Файл: Сотрудничество России с мировыми финансово-кредитными институтами (Роль и задачи международных кредитно-финансовых институтов).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Международные кредитно-финансовые институты в современном мире
1.1. Роль и задачи международных кредитно-финансовых институтов
1.2. Российская Федерация в системе международных финансовых отношений
Глава 2. Взаимоотношения России с мировыми кредитно-финансовыми институтами
2.1. Отношения России и Международного валютного фонда
2.2. Сотрудничество России с финансовыми институтами стран БРИКС
Одна из недавних инициатив в этой области, а именно – предложение о создании общей системы платёжных карт для стран БРИКС и их региональных партнёров, была выдвинута Верховным комиссаром по финансам и инвестициям Евразийской организации экономического сотрудничества (ЕОЭС) Олегом Прексиным.[39] Общая карточная платёжная система дополнила бы (а не заменила) существующие национальные системы платёжных карт стран БРИКС+ и создала бы условия для увеличения доли национальных рынков в обслуживании финансовых операций на внутренних рынках.[40] Проект создания общей карточной платежной системы включён в рабочую программу Делового совета БРИКС и в проект доклада саммиту БРИКС в Сямэне в сентябре 2017 года.
В общем и целом из вышеприведенного вырисовывается триединая система расширенного партнёрства стран БРИКС с другими странами развивающегося мира, включающая в себя экономическую интеграцию, региональное сотрудничество в целях экономического развития, а также укрепление региональной финансовой стабильности. На сегодняшний день уже существует почти полный набор региональных институтов для формирования системы БРИКС+ на всех этих трёх направлениях, но Университет их взаимного сотрудничества используется пока незначительно. Помимо взаимного сотрудничества между соответствующими РТС, региональными банками/фондами развития и РФО необходимо наладить сотрудничество между этими институтами системы БРИКС+ и международными экономическими организациями, а именно с ВТО – в сфере торговли, с Всемирным банком – в сфере институтов развития, с также с МВФ – в сфере финансовой и макроэкономической стабильности.
Глава 3. Перспективы России на мировом финансовом рынке
Согласно проведенным исследованиям, в настоящее время отмечается изменение степени и характера участия России в международной финансовой системе, как следствие геополитических процессов, происходящих последние 10 лет.
Если в финансовой сфере Россия столкнулась с рядом беспрецедентных вызовов в международном масштабе, то в глобальном плане позиции России претерпевают изменения вследствие интеграционных процессов, в которых Россия принимает участие. В связи с этим, повышается значимость для национальной экономической системы проведения государством суверенной финансовой политики.[41]
Значимой проблемой является необходимость выявления факторов и тенденций, позволяющих укрепить позиции России на мировом финансовом рынке, что является жизненно-необходимым фактором для поступательного развития российской экономики и упрочения позиций России в геополитическом и геоэкономическом плане, вплоть до обретения полной независимости от деструктивного влияния международных финансовых институтов.
Мировой финансовый рынок представляет собой совокупность национальных и международных институтов, обеспечивающих направление, аккумуляцию и перераспределение денежных капиталов между субъектами рынка посредством финансовых учреждений с целью достижения нормального соотношения между предложением и спросом на капитал.
Оценка интеграции России в международные финансовые рынки показывает, что ее факторами выступает увеличение объемов капитализации финансовых активов, повышение доли недорогих ресурсов в долгосрочном периоде, что как следствие, обуславливает необходимость облегчения доступа на мировые рынки капитала.[42]
Помимо этого, в современных условиях наблюдается активизация операций в национальных валютах между Россией и другими странами. Основным вектором должен стать переход к целенаправленному расширению объемов расчетов и перечня национальных валют, которые будут участвовать в прямых расчетах.
Интересы России в международных финансовых нститутах сопряжены с рядом факторов:
- Повышение конкурентоспособности на финансовом рынке и оптимизация инвестиционных процессов – эти факторы связаны с перераспределением финансовых ресурсов в пользу проектов, реализуемых в контексте российских интересах на принципах равноправного партнерства.
- Повышение эффективности финансирования и доходности финансовых активов – это предполагает активизацию деятельности России на мировом уровне в рамках участия в международных проектах, реализуемых существующими экономическими объединениями, включая БРИКС, ШОС и другие.
- Увеличение роли России в управлении мировым финансовым рынком – это проявляется в участии в новых финансовых институтах, таких как Банк развития, а также участие в качестве соучредителя и партнера от Азии в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций.
Реализация предпосылок получения российским рублем статуса мировой валюты – в первую очередь, это использование во внешней торговле возможностей заключения контрактов, номинированных в рублях, в сфере торговли военно-промышленной продукцией, сложными технологиями, реализации атомных проектов, атомной энергетики, а также в области нефтегазовой торговли. Кроме того, перспективным является переход на рубли в обоюдных расчетах со странами, в структуре внешнеторгового оборота которых Россия занимает существенную долю.
В существующих обстоятельствах перспективы взаимодействия России со странами ближнего и дальнего зарубежья представляются различными в силу разных условий торговли и другой экономической деятельности.
Перспективы взаимодействия России с ближайшими странами на международном финансовом рынке связаны с усилением торгово-экономического сотрудничества в СНГ, влиянием на страны СНГ со стороны ЕС и АСЕАН, а также с геополитическими рисками и дестабилизацией общественно-политических режимов. В результате, Россия, занимающая лидирующее положение среди стран СНГ, будет определяющим фактором развития финансовых систем этих стран.[43]
При этом Россия будет испытывать влияние со стороны стран ЕС и АСЕАН в рамках взаимодействия в банковской, инвестиционной и экономической сфере.
Рынки стран СНГ, АСЕАН, БРИКС, а также ряда стран Ближнего Востока и Латинской Америки станут основными для России в ближайшее время вследствие экономического и политического давления со стороны западных стран.
Перспективы участия России на мировом финансовом рынке со странами ЕС определяются тем, что процесс финансовой интеграции и взаимодействия связан с развитием финансирования и инвестиционного процесса, уровнем сотрудничества мировых и региональных финансовых рынков, а также влиянием на финансовую политику государства. В связи с этим Российская Федерация проявляет высокую степень заинтересованности в процессах мировой финансовой интеграции и будет диверсифицировать свои рынки в соответствии с рынками стран АСЕАН, СНГ, БРИКС, а также Ближнего Востока и Латинской Америки, независимо от позиций ЕС и США.
Таким образом, основным направлением для России является участие в интеграционных проектах, способствующих объективному развитию мирового финансового рынка, а также использование перспектив повышения эффективности деятельности на финансовом рынке в целом.
Возможности развития финансовых отношений России в мировыми финансовыми институтами позволяют судить, что наиболее перспективным направлением, которое отвечают интересам России на современном этапе развития, является, в частности, интенсификация деятельности в рамках интеграционных проектов, включая участие в БРИКС, ШОС, Азиатском банке инфраструктурных инвестиций. При этом наблюдается процесс диверсификации финансово-экономических отношений в пользу стран АСЕАН, СНГ, БРИКС, Ближнего Востока и Латинской Америки и пересмотр отношений с ЕС и США. [44]
Большое количество зарубежных стран мира проявляют повышенный интерес к организации международных финансовых центров (МФЦ) в своих столицах. Из мировой практики также нужно отметить то, что международные финансовые центры способствуют кругообороту капитала, стимулированию инновационных возможностей и климата. Для формирования и развития данных центров привлекаются различные финансовые институты и организации, инвестиционные фонды и частные инвесторы других стран и континентов. Посредством международных финансовых центров опосредуется движение международных финансовых потоков. МФЦ являются по своей сути международными рыночными механизмами, объединяя банки и прочие кредитно-финансовые организации для осуществления кредитных и финансовых операций как внутри стран, так и между несколькими странами.
Формирование и развитие МФЦ в России представляет собой проект постоянного развития, в рамках которого вовлекаются как агенты деловых сообществ, государственных органов власти, так и различных кругов российского общества. Целью развития МФЦ в России является стратегия модернизирования финансовых рынков, которая включает как само регулирование данных рынков, так и различные сферы социально – экономического пространства (наука, здравоохранение, культура и т.п.)
Потребность в организации и дальнейшем развитии концепции МФЦ г. Москва была разработана в 2008 году в кризисных условиях финансовой глобализации, в условиях, когда в стране наблюдалась острая необходимость изменения российской экономики. Одним из условий этих изменений могло стать развитие конкурентоспособности финансового рынка и его профессиональных участников. Поэтому непосредственной стратегической целью МФЦ г.Москва стало создание конкурентного финансового рынка на базе высокотехнологичных финансовых инструментов.
На протяжении 2008 – 2017 гг было разработано много законодательных мер, касающихся развития МФЦ (положения, стратегия, дорожная карта), но, тем не менее, несмотря на все это в Рейтинге глобальных финансовых центров, которая проводилась британской консалтинговой компанией Z/Yen Group (GFCI – индекс) Москва имеет достаточно низкие позиции (табл. 1). Из приведенных данных можно заметить снижение позиции в рейтинге за 2015 – 2017 года с 75-го до 85-го. Но данные показатели рейтинга могут вызвать сомнения из-за субъективизма проводимой оценки и высоких геополитических рисков.[45]
Таблица 1
Изменение показателей Москвы в рейтинге GFCI
Показатели |
GFCI 17 Март, 2015 |
GFCI 18 Сентябрь, 2015 |
GFCI 19 Март, 2016 |
GFCI 20 Сентябрь, 2016 |
GFCI 21 Март, 2017 |
Место |
75 |
78 |
67 |
84 |
85 |
Рейтинг |
579 |
598 |
611 |
586 |
566 |
По данным проведенного рейтинга глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума, проведенного в сентябре 2017 года, Россия заняла уже 38-е место среди 137 стран, поднявшись с 33-го места. На первом месте рейтинга стоит Швейцария, затем идут США, Сингапур, Нидерланды, Германия. Вместе с тем необходимо отметить большое увеличение макроэкономических показателей, характеризующих финансово – экономическую ситуацию в России, прежде всего, снижение инфляции и рост сбережений.
К основным проблемам, препятствующими конкурентоспособности России, является коррупция, высокое налоговое бремя на реальный сектор экономики и неэффективная работа государственного аппарата управления.[46]
Рассматривая Москву как международный финансовый центр необходимо отметить, что это может привести к росту инвестиций, расширению вероятности выхода на новые зарубежные фондовые рынки и, конечно же, активное включение в международную финансовую политику.[47] Для этого необходимо более полно отразить соотношение преимуществ и проблем МФЦ Москвы, для разработки дальнейших возможных направлений развития. Итак, на наш взгляд, к основным преимуществам МФЦ г. Москва можно отнести следующие элементы (табл.2).
Таблица 2
Основным преимуществам МФЦ г.Москва
Преимущества |
Характеристика |
Для общества |
– появление новых мест на рынке труда; – рост квалификационных характеристик персонала; – процессные изменения в сфере обучения, образования, наукоемких отраслях; – обмен культурными ценностями в процессе привлечения большого количества зарубежных специалистов |
Для экономической сферы |
– оптимизация законодательной сферы по координации рынка валюты, финансов, ценных бумаг, денежно-кредитного рынка; – совершенствование условий организации и ведения бизнеса; – совершенствование комплекса обслуживающих объектов по регулированию финансового рынка; – усиление показателей ликвидности и их рост в динамке; – снижение налогового бремени для предприятий, занимающихся инвестиционной деятельностью |
Для страны |
– МФЦ в Москве может быть важным стимулом для развития региональных финансовых рынков, – достаточно легкий подход российских компаний к зарубежным фондам, как следствие, увеличение иностранных вливаний |
В международном масштабе |
– как своеобразный фактор устойчивости мировой финансовой системы, обусловленный ростом количества таких площадок как предпосылка большой доступности информации о мировых финансовых рынках, – свободный доступ к рынкам капитала стран – соседей для участников рынка ценных бумаг из стран – членов СНГ, – оптимизация условий организации и реализации бизнеса на финансовых рынках стран-участниц Таможенного союза и Единого экономического пространства в следствии гармонизации регулирования финансовых рынков |
Общие |
– изменения институциональных составляющих российской экономики: рост удельного веса финансового сектора в ВВП, – рост устойчивости финансовой системы, – рост уровня международного доверия к российскому финансовому рынку, – взаимовыгодные условия от интеграции России в мировую экономику |