидером национальных перевозок, но не абсолютным лидером. Эти четыре компании контролируют 54,1% международных пассажирских перевозок.
Основные конкуренты ПАО «Аэрофлот» в секторе грузовых перевозок на международных направлениях и на внутренних рейсах
N |
Наименование |
Страна регистрации |
Объем проданных услуг, млрд. руб. |
Доля на рынке, % |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018* |
||||
1 |
Аэрофлот |
Россия |
- |
22,7% |
20,0% |
19,5% |
20,0% |
17,7% |
16,2% |
2 |
Air Bridge Cargo |
Россия |
39,8 (2016) |
- |
- |
16,8% |
27,8% |
33,7% |
37,4% |
3 |
Волга-Днепр |
Россия |
24,2% |
17,4 |
17,5% |
11,8% |
9,2% |
6,2% |
Аэрофлот уступает свои позиции быстро растущей компании Air Bridge Cargo, которая уже имеет 37,4% рынка. Доля компании Волга-Днепр снижается еще быстрее. В такой ситуации Аэрофлоту необходимо срочно пересмотреть свои основные позиции, улучшить менеджмент и контроль за качеством произведенной услуги. При сохранившейся тенденции Аэрофлот через 5 лет будет иметь 10–12% рынка, Волга-Днепр либо 2–3%, либо полностью уйдет с рынка.
Поставщики
Возможность взятия основных средств (самолетов) в лизинг, что значительно упрощает работу компании, уменьшает налоги, расходы на ремонт. В последнее время почти вся авиаиндустрия не покупает самолеты, а берет их в лизинг. В связи с упрощенным налогообложением это даже дешевле, чем покупать их на собственные финансовые ресурсы.
В 2014 году Аэрофлот подписал крупные контракты на приобретение 22 дальнемагистральных самолетов Boeing B787 Dreamliner с началом поставок с 2016 года и 22 лайнеров Airbus A350 – с 2018.
Технологии, научно-технический прогресс
Аэрофлот делает особую ставку на новые информационные технологии, включая электронный билет (с 2013 г.), как мощное средство повышения качества обслуживания клиентов и экономической эффективности. Компания развивает услугу интернет-продаж, предоставляет возможности веб-бронирования, самостоятельной регистрации на рейсы.
Аэрофлот развивает сотрудничество в рамках соглашений о код-шеринге с участниками альянса SkyTeam. Это позволяет расширять географию полетов и предлагать пассажирам дополнительные возможности путешествий.
План работ по разработке и внедрению инновационных решений и участию в НИОКР ПАО «Аэрофлот» на 2018–2020 гг.
№ |
Наименование темы |
Цель темы |
Ожидаемый результат |
Исполнитель |
Управление |
||||
1. |
Разработка системы оптимизации управления воздушным движением в зоне аэропорта «Шереметьево». |
Увеличение количества взлетно-посадочных операций. |
Достижение уровня пиковых показателей выше существующего на 20–30% в соответствии с лучшей мировой практикой. (В настоящее в Шереметьево осуществляется время 36 ВПО, потребность к 2015 г. – 62, 2020 – 76, 2025 – 85). |
– Государственный научно-исследовательский институт аэронавигации (Москва) – Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА) |
2. |
Разработка системы глобального управления полетами воздушными судами (ВС) ПАО «Аэрофлот» на основе системы ГЛОНАСС. Разработка двухсистемных навигационных устройств |
Обеспечение точности и устойчивости системы управления полетами. |
Дублирование системы по отказоустойчивости, повышение уровня безопасности полетов и движения ВС на ВПП. Сокращение издержек за счет случаев повреждения ВС на перроне. |
– Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА) Москва – Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА) |
4. Угрозы со стороны внешней среды
- Потребители
- Низкая покупательная способность населения России
- Рост цен на традиционных курортах
- Конкуренция со стороны западных авиаперевозчиков
Сезонность спроса, трудно заранее прогонозировать, что ведет к излишним расходам