Файл: «Понятие и значение приватизации» (Понятие приватизации имущества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как было отмечено ранее субъекты РФ и органы местного самоуправления имеют относительную самостоятельность в сфере приватизации. Сам законодатель в ФЗ N 178 лишь акцентирует внимания на том, что указанные органы сами определяют свою компетенцию в соответствующих нормативных актах.

Перейдем к характеристике объекта приватизационных отношений. Как верно отмечено В.В. Лазаревым: «Вопросы, связанные с объектом правового отношения, являются самыми сложными во всей теории правоотношения»[38]. Ученый акцентирует внимание на том, что в теории и в науке существует слишком много различных положений, дающих ответ на вопрос, что представляет собой объект, и все эти положения не воспринимаются единодушно. Существование различных точек зрения по поводу того, что представляет собой объект правоотношения, можно свести к двум основным теориям. Первой является монистическая теория, в соответствии с которой единственным объектом любого правоотношения, в том числе и приватизационного, является поведение человека, точнее действия самих субъектов. Так, Н.И. Матузов пишет: «Действия субъектов являются единственным объектом правого отношения, поскольку именно действия, поступки людей подвергаются регулированию юридическими нормами и лишь человеческое поведение способно реагировать на правовое воздействие»[39]. Согласно второй теории – плюралистической – объекты правоотношений настолько разнообразны, насколько разнообразные общественные отношения, подпадающие под регулирование правовых норм. Данную позицию разделяют большинство ученых, поскольку она является более реалистичной и именно она отражает всё многообразие существующих правовых отношений и соответствующих им объектов. Действительно, человеческое поведение может быть объектом отношений, урегулированных правом, но вряд ли такие действия всегда являются единственным возможным объектом, а иногда такие действия вообще не подпадают под понятие объекта. Как указывает В.В. Лазарев: «Если считать единственным объектом всех правоотношений поведение индивида, то невозможно выяснить смысл и назначение подавляющего большинства правоотношений, у них иной объект»[40]. Думается, что данная теория наиболее уместна для восприятия такого сложного теоретического явления, как объект.

Не вызывает сомнений тот факт, что объектом приватизационных отношений выступает имущество, но не любое, а лишь то, которое находится в государственной и муниципальной собственности. Ранее мною уже было отмечено то, какое имущество является государственным, а какое имущество признается муниципальным.


В ГК РФ сосредоточены общие вопросы об оборотоспособности объектов, в соответствии с которыми можно заключить, что по общему правилу объекты являются свободными для оборота, а исключения из этого правила могут быть установлены лишь законом, что должно быть прямо указано в нормативном акте. Что же касается земельных участков, то ввиду их исключительной значимости, оборотоспособность земель должна быть установлена непосредственно земельным законодательством.

Под оборотоспособностью земельных участков понимается такое его свойство, «которое выражается в способности (возможности) объектов (земельных участков) свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом (например, в результате совершения сделок по отчуждению)»[41].

На основании рассмотренного понятия будет уместным разделить все земельные участки на три группы.

Первую группу представляют земельные участки, которые не подлежат приватизации, к данной группе, во - первых, относятся земельные участки, изъятые из оборота. Такое имущество, как указано в ЗК РФ, не может быть предоставлено в частную собственность и не может быть предметом сделок по отчуждению. Следует отметить, что в российском законодательстве на сегодняшний день отсутствует единый кодифицированный нормативный акт, который бы содержал исчерпывающий перечень объектов, оборот которых не допускается. Общие положения об имуществе, изъятом из оборота, содержатся в положениях ГК РФ (ст. 129 ГК РФ), а также в нормах Закона N 178 (ст. 3 ФЗ N 178) и ЗК РФ.

Анализируя действующее законодательство, можно сделать вывод о наличии обширного перечня имущества изъятого из оборота. Применительно к земельным участкам, в нормах ЗК РФ сказано, что из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (п.6 ст. 95 ЗК РФ). Исключение из оборота таких земель обусловлено соблюдением принципа приоритета охраны земли как важнейшей составляющей окружающей среды. Изъятыми также признаются земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружениями, где размещаются Вооруженные Силы РФ, другие воинские формирования и органы, в которых размещены военные суды, земельные участки под объектами организаций федеральной службы безопасности, органов государственной охраны и др. (ч. 4 ст. 27 ЗК РФ).


Также ЗК РФ установлен прямой запрет на приватизацию земельных участков, находящихся в пределах береговой полосы, которая установлена на основании норм Водного кодекса, поскольку береговая полоса является объектом, предназначенным для общего пользования, а также запрещена приватизация земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Исходя из изложенного можно заключить, что если на земельном участке находится один из перечисленных объектов, то он считается изъятым из оборота и его приватизация, также как и иные сделки, направленные на их отчуждение, запрещена.

Положения, в которых имеется запрет на приватизацию земель, могут содержаться и в других, помимо Земельного кодекса, нормативных актах. Например, прямой запрет на приватизацию земельных участков предусмотрен в ФЗ «Об охране окружающей среды», в ФЗ «О территориях опережающего социально - экономического развития в Российской Федерации». Примерный перечень имущества, в том числе земельных участков, приватизация которых запрещена, установлен Указом Президента РФ N 2284.

Во – вторых, к объектам, не подлежащим приватизации, относится имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Законодатель вновь лишь указывает на то, что принадлежность определенных объектов государству и муниципальным образованиям должна быть прямо закреплена в Федеральном законе (ст. 212 ГК РФ). Так, в соответствии с Законом о недрах: «Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью» (ст. 1.2 Закона о недрах). В правовом акте содержится прямой запрет на совершение отчуждения таких объектов в любой форме. Положения Лесного и Водного кодексов также указывают на принадлежность лесного фонда и водных объектов РФ. Перечень объектов, которые могут принадлежать на праве собственности только РФ, также весьма широк и разнообразен[42].

Ко второй группе относятся земельные участки, ограниченные в обороте, приватизация которых возможна только в том случае, если это предусмотрено Законом. В положениях ЗК РФ приведен перечень земельных участков, чей оборот ограничен. Исходя из данных конституционных предписаний и требования ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ, а также учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц, законодатель вправе определить условия отчуждения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, в том числе круг объектов, не подлежащих такому отчуждению. При этом право на приватизацию государственного и муниципального имущества не относится к числу конституционных; оно регламентируется федеральным законодателем исходя из интересов защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»[43]. Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что положения, перечисляющие основания ограничения земельных участков в обороте, не могут быть рассмотрены с точки зрения нарушения конституционных прав граждан.


Земельные участки, не изъятые из оборота и не ограниченные в обороте, могут свободно отчуждаться их собственником, а значит, быть объектом приватизационных отношений.

Третьим элементом приватизационных отношений является их содержание. Следует отметить, что в теории права вопрос о том, что представляет собой содержание правового отношения, относится к числу остро дискуссионных. В указанных мною ранее трудах Лазарева В.В., Матузова Н.И., Малько А.В., указывается на двойственный характер содержания правового отношения – юридическое и материальное содержание. И если юридическое содержание говорит Алексеев С.С.: «представляет собой возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от определенных действий обязанного лица»[44], то под материальным содержанием следует понимать, как верно отмечает Карташов В.Н.: «не просто поведение (деятельность) его участников, а правовое поведение (юридическую деятельность) субъектов»[45]. Именно такая позиция кажется наиболее убедительной, ввиду чего и приватизационные отношения имеют двоякое содержание. Несмотря на это, в данной работе при рассмотрении содержания приватизационных правоотношений акцент будет сделан на характеристике именно юридического содержания, поскольку фактическое наполнение представляет собой реальные действия субъектов таких отношений, в которых реализуются их права и обязанности.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что некоторыми элементами субъективного права может обладать как покупатель, так и продавец приватизируемого имущества. Для наглядности приведу следующий пример: в случае установления обременений при использовании приватизированного земельного участка, его новый собственник обязан соблюдать установленные ограничения, а, соответственно, бывший собственник имеет право требовать от покупателя такого соблюдения. Такие обременения могут устанавливаться в различных целях, в том числе в целях обеспечения возможности использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением или установлением сервитута, в целях беспрепятственного прохода, проезда через земельный участок, установление на нём межевых, иных знаков и т.д.

Не конкретизируя обязанности продавца имущества субъекта РФ или муниципального образования, законодатель в Законе о приватизации позволяет региональным и местным органам самостоятельно определять свою компетенцию.


Таковы общие и особенные черты элементов приватизационных отношений.

2.2 Порядок приватизации земельных участков, с расположенными на них объектами недвижимости

В рамках рассмотрения вопроса о понятии приватизации было сказано, что данное явление характеризуется весьма разнообразно, существуют как юридическое, так и экономическое толкование приватизации, также было отмечено, что многие авторы понимают приватизацию посредством её определения через деятельность соответствующих субъектов, некий процесс посредством которого возможен переход права собственности на приватизируемые объекты. Не вызывает сомнений тот факт, что отчуждение государственного и муниципального имущества представляет собой длящийся процесс, состоящий из ряда последовательно сменяющих друг друга стадий, и для раскрытия вопроса, посвященному порядку приватизации, необходимо рассматривать такой процесс поэтапно. В научной литературе высказываются различные точки зрения относительно того, сколько всего необходимо выделять этапов (стадий) приватизации. В данной работе выделение стадий приватизации земельных участков будет осуществлено на основе норм ФЗ о приватизации с учётом особенностей приватизации земельного участка с расположенными на нем объектами недвижимости.

Первой стадией приватизации земельных участков с расположенными на них объектами недвижимости является её планирование. Следует отметить, что планирование необходимо рассматривать не только как начальную стадию приватизации указанных объектов, которая является её фундаментом, но и как один из важнейших принципов проведения приватизации. Основополагающим нормативным актом в области планирования приватизации является прогнозный план (программа) приватизации. В случае, когда речь идёт о приватизации федерального имущества, органом, на котором лежит обязанность утверждения плана приватизации, является Правительство РФ. Но самой разработкой программы приватизации занимаются другие органы государственной власти, которые должны руководствоваться, как указано в ФЗ N 178: «…основными направлениями внутренней политики РФ, определенными Президентом РФ, прогнозом социально-экономического развития РФ, программами и задачами, определенными решениями Правительства РФ и иными решениями Правительства РФ» (ст. 7 ФЗ N 178).

Действующее законодательство предусматривает несколько способов приватизации земельного участка с расположенными на нем объектами недвижимости, к которым относятся: продажа земельных участков на аукционе; продажа, осуществляемая посредством публичного предложения (данный способ приватизации используется в том случае, если аукцион был признан несостоявшимся); продажа земельных участков без объявления цены (указанный способ может быть использован только тогда, когда продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения не состоялась); продажа земельных участков на конкурсе (следует сделать оговорку о том, что посредством данного способа могут быть приватизированы только те земельные участки, на которых расположены объекты культурного наследия); внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества.