Файл: «Понятие и значение приватизации» (Понятие приватизации имущества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так как самим ФЗ о приватизации исключены из сферы его действия отношения, возникающие при отчуждении определенных объектов, координация таких приватизационных отношений регулируется иными Законами, что связано с особым правовым положением отдельных видов публичной собственности. Как было отмечено ранее, приватизация земли также выпадает из - под сферы действия ФЗ N 178 (за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости и имущественные комплексы). Соответствующие нормы содержатся в Земельном кодексе РФ[28]. На сегодняшний день ЗК РФ не содержит дефиниции приватизации земельных участков, но апеллирует словосочетаниями «предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности...» и «основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Поэтому под приватизацией земельных участков, которая осуществляется в рамках земельного законодательства, необходимо понимать деятельность по предоставлению физическим и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, из состава земельного фонда России в собственность за плату или бесплатно для реализации целей, обозначенных в законодательстве РФ.

ЗК РФ гласит: При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли (ст. 1 ЗК РФ).

В российском законодательстве имеются нормативно - правовые акты, предоставляющие гражданам право на упрощенный порядок приватизации. В данном случае речь идет о ФЗ N 17[29], который получил условное название

«дачной амнистии». Принятие закона позволило в упрощенном порядке оформить право собственности на земельные участки, которые были предоставлены гражданам до вступления в законную силу Земельного кодекса на праве собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или бессрочного пользования и предназначенные для огородничества, садоводства, личного подсобного или дачного хозяйства, а также для индивидуального жилищного и гаражного строительства.

Нормы федеральных законов конкретизируются в подзаконных нормативных актах, регулирующих приватизационные отношения. Следует отметить их разнообразие. В первую очередь необходимо отметить акты Президента РФ, который с помощью принятия указов осуществляет регулятивные функции в сфере приватизации. На начальном этапе становления в современной России института приватизации указы главы государства принимались с целью устранения законодательных пробелов в данной области, что не редко создавало ситуацию подмены существующих законодательных норм, а иногда и конкурирующих с ними[30]. На сегодняшний день полномочия Президента в сфере приватизационных отношений ограничены положениями законодательства о приватизации, а издаваемые им акты могут быть приняты лишь в развитие такого законодательства. Анализируя Федеральный закон N 178, можно сделать вывод о том, что большинство указов Президента РФ принимаются во исполнение статьи 40.1 названного правового акта. В данной статье говорится о гарантиях сохранения доли государства или муниципального образования в уставном капитале акционерных обществ, при отчуждении его акций или при размещении акций такого юридического лица. Значительная роль Президента РФ заключается в том, что при увеличении уставного капитала акционерного общества, созданного в результате приватизации, и которое входит в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, он должен принять решение об определении доли государства в уставном капитале такого общества.


Некоторыми другими полномочиями глава государства обладает еще на этапе планирования приватизации, обзор этих полномочий будет проведен в следующей главе.

Большая роль в детализации приватизационных отношений принадлежит Правительству РФ. В сфере приватизации оно осуществляет свою нормотворческую функцию в соответствии с компетенцией, которая за ним закреплена ФЗ о приватизации (пп. 5 п. 1 ст. 6). Осуществляя свои полномочия в рассматриваемой сфере, Правительство РФ наделено правом принятия постановлений, которые содержат нормы приватизационного права.

Некоторые вопросы, касающиеся приватизации государственного и муниципального имущества содержатся в ведомственных правовых актах. Так, на сегодняшний день продолжает действовать совместно утвержденное Министерством финансов РФ, Госкомимуществом РФ, Госналогслужбой РФ Положение о порядке уплаты, распределения, учета и контроля за поступлением средств от приватизации государственной, муниципальной собственности[31].

Поскольку приватизационные отношения регулируются не только на федеральном уровне, то следует более подробно остановиться на законодательстве о приватизации субъектов РФ.

Субъекты РФ самостоятельно управляют и распоряжаются принадлежащим им имуществом. Основы такой деятельности субъектов РФ закреплены в ФЗ N 184-ФЗ, в статье 26.12 которого указанно следующее:

«Порядок и условия приватизации имущества субъекта Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ»[32]. Таким образом, законодательство субъектов РФ состоит из законов о приватизации государственного имущества самих субъектов, принятых в соответствии с ФЗ N 178-ФЗ, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Несмотря на то, что субъектам РФ предоставлена возможность самостоятельно осуществлять правовое регулирование приватизационных отношений, можно заключить, что такое регулирование преимущественно осуществляется на федеральном уровне. Лишь в отдельных субъектах правовое регулирование рассматриваемых отношений осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.

Распоряжение имуществом муниципального образования осуществляется на основании ФЗ N 178-ФЗ: «приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации» (ст. 2 ФЗ N 178). Нормы ФЗ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляют основные начала приватизации на муниципальном уровне. В соответствии с данным правовым актом порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Анализ нормативных правовых актов, принимаемых на муниципальном уровне, позволяет сделать вывод о том, что нормативно-правовая база муниципальных образований в этой сфере по источникам закрепления весьма разнообразна.


Всё многообразие нормативных правовых актов, регулирующих приватизационные отношения, независимо от уровня такого регулирования, должны соответствовать правовой аксиоме, закрепленной в ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которой все иные федеральные законы, а также правовые акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления должны соответствовать федеральному законодательству и не противоречить ему.

Приватизация земельных участков в РФ

Элементы приватизационных отношений

В различных правовых источниках и специальной литературе, встречается понятие «приватизационные отношения». Но в доктрине существует вопрос о целесообразности выделения такого вида правовых отношений. В данном параграфе будет обоснована необходимость выделения правоотношений, складывающихся в сфере приватизации земельных участков в России, в качестве самостоятельной группы, а также рассмотрено их содержание. Но для того чтобы начать подробный анализ озвученной проблемы, для начала необходимо обратиться к основам теории права, чтобы уяснить необходимость выделения приватизационных отношений.

Приватизационные отношения, как и любые другие правоотношения, состоят из взаимосвязанных элементов, образующие в своей совокупности целостное отношение, урегулированное нормой права, к которым в теории права традиционно относят субъект, объект и содержание.

Итак, перейдем непосредственно к анализу элементов приватизационного правоотношения, и начнём с субъектов таких отношений, поскольку, как указывает В.М. Серых в своей работе: «Именно субъект характеризуется особыми свойствами и играет наиважнейшую, наиболее активную роль в генезисе самого правоотношения»[33]. Под субъектом в теории права понимаются индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношения, т.е. могут быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей.

Несмотря на это, для того, чтобы быть субъектом, в том числе приватизационных отношений, необходимо обладать определенными свойствами. К этим свойствам относится комплексное понятие правосубъектности, которое включает в себя наличие правоспособности и дееспособности. В соответствии с данными категориями будет проведен дальнейший анализ субъектов указанных отношений.

Но для начала, следует сказать о том, что всех участников приватизационных правоотношений можно разделить на две группы, к первой из которых относятся обладатели субъективных прав – покупатели государственного и муниципального имущества, а ко второй – участники, являющиеся собственниками такого имущества, а также наделенные юридическими обязанностями и государственно – властными полномочиями.


В соответствии с ФЗ о приватизации: «Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица» (ст. 5 ФЗ № 178-ФЗ). Следует отметить, что в литературе достаточно часто критикуется использование термина «покупатель», поскольку из норм самого Закона о приватизации видно, что не всегда договор купли – продажи является тем гражданско – правовым договором, на основании которого государственное или муниципальное имущество переходит в частную собственность. Законодатель пошёл по более простому пути и использует метод исключения, определяя субъектов, которые не могут являться участниками приватизационных отношений. Таких «исключительных субъектов» в соответствии с действующим приватизационным законодательством можно для удобства разделить на три группы, к первой из которых относятся организации, осуществляющие свою деятельность в следующих организационно – правовых формах: государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, а также юридическое лицо любой организационно – правовой формы, если в его уставном капитале доля РФ, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25%.

Ко второй группе исключительных субъектов законодатель относит отдельные категории как физических, так и юридических лиц, которые в принципе не могут быть участниками гражданских отношений. Анализируя действующее законодательство, можно прийти к выводу, что такие ограничения не редкость и содержатся во многих законах. Приведу несколько примеров. ЗК РФ гласит, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях (п. 3 ст. 15 ЗК РФ). Следовательно, это ограничение распространяется и на случаи приватизации таких земельных участков. ГК РФ содержит следующее ограничение:

«Акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица» (п. 6 ст. 98 ГК РФ). Таким образом, если такое акционерное общество создано выше указанным способом, то оно не может быть субъектом не только гражданских отношений, но и приватизационных отношений соответственно.

К третьей группе законодатель относит акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, которым предписан запрет на участие в приватизации в качестве покупателей в случае, если они являются покупателями своих долей или своих акций в уставных капиталах, подлежащих приватизации. В качестве гарантии такого запрета в ФЗ о приватизации закреплено правило, согласно которому претенденты на участие в торгах, прежде чем их признают участниками, должны подтвердить свое право быть полноценным участником, покупателем приватизируемого имущества.


Как видно, далеко не любые физические и юридические лица могут выступать в качестве покупателей отчуждаемого государственного и муниципального имущества. Но кто всё - таки может являться покупателем в процессе приватизации? Частично ответ на данный вопрос был дан выше, когда речь шла о комплексном понятии правосубъектности.

Итак, обращаясь к нормам ГК РФ, а именно, к главе 3, посвященной физическим лицам, можно заключить, что законодатель признает правоспособность за всеми гражданами в равной степени, и такая способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности возникает с момента рождения. Полной гражданской дееспособностью лицо наделяется по достижении им совершеннолетия, а в некоторых случаях ранее указанного момента (ст. 21, 27 ГК РФ). Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что для гражданина, чтобы стать потенциальным субъектов приватизационных отношений, по общему правилу достаточно лишь достичь 18-го возраста.

Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть и юридические лица. Участие таких субъектов в приватизационных отношениях также основано на понятии правосубъектности, которое, в отличие от физических лиц, как законодателем, так и доктриной воспринимается как целостное и не разбивается отдельно на право-, и дееспособность. Правосубъектным юридическое лицо становится с момента государственной регистрации, а точнее с момента внесения сведений о создании или реорганизации юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц[34].

С другой стороны субъектом приватизационных отношений выступает продавец государственного и муниципального имущества. Государство действует через свои органы и соответствующих должностных лиц. А поскольку в результате приватизации происходит отчуждение имущества, являющегося собственностью РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, то правами продавца соответственно наделены органы федерального, регионального уровней и органы местного самоуправления. Положения ГК РФ гласят: «от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов» (ст. 125 ГК РФ). В сфере приватизации от имени РФ действует Правительство РФ, которое является высшим государственным органом исполнительной ветви власти. Рамочная компетенция Правительства РФ определена ФКЗ[35], в соответствии с которым на высший орган исполнительной власти возложены не только полномочия по руководству федеральными министерства и ведомствами, но и организация внутренней политики, осуществление регулирования социально – экономической сферой, формирование государственных целевых программ, что непосредственно связано и с процессом приватизации. Следовательно, именно Правительство РФ «призвано реализовать единую государственную политику в сфере приватизации»[36]. Несмотря на то, что высшему коллегиальному органу исполнительной власти отведена решающая роль в области приватизационных отношений, данный орган не является единственным органом, который обладает широким перечнем функций в указанной сфере. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ[37] Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) и его территориальные органы, подведомственное Минэкономразвития, является федеральным органом государственной власти, осуществляющее полномочия собственника государственным имуществом, расположенного на территории субъектов РФ.