Файл: Теоретические основы семейного воспитания лекция Семейная педагогика и психология в системе наук.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 242

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21 21
− социально-психологические характеристики.
Сам процесс выбора брачного партнера условно состоит из серии непоследовательных стадий и если потенциальный кандидат не прошел стадию, то выбыл из «игры»:
− стимул;
− первое внешнее впечатление;
− сравнение ценностей;
− ролевая притирка.
Идея существования нескольких стадий в процессе выбора брачного партнера лежит и в основе теории «фильтров» Керкгоффа и Дэвиса.
Схематично данный процесс можно представить как последовательное прохождение через серию фильтров, которые постепенно отсеивают людей из множества возможных партнеров и сужают индивидуальный выбор.
Первый фильтр – фильтр близости мест жительства, учебы, работы.
Отсеивает тех потенциальных партнеров, с которыми человек никогда не сможет встретиться.
Затем следует фильтр гомогамии, социального происхождения, который исключает тех, кто не подходит друг другу по социальным критериям – статусу, положению в обществе.
Фильтр взаимной аттракции. На этом этапе человек вступает в контакты с людьми, которые кажутся ему привлекательными. На последующих стадиях устанавливаются сходство ценностей и совместимость ролевых ожиданий.
В психологии семьи выделяются добрачные факторы благополучия брака:
1) место знакомства – учеба, работа, люди живут рядом;
2) положительное первое впечатление;
3) длительность периода ухаживания не более полутора лет;
4) инициатива брачного предложения со стороны мужчины;

22 22 5) срок обдумывания предложения женщиной до двух недель;
6) праздничное торжество по случаю заключения брака – свадьба.

Лекция 1.2. Семейное законодательство РФ и международные
документы по защите прав ребенка. Правовые основы семейного
воспитания
Семейная педагогика должна основываться родителями на отношениях равноправных личностей, равноправных субъектов права, а не на требованиях старших, не на слепом подчинении одних другим. Родители должны стремиться к тому, чтобы главным в формировании подрастающей личности стало воспитание уважительного отношения к закону, к правам других людей, каждого человека.
Благополучие детей и их права всегда концентрировали внимание международного сообщества. В 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В тот период права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой провозглашены правовые и социальные принципы защиты и благополучия детей.
Однако время и положение детей потребовало от мирового сообщества принятия нового документа. Комиссия ООН по правам человека, в которой принимали участие специалисты из многих стран мира, в период с 1979 по
1989 год подготовила текст Конвенции о правах ребенка. В данном документе не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав.
Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие основные моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. В декларации 1959 года было 10 коротких, носящих декларативный характер принципов.

23 23
Конвенция конкретизирует и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. «Конвенция о правах ребенка» ратифицирована
Верховным Советом СССР 13 июля 1990 года. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года.
В соответствии с Международной конвенцией о правах ребенка родители гарантируют свободу и достоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых они могут состояться как личности и граждане. В семье как естественной среде для обитания и благополучия детей должна быть обеспечена необходимая защита – дети имеют право на особую заботу и помощь. Известно, что для полноценного и гармоничного развития личности ребенка необходимо растить в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Только такие условия могут подготовить детей к самостоятельной жизни в обществе. Конвенция предупреждает родителей об авторитаризме в семейном воспитании, призывает их строить взаимоотношения с детьми на высокой нравственной и правовой основе.
Уважение к мнению, к личности ребенка должно стать в семье не только проявлением нормы общечеловеческой культуры, но и нормой права.
Другим международным документом является «Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей», принятая резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи 3 декабря 1986 года. Данный документ особенно касается передачи детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях. В нем говорится о том, что ребенок, когда это возможно, должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере моральной и материальной обеспеченности и любви.
Существует также частный документ, касающийся определенных аспектов проблем несовершеннолетних, Резолюция 45/112 «Руководящие принципы
ООН для предупреждения преступности среди


24 24 несовершеннолетних», которая была принята 14 декабря 1990 года. Данный документ прописывает руководящие принципы, Эр-Риядские принципы.
Приведем некоторые из принципов:
1. Важным аспектом предупреждения преступности в обществе является предупреждение преступности среди несовершеннолетних. Молодежь может быть воспитана на принципах, не допускающих преступной деятельности, участвовать в законной, социально полезной деятельности, вырабатывая гуманистический взгляд на общество и жизнь.
2. Необходимы усилия всего общества в целом для обеспечения гармоничного развития подростков при уважении к их личности и сопровождение ее развития с раннего детства. Тогда и предупреждение преступности среди несовершеннолетних будет более эффективным.
3. Существует необходимость и значимость систематического изучения и выработки мер по предупреждению преступности среди несовершеннолетних. При этом следует избегать наказания ребенка за поведение, не причиняющее серьезного ущерба его развитию или вреда другим. Такие меры должны предусматривать:
− обеспечение возможностей в области получения образования, для удовлетворения различных потребностей и развития личности всех молодых людей, и особенно тех, кто находится в социально опасном положении и нуждается в особой заботе и защите;
− специальные теории и подходы к предупреждению преступности среди молодежи, основанные на использовании законов, учреждений, средств и системы услуг, направленных на сокращение причин необходимости совершения правонарушений;
− вмешательство официальных органов, которое должно осуществляться, в первую очередь, с учетом общих интересов несовершеннолетнего и на основе беспристрастного и справедливого подхода;

25 25
− обеспечение прав, интересов, и развития всех молодых людей;
− учет поступков молодых людей, не соответствующих общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связанных с процессом роста, поскольку по мере взросления поведение большинства молодых людей самопроизвольно изменяется;
− преобладающее мнение специалистов о том, что определение молодого человека как «правонарушителя» во многих случаях способствует развитию устойчивого стереотипа нежелательного поведения у молодых людей.
4. В тех местах, где еще нет никаких учреждений, необходимо разрабатывать общинные службы и программы для предупреждения преступности среди несовершеннолетних. Официальные учреждения социального контроля должны использоваться только в крайних случаях.
Основным документом в
Российской
Федерации является федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который принят Государственной
Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года.
В нашей стране правовые основы семейного воспитания составляют соответствующие статьи Конституции РФ и Закон РФ «Об образовании».
Система государственного образования призвана осуществлять общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, их духовное и физическое развитие. Конституция, в частности статья тридцать восьмая, обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие. Одним из главных принципов воспитания детей в семье, закрепленных законодательством, является предоставление отцу и матери равных прав и обязанностей в отношении своих детей. Этот принцип обеспечивает условия для соблюдения интересов детей, защиту от проявления родительского эгоизма, служит основой для


26 26 разумных решений.
Необходимой предпосылкой для обеспечения всех иных родительских прав и обязанностей является материальное обеспечение детей.
Материальное содержание детей – моральный долг родителей. Родители обязаны содержать несовершеннолетних, также нетрудоспособных и нуждающихся в помощи детей. К родителям, которые не выполняют долг по содержанию и воспитанию собственных детей, может быть применена строгая моральная мера – лишение родительских прав.
Разрешать сложные ситуации по воспитанию детей призван Семейный кодекс РФ, который определяет права и обязанности родителей по воспитанию детей, упорядочивает размеры выплаты алиментов на содержание детей. Также права ребенка закреплены Гражданским кодексом
РФ. Права ребенка можно условно разделить на 6 основных групп:
− право ребенка на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав;
− на семейное благополучие;
− свободное развитие его личности;
− обеспечение здоровья детей;
− на образование и культурное развитие детей – на отдых, досуг, право участвовать в играх, развлекательных мероприятиях, право заниматься искусством;
− защиту от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого обращения с детьми в местах лишения свободы.
Между ребенком и его родителями существуют определенные отношения.
Одни отношения регулируются нормами морали, другие – нормами семейного права, которое прописывает условия и порядок вступления в брак и его прекращения. Семейное право регулирует личные имущественные

27 27 отношения между членами семьи, определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
При нарушении прав и законных интересов ребенка, при ненадлежащем выполнении родителями или одним из них обязанностей по воспитанию ребенка, он имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства. Если ребенку исполнилось 14 лет, то он может обратиться в суд. Также закон обязывает граждан и должностных лиц, которым стало известно о нарушении законных интересов и прав ребенка, об угрозе его жизни или здоровья, сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического пребывания ребенка.
Семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка выражать свое мнение. Ребенок имеет право выражать свое мнение при решении любого вопроса в семье, затрагивающего его интересы. Ребенок может быть заслушанным в ходе любого административного или судебного разбирательства. Учет мнения ребенка десяти лет обязателен при решении в суде вопроса о восстановлении в родительских правах, изменении фамилии и имени ребенка. Согласие ребенка десяти лет требуется и при решении вопроса об усыновлении. В действующем семейном законодательстве РФ широкий спектр личных прав ребенка, не достигшего возраста совершеннолетия – восемнадцати лет.
Семейный кодекс РФ закрепляет имущественные права ребенка в статье 60 – родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.
Если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание взыскиваются с них в судебном порядке.
Каждый ребенок имеет право собственности на имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, на доходы, и любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Гражданский кодекс РФ, статьи 26 и 28, определяет дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и дееспособность


28 28 малолетних. Ребенок имеет право распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности имуществом. Несовершеннолетние дети в возрасте от
14 до 18 лет могут совершать сделки с письменного согласия своих законных представителей, родителей, опекунов, усыновителей – статья 26
Гражданского кодекса.
Несовершеннолетние дети в возрасте от 14 до 18 лет имеют право самостоятельно, без согласия родителей, опекунов:
− распоряжаться своими доходами, заработком, стипендией;
− осуществлять права автора произведения искусства, науки, литературы, изобретения;
− делать вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, в соответствии с законом;
− совершать мелкие бытовые и иные сделки.
Несовершеннолетние дети в возрасте 16 лет вправе быть членами кооперативов, самостоятельно несут имущественную ответственность по всем сделкам, заключенным в соответствии с законом. Однако несовершеннолетний в этом возрасте может быть ограничен, лишен права самостоятельного распоряжения своими доходами, стипендией при достаточных основаниях. Необходимость такого ограничения может быть вызвана следующими причинами:
− увлечение азартными играми;
− неразумная трата средств;
− расточительство.
Сделать такое ограничение может только суд по ходатайству родителей, усыновителей, либо органов опеки и попечительства. Сделки за несовершеннолетних лиц могут совершать от их имени только родители, опекуны, усыновители – статья 28 Гражданского кодекса. Малолетние дети в возрасте от шести до 14 лет имеют право самостоятельно совершать сделки:
− мелкие бытовые;

29 29
− направленные на безвозмездное получение выгоды;
− по распоряжению средствами, предоставленными законным представителям.
Малолетний ребенок вправе заключить договор на безвозмездное пользование любым имуществом – взять напрокат велосипед, на срок до одного года, поскольку заключение такого договора требует лишь простой письменной формы. Также малолетний ребенок может принять наследственное имущество, но свидетельство о праве на наследство от его имени получит у нотариуса его законный представитель.
В семейном законодательстве Российской Федерации прописано, что ребенок не имеет права на имущество родителей, а родители не имеют права на имущество ребенка.
Для эффективного процесса воспитания детей в семье необходимо наличие личных и имущественных прав несовершеннолетних. Мы понимаем воспитание как процесс взаимодействия между взрослыми и детьми, и чем качественнее налажено такое взаимодействие, тем эффективнее будет проходить процесс воспитания. Действующие правовые нормы как необходимые условия для надлежащего процесса воспитания ребенка в семье. Именно поэтому родители вправе и обязаны воспитывать своих детей, в соответствии с положением семейного законодательства, и несут ответственность за их развитие. Статья 63 предписывает родителям обязанность заботиться о здоровье, духовном, нравственном, физическом и психическом развитии собственных детей.
В случаях нарушения прав и интересов несовершеннолетних детей необходимо обращаться именно к родителям, так как именно на них в первую очередь действующее законодательство возлагает обязанность по защите этих прав. Родители – законные представители своих детей и защищают их права и интересы в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Родителям не нужно никаких