Файл: Теоретические основы семейного воспитания лекция Семейная педагогика и психология в системе наук.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 245
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
135 135 консультанту обязан обосновать это решение и обеспечить условия его реализации.
10. Выявление подтекста обращения клиента. Здесь можно говорить о различных установках, находящих выражение в подтексте жалобы.
Выявление подтекста обращения – необходимое условие для грамотного построения стратегии и тактики проведения семейного консультирования. Наиболее типичными являются следующие установки:
− установка «потребителя», когда груз ответственности перекладывается на консультанта, у клиента есть потребность получить готовое решение;
− установка тревожно-неуверенного клиента, когда потребность получить эмоциональную поддержку и обратную связь;
− установка саморазвития, когда ситуация консультирования используется клиентом как ресурс личностного роста;
− установка зависимости, когда клиент удовлетворяет потребности в безопасности, опеке и установления привязанности.
Обратимся к выделенным Робертом Семеновичем Немовым этапам психологического консультирования:
1. Подготовительный этап – психолог изучает документацию, вырабатывает план проведения консультации.
2. Настроечный этап – встреча с клиентом, знакомство, установление контакта, снятие психологических барьеров.
3. Диагностический этап – получение информации о проблеме, проведение психодиагностического обследования, выяснение наличия у клиента ресурсов для решения проблемы.
4. Рекомендательный этап – оказание психологической поддержки, выработка алгоритма решения проблемы на основе полученной информации.
136 136 5. Контрольный этап – психолог и клиент договариваются о дальнейших встречах в случае необходимости.
По мнению Римаса Кочюнаса, эффективный консультант – это зрелый человек. Чем разнообразнее будет у него стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Назовем характеристики эффективного поведения консультанта в процессе работы:
1. Психолог демонстрирует вербальными и невербальными способами веру в уникальность клиента.
2. Психолог осуществляет эмпатическое слушание, эмоционально поддерживает клиента.
3. Психолог и клиент обсуждают проблему, обмениваются мнениями.
4. Психолог уважает права клиента и соблюдает дистанцию, меру, границу общения.
5. Психолог двигается вслед за логикой клиента в определении проблемы.
6. Психолог стремится к совместному решению проблем.
Неэффективное поведение консультанта:
1. Психолог не верит в уникальность клиента и его способность самому найти выход.
2. Консультация как монолог консультанта – психолог не дает высказаться клиенту.
3. Психолог морализирует, пытается разоблачить клиента.
4. Психолог не сверяет правильность своих выводов с мнением клиента.
5. Психолог навязывает клиенту свое решение, дает «скороспелые» советы.
6. Психолог вызывает в клиенте желание спорить, оправдываться, скрывать правду, усугубляет чувство вины, душевную боль.
Целесообразно в процессе консультирования применять приемы, активирующие поиск ресурсов у клиентов. Поиск ресурсов может быть ориентирован на прошлое: «Что раньше помогало Вам преодолевать
137 137 подобные проблемы?», «Как такие проблемы решали Ваши родственники, знакомые?». Можно формулировать вопросы на настоящее: «Что сейчас помогает Вам решать проблему хотя бы временно?». Вопросы на будущее:
«Кто или что могло бы Вам помочь в разрешении проблемы?».
Прием «Опора на прогресс»: «Был ли в последнее время такой период, когда проблема значительно уменьшилась или исчезла? Что способствовало этому?».
Прием «Фантазии о будущем»: «Пофантазируйте и представьте, что мы встретили Вас, когда у Вас уже было все в порядке, и спросили «Что Вам помогло решить данную проблему?».
Прием «Благодарности авансом»: «Продумайте, как Вы будете благодарить людей, включенных в Вашу программу за помощь?».
Прием «Проблема как решение»: «Чему научила Вас эта проблема?
Чем она была полезна для Вас?».
Прием «Новое позитивное название»: «Придумайте какое-нибудь хорошее имя для Вашей проблемы, чтобы мы могли использовать его в беседе».
Елена Григорьевна Силяева считает, что консультируя семью, необходимо более четко структурировать процесс приема. Работа с нуклеарной семьей – отцом, матерью, детьми, заключаются в том, что семья приходит на консультацию в полном составе. Во время непродолжительной терапевтической встречи будет в привычных для себя формах продолжать ту самую жизнь, которой живет дома, и для семейного диагноза не потребуется специальных средств. Работа с нуклеарной семьей особенно уместна тогда, когда в семье наблюдается симптом психологического неблагополучия ребенка. Под углом зрения системной семейной психотерапии нарушения в поведении ребенка воспринимаются как ключ к общесемейной проблеме, боли. Татьяна Васильевна Снегирева в1991 году писала, что любой досадный детский недуг, причиняющий столько неудобств взрослым, является
138 138 нужным, полезным для семьи как целостности, удерживая семью от распада.
Работа с расширенной семьей, в которую входят не только мать, отец и дети, но и другие близкие люди – бабушки, дедушки, дяди, тети и другие члены семьи, оказывающие влияние на ее жизнь и систему отношений.
Работа с экосистемой. В процесс консультирования включаются внешние контакты и социальные институты.
Работать с семьей консультанту необходимо предельно осторожно.
Важно учитывать, что общесемейная дисфункция, как правило, скрыта в тайниках семейной жизни. Зачастую супруги говорят, думают, рассуждают и даже веруют на одном уровне, а взаимодействуют, чувствуют, переживают – на другом. Это образует срытый подтекст в их жизни. Психолог может сталкиваться с сопротивлением членов семьи. Например, в кризисные периоды жизни нередко наблюдается алкоголизация главы семейства.
Однако в этом случае не имеет смысла работать лишь с самим главой семейства. Алкоголизация часто лишь симптом, показатель семейного неблагополучия, наличия дисфункциональных внутрисемейных отношений.
По мнению Елены Григорьевны Силяевой, в семье, где жены или излишне авторитарны, или холодно-сдержанны, алкоголь «замещает» многие функции, традиционно приписываемые семье – защищенность, доверие, тепло, близость. Кроме того, алкоголь часто становится для мужчины способом как-то расслабиться и уйти от жизненных проблем. Следовательно, необходимо рассматривать алкоголизацию как показатель недостатка эмоциональной поддержки и работать не только с самим пьющим супругом, но и с существующими семейными отношениями, правилами и убеждениями, содержанием поведения членов семьи по отношению друг к другу. Какой бы вариант взаимодействия не избрал психолог для консультирования обратившейся за помощью семьи, важно, чтобы он опирался на позитивные ресурсы ее членов, стремился поддержать и развить лучшие чувства и способности родителей и детей. Только такой подход
139 139 способен предотвратить тяжелые конфликты и нарушения.
Часто супруги обращаются в консультацию с жалобами на сложности отношений с детьми самых различных возрастов – от дошкольников до студентов и старше. Причем это дети, у которых отсутствуют какие-либо нарушения, но есть самая большая проблема – непонимание, трудности в отношениях с собственными родителями.
Типичны жалобы на постоянные конфликты с ребенком, на непослушание, особенно в кризисные периоды; невнимательность; неорганизованность; лживость, за которую часто принимают детское фантазирование, или страх быть наказанным. Такой список можно продолжать до бесконечности.
Действия психолога-консультанта на этапе работы с жалобой:
1. Прежде консультанту необходимо выяснить, какие именно поведенческие ситуации стали основой обращения.
2. Обеспечить «стереоскопичность», то есть рассмотреть взгляд на ситуацию со стороны всех членов семьи – родителей, ребенка.
Сопоставить полученную информацию с материалами психодиагностики.
3. В любом случае психолог должен быть на стороне ребенка. Его работа состоит не в подтверждении наличия «отрицательного» качества у ребенка, как в ряде случаев ожидает родитель, а в выдвижении совместно с родителем гипотезы об истории его развития, путях его устранения.
Причины нарушения детско-родительских отношений – это неумение понять ребенка, допущенные ошибки воспитания, не со зла, а в силу нехватки психолого-педагогической культуры, представлений о воспитании, типичная для современности бытовая и личностная неустроенность самих родителей.
В целом в психологическом консультировании по поводу сложности
140 140 отношений с детьми целесообразно выделить три органически связанных направления:
1. Повышение социально-психологической компетентности родителей, обучение их навыкам общения и разрешения конфликтных ситуаций.
2. Психологическая помощь взрослым членам семьи, которая включает диагностику семейной ситуации, работу по ее изменению.
3. Психотерапевтическая работа непосредственно с ребенком.
Алла Семеновна Спиваковская считает, что главным объектом воздействия становится сфера сознания родителей, система сложившихся стереотипов относительно формы взаимодействия с детьми, в семье. Один из стереотипов – насильственное воздействие на ребенка, которое родители ошибочно называют воспитанием.
Многим российским папам и мамам может показаться нелепой сама мысль о том, что насилие над ребенком – это кормить его через силу, вталкивая через плотно стиснутые зубы ложку с кашей. Этот, казалось бы, жест заботы нарушает границы телесности ребенка, нарушает его целостность, формирует будущую жертву, готовую смириться с вторжением другого человека в ее личное пространство.
Эффективная коммуникация с ребенком состоит из трех ключевых моментов в его воспитании:
− безусловном принятии его родителями;
− понимание того, что ребенок чувствует;
− предоставление ему выбора.
Так говорится в основных методологических направлениях психологического консультирования семьи
– гуманистической и психоаналитической психологии Карлом Роджерсом, Хаймом Джайноттом,
Адель Фабер. Просветительская работа с родителями должна быть направлена на преодоление непродуктивных стереотипов и принятие идей воспитания человека со своими индивидуальными особенностями, на
141 141 освоение адекватных способов взаимодействия с детьми.
Проведенные в русле психоаналитической педагогики исследования
Кристианом Бютнером, Элианой Джил установили, что отсутствие эмоционального тепла, оскорбления, жестокость, которые претерпел ребенок, оказывают на всю его дальнейшую жизнь судьбоносное влияние.
Дети, которые пережили жестокое обращение, вырастают тревожными, ранимыми. У них искажено отношение к себе и другим, они не способны к доверию, слишком часто не в ладу с собственными чувствами, склонны к жестоким отношениям с окружающими, как бы вновь и вновь мстя им за свой опыт унижений.
Еще один важный момент консультирования по проблеме детско- родительских отношений. При анализе каждой конфликтной ситуации помогать родителю смотреть на случившееся глазами и взрослого, и ребенка.
Родителям нужно задавать себе вопросы: «Что в истории развития моего ребенка могло привести к агрессивному поведению?», «Каков «вклад родителя» в возникновении конфликта?».
Исследования природы агрессивного поведения ребенка Кристиана
Бютнера, Валентины Александровны Горяниной, Екатерины Вячеславовны
Ольшанской показали, что в основе взрыва агрессии ребенка лежит страх.
Все многочисленные страхи – смерти, общества, отдельных его представителей, лиц противоположного пола, перед запретными чувствами с точки зрения морали, характерны для ребенка и воспитывающего его взрослого. Возникновение связано с пережитым негативным опытом, боязнью быть травмированным, обиженным.
Первый шаг к гуманному воспитанию – в понимании взрослым субъективного мира ребенка, его эмоций и чувств.
Второй – в стремлении создать отношения, свободные от страха, избавиться от него. На этом пути множество препятствий. Самое главное из препятствий – родители, воспитанные в страхе и несвободе. Именно поэтому
142 142 в консультирование родителей целесообразно включать методы, дающие знания и раскрепощающие эмоционально-рефлексивную сферу родителей, позволяющие принимать себя и уверенно чувствовать себя во взаимодействии с детьми.
В процессе консультирования родителей возможны две тактики работы:
1. Усиление когнитивного аспекта. Здесь необходимо раскрыть наиболее важные вопросы воспитания и психологического развития детей, супружеских взаимоотношений.
2. Работа преимущественно с эмоциональной, чувственной стороной взаимоотношений, поиск неосознаваемых причин нарушений во взаимоотношениях.
Особое внимание уделяется отношениям консультанта и клиентов, а основным средством часто становится ролевое моделирование проблемных ситуаций и нахождение способов выхода из них. Часто используется групповая форма работы, где условием внутренних и внешних изменений становится сама ситуация социального влияния, которая выражается в следующем:
− участники группы подвержены влиянию руководителя и других участников группового процесса;
− участники идентифицируют себя с другими и руководителем группы;
− каждый из участников присваивает групповой опыт, работая с собственными и чужими эмоциональными трудностями.
Особое место на занятиях отводится анализу приемов и методов воспитания в прародительских семьях. Важной частью занятий являются различные игры, раскрытие психологических аспектов, проводимых игр, домашние задания для родителей.
Выбор стратегий и тактики работы зависит от продолжительности консультирования, образования, возраста клиентов, типа семьи – полная или
143 143 неполная, готовности родителей к предстоящей внутренней работе. В процессе длительного консультирования с психологическим сопровождением, работа в основном приобретает интегративный характер.
Большинство авторов признают необходимость обучения родителей навыкам эффективного взаимодействия с детьми и предлагают различные образовательные программы. Однако в России программы такого типа не получили широкого распространения. Это связано с ориентацией на дошкольное образование и преемственностью поколений в передаче опыта воспитания детей. На Западе проблеме воспитания родителей посвящено большое количество исследований, разработаны программы для групповой и индивидуальной работы с родителями.
Мы считаем целесообразным проанализировать несколько программ обучения родителей для рассмотрения форм и направлений работы с семьями, имеющими детей раннего возраста.
В зависимости от форм работы с семьями и поставленных задач, существует несколько типов обучающих программ для родителей:
− тренинги – «Тренинг эффективного родителя» Томаса Гордона;
− консультирование
–
«Модель группового психологического консультирования» Хайма Джайнотта;
− построение детско-родительских отношений по Карстен Хундейде.
«Модель группового психологического консультирования» Хайма
Джайнотта возникла в 50-е годы в США. Данная модель направлена на гуманизацию воспитания. В ее основе лежит идея развития эмоциональной сферы родителей путем осознания ими своих подлинных чувств, ценностей и ожиданий. В своих трудах Хайм Джайнотт рассматривает ответы на основные вопросы воспитания:
− как приучать детей к гигиене и порядку;
− как разговаривать с детьми;
− за что хвалить и ругать.
144 144
По мнению автора, родителям необходимо оказывать практическую помощь в семейном воспитании, формируя у них навыки коммуникации и управления поведением детей. Он описывает три вида групповой работы с родителями:
− психологическое консультирование;
− руководство личностью;
− психотерапия.
Хайм Джайнотт выделяет три основных принципа общения родителей с детьми:
1. Отсутствие критики со стороны родителей и поддержание родителями позитивного образа «Я» во всех случаях.
2. Важно говорить о поступке ребенка, избегая личностных негативных суждений. Не нужно давать прогноза дальнейшей судьбы ребенка, высказывания взрослого не должны вешать «ярлыки» и ставить диагнозы.
3. Инициатива сотрудничества всегда должна исходить от взрослого.
Несомненным плюсом данной программы является то, что она позволяет родителям разобраться с собственными переживаниями, овладеть коммуникативными навыками общения с детьми, но, по нашему мнению, в данной модели не хватает индивидуального подхода к семье. Зачастую родители искажают полученные на семинарах знания при применении в отношениях с ребенком. У консультанта нет возможности отследить, правильно ли родитель усвоил и применяет ли полученную информацию. На занятиях с применением специалистом этой модели разрабатывается общая программа изменения поведения родителей и ребенка, которая может не подойти конкретной семье.
Родители не имеют возможности консультироваться со специалистом по поводу возникающих вопросов по корректировке программы.
В Западной Европе и США получил распространение курс воспитания