Файл: «Понятие и значение приватизации» (Понятие приватизации имущества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поскольку логическим завершением процедуры приватизации является совершение гражданско-правовой сделки (если мы говорим о первых четырёх способах), то в отношении такой сделки применимы не только общие положения гражданского законодательства о договоре купли-продажи, но и положения ст. 37 ЗК РФ137. Несмотря на то, что нормы ГК РФ относят цену договора купли-продажи к его обычным условием, начальная цена земельного участка должна быть обязательно указана в решении об условиях приватизации. Поэтому сведением, которое необходимо включать в такое решение, является первоначальная цена продажи земельного участка. Как определятся такая цена? Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос обратимся к норме ЗК РФ, в соответствии с которой: «Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности» (ст. 66 ЗК РФ). Законом «Об оценочной деятельности в РФ» установлено, что под рыночной стоимостью понимается: «наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В соответствии с указанным правовым актом, проведение такой оценки является обязательным в том случае, если земельный участок будет вовлечен в сделку, в том числе приватизирован, и принадлежит РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям. Именно рыночная стоимость должна быть указана в решении об условиях приватизации земельного участка, а не его нормативная цена или кадастровая стоимость, которая будет рассматриваться как начальная цена объекта приватизации.

В отношении объекта недвижимости, который расположен на земельном участке, в прогнозном плане указывается лишь его наименование (например, нежилое здание, склад, гараж и т.д.).

Для того, чтобы стать потенциальным покупателем государственного или муниципального имущества, помимо заявки на участие в торгах, гражданин или юридическое лицо должны предоставить определенный перечень документов. Так, физическое лицо обязано предоставить только документ, удостоверяющий его личность. Законодатель в качестве альтернативы предусмотрел возможность предоставления копий всех страниц паспорта, с указанием на то, что должны быть представлены копии всех листов указанного документа, независимо от того имеются на них сведения иди нет. Как указывают судебные инстанции, положения законодательства о перечне необходимых документов носят императивный характер, нарушение этих правил будет являться основанием для отказа в допуске к участию в торгах.


В отношении юридического лица, перечень необходимых документов является более широким. В частности, в него входят: заверенные копии учредительных документов, свидетельство о государственной регистрации организации, выписка из Единого реестра юридических лиц, а также документ, подтверждающий полномочия руководителя организации на осуществление действий от имени юридического лица.

При этом не предоставление необходимых документов является одним из оснований к отказу в допуске к участию в торгах.

Претенденты могут предоставить указанные документы как непосредственно в орган, уполномоченный осуществлять продажу государственного и муниципального имущества, так и в электронной форме, при условии проведения продажи в такой форме. В этом случае следует руководствоваться отдельным Постановлением Правительства РФ[46]. Следует отметить, что возможность продажи имущества в электронной форме является новеллой российского законодательства, которая еще не успела набрать должных оборотов.

Хотелось бы отметить, что установление исчерпывающего перечня необходимых для предоставления документов претендентами на заключение договора купли-продажи объекта приватизации, с одной стороны является гарантией надлежащего соблюдения прав физических и юридических лиц, желающих приобрести приватизируемое имущество, которая выражается в исключении возможности субъективного подхода к конкретному претенденту, а с другой стороны – гарантией соблюдения экономических интересов продавца приватизируемого имущества, выражающаяся в недопущении причинения экономического ущерба последним.

Центральной стадий приватизации является аукцион. Проведение аукциона основано на нормах не только ФЗ N 178, но также на общих положениях гражданского законодательства, а также следует отметить наличие подзаконных правовых актов, регулирующие отношения в данной сфере.

Анализируя законодательные положения об аукционе, можно сделать вывод о двойственной составляющей такой формы торгов. Во-первых, победителем аукциона становится тот субъект, который предложил самую высокую цену за имущество, выставленное на аукцион. Во- вторых, победитель аукциона вправе распоряжаться приобретенным им имуществом без каких- либо ограничений (т.е. не обязан выполнять условия, необходимые для победы в торгах).

Аукцион является открытым по составу участников, что означает, что в нём может принять участие любое физическое и юридическое лицо, желающие приобрести в собственность государственное или муниципальное имущество.


Проведение аукциона может быть осуществлено в открытой форме (если предложение о цене поступает открыто в ходе проведения торгов) или в закрытой (в данном случае предложение о цене поступает в заранее запечатанных конвертах, что исключает возможность заранее знать, какие предложения поступили от других участников). Форма должна быть определена в конкретном решении об условиях приватизации, что означает, что органы власти субъектов и органы местного самоуправления вновь самостоятельно решают указанный вопрос. Но следует отметить, что поведение аукциона в закрытой форме редко используется при приватизации земельного участка с объектом недвижимости.

Вопросы об условиях участия в аукционе и порядке его проведения урегулированы Постановлением Правительства[47].

Для реализации своего права на участие в аукционе претендент на покупку земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, должен выполнить два условия. Первым таким условием является предоставление заявки на участие. Срок подачи, форма заявки, а также перечь документов, который необходимо предоставить одновременно с заявкой утверждается продавцом имущества в отдельном информационном письме.

Вторым условием, которое обязан выполнить претендент, является внесение задатка, чей размер и иные существенные условия также определены в информационном сообщении. Задаток по своей правовой природе является некой гарантией для продавца имущества, которая выражается в желании претендентов участвовать в торгах, а значит, обеспечивает возможность проведения аукциона[48]. Размер задатка определяется в размере 20% от начальной цены имущества. Доказательством внесения задатка будет являться выписка с лицевого счёта органа, уполномоченного выступать в качестве продавца земельного участка. Подтверждение внесения задатка является основанием признания конкретного претендента участником аукциона (при выполнении остальных условий), что, в свою очередь оформляется протоколом. В течение суток с момента оформления указанного протокола все лица, подавшие заявки должны быть уведомлены о принятом продавцом решении.

Весьма подробно порядок проведения аукциона как в открытой, так и в закрытой формах прописан в упомянутом Постановлении Правительства РФ (п. 15 и п. 16 Постановления Правительства РФ N 585).

По окончании проведения аукциона его результаты оформляются протоколом, являющийся документом, который удостоверяет право победителя на заключение договора купли-продажи земельного участка с расположенным на нем зданием, строением или сооружением. Можно заметить, что в отличие от норм ГК РФ (абз.1, п.6 ст.448), в которых говориться об обязанности подписать лишь протокол о результатах торгов, имеющего силу договора, положения ч.14 ст. 18 ФЗ N 178 определяют необходимость и заключения договора купли- продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Необходимость наличия обоих документов является оправданной, поскольку видится не совсем целесообразным включения в договор купли-продажи сведений, составляющих содержание протокола (например, информация о месте и времени проведения аукциона, перечень зарегистрированных заявок и т.д.). Кроме того, такой протокол лишь удостоверяет право победителя на заключение договора, но не обязывает к совершению таких действий в принудительной форме.


Завершение аукциона характеризуется не только организационными вопросами подписания итоговых документов. Так, аукционист должен исключить наличие оснований признания торгов несостоявшимися. Действующим законодательством предусмотрено несколько таких оснований. В частности им может послужить любая ситуация, при которой аукцион утратит свою специфическую черту – конкурентоспособность, например, в случае участия в аукционе только одного субъекта или в случае, если не было подано ни одной заявки на участие. Следует отметить, что законодатель не предусматривает в качестве императива не заключать договор купли-продажи в случае, если аукцион был признан несостоявшимся. Несмотря на это, говорить о возможности заключения договора с лицом, который был единственным участником аукциона, не представляется возможным по причине противоречия такого положения ч.1 ст.447 ГК РФ, где сказано, что договор заключается с лицом выигравшим торги. Следовательно, возможность заключения договора с единственным принявшим участие в аукционе субъектом противоречит сути торгов, основанных на конкурентных началах. В случае признания аукциона несостоявшимся следует использовать иной способ приватизации, предусмотренный действующим законодательством.

Завершающим этапом процедуры приватизации земельного участка с расположенным на нем объектом недвижимости является заключение договора купли-продажи с победителем аукциона. Договор должен быть заключен в течение 5 рабочих дней с момента, когда были подведены итоги торгов, в случае если победитель аукциона уклоняется от заключения договора, то для него могут наступить отрицательные последствия двоякого рода. С одной стороны лицо получит отказ на возращение суммы задатка (как известно, победителю сумма задатка не возвращается, а зачитывается в счёт предмета торгов), а с другой – потеряет право на заключение договора купли-продажи. В связи с этим, видится интересным позиция судов.

Хотелось бы обратить внимание на нововведение, содержащиеся в земельном законодательстве, введенное Федеральным законом в 2014 г.[49] В соответствии с данной нормой недобросовестные участники аукциона должны быть внесены в реестр, дабы в дальнейшем не допустить такого субъекта к участию в торгах. Под недобросовестным же участником понимается в том числе и лицо, которое уклоняется от заключения договора. Безусловно, такое нововведение является весьма прогрессивным, благодаря чему в дальнейшем можно исключить участников, уже действовавших недобросовестно, от участия в торгах. Возникает другой вопрос: поскольку такое положение содержится лишь в ЗК РФ, можно ли говорить о включении в указанный реестр лиц, которые приватизировали земельный участок с находящимся на нем объектом недвижимости на основании норм Закона о приватизации и действовали недобросовестно? В сам Закон о приватизации не внесли существенных изменений, которые бы позволили ответить на поставленный вопрос однозначно. Такая серьезная недоработка кажется существенным упущением законодателя. Ввиду чего, видится необходимым внести положения о включении недобросовестных участников аукциона и в ФЗ N 178, а пока признать возможным вносить соответствующие сведения о таких лицах в реестр. При заключении договора купли-продажи необходимо руководствоваться положениями ГК РФ, посвященных данной конструкции, а именно параграфу 7, главы 30 ГК РФ, раскрывающие особенности продажи недвижимости.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Понятие «приватизация» имеет экономический и юридический аспекты. При этом юридическое понятие приватизации значительно уже его экономических трактовок. Приведенные в работе правовые определения свидетельствуют о необходимости отличать приватизацию от приватизационных сделок, разграничение которых позволяют трактовать приватизацию в узком и широком смысле.

При изучении проблемы становления законодательства о приватизации имущества был сделан вывод о регулировании земельных отношений ещё во времена правления первой царской династии. С начала правления Советской власти была упразднена частная собственность на землю. Такое положение просуществовало в России вплоть до 1990 г. Институт приватизации стал одним из инструментов, который в начале 90-х гг. прошлого столетия позволил успешно стартовать масштабному процессу экономических реформ.

Современная российская правовая база, регулирующая приватизацию земельных участков, весьма разнообразна. Свои истоки нормы о приватизации берут еще в Конституции РФ, при этом нельзя обойти вниманием большое количество подзаконных нормативных актов, затрагивающие важнейшие вопросы в изученной сфере.

Важнейшее значение имеет принятие отдельного Федерального закона о приватизации государственного и муниципального имущества, на основе которого формируется всё законодательство о приватизации.

Исследование нормативной базы по вопросам приватизации позволило заключить, что органы государственной власти и органы местного самоуправления наделены достаточной самостоятельностью при решении важнейших приватизационных вопросов, что, в свою очередь, свидетельствует о трехзвенной системе законодательства о приватизации, которую составляет законодательство Российской Федерации, законодательство о приватизации, формирующееся на уровне субъектов РФ и на уровне муниципальных образований.

Субъектами приватизационных отношений с одной стороны являются покупатели, которыми могут быть физические и юридические лица. При этом на основе норм российского законодательства была выведена классификация субъектов, чьё участие в роли покупателей ограничено законом.

Объекты приватизационных отношений весьма разнообразны. Земельный участок является одним из самых специфических таких объектов, ввиду чего была разработана классификация земельных участков на основе понятия оборотоспособности для определения тех земельных участков, которые могут являться объектов приватизации.