Файл: Цели и задачи налогового учета(Организация налогового учета на предприятии общепита).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

"Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ" (абз. 2 ст. 313 НК РФ). Как мы видим, определение налогового учета достаточно общее и может быть применено ко всем налогам. [2]

Налоговый учет выполняет основную функцию налогов - фискальную и функции бухгалтерского учета - информационную и контрольную.

Налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Фискальная функция налогового учета заключается в формировании и мобилизации финансовых ресурсов экономического субъекта при взимании налогов и сборов.

Основные функции бухгалтерского учета - информационная и контрольная. Информационная функция налогового учета как учета вторичного по отношению к бухгалтерскому проявляется в составлении налоговой отчетности, которая содержит информацию об объектах налогообложения, налоговой базе, суммах налогов и сборов, исчисленных к уплате в бюджет (возмещению из бюджета), и т.д. [5]

Контрольная функция налогового учета заключается в том, что через установленные формы и расчеты (налоговые декларации, расчеты авансовых платежей и др.) налоговыми органами и иными контролирующими органами осуществляется контроль и надзор за исполнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств. [12]

Функции налогового учета определяют его основную цель, сформулированную в НК РФ. "Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога" (абз. 4 ст. 313 НК РФ). [2]

Под внешними пользователями прежде всего подразумеваются налоговые органы, а также аудиторы, иные контролирующие или проверяющие органы. Для внутренних пользователей данные налогового учета не представляют специального интереса. Однако эти данные используются для экономического и финансового анализа, а также для работы по оптимизации налогообложения экономического субъекта. [5]

2. Организация налогового учета на предприятии общепита

2.1. Система и классификация предприятий общественного питания


Система общественного питания - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.

Под предприятием общественного питания понимается место оказания услуг, предназначенное для производства продукции общепита, мучных кондитерских и булочных изделий, а также их реализации и (или) организации потребления. [13]

Классификация предприятий общественного питания

Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036 (далее - Правила оказания услуг общепита), определены следующие типы предприятий общественного питания: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная. Этими же Правилами для ресторанов и баров установлена специальная классность (люкс, высший, первый).

Согласно ГОСТ 31985-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения", введенным в действие Приказом Росстандарта от 27 июня 2013 г. N 191-ст (далее - ГОСТ 31985-2013), под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в т.ч. пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей. [13]

Понятие общественного питания определено так же в ст. 346.27 Налогового кодекса, согласно которой услуги общественного питания - это услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга. При этом к услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров. [2]

Согласно ГОСТ 30389-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" (вместе с Минимальными требованиями к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов), введенным в действие Приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1676-ст (далее - ГОСТ 30389-2013), предприятия общественного питания классифицируются следующим образом (см. табл. 1).


Таким образом, предприятия питания в зависимости от характера деятельности, подразделяются на следующие типы.

Заготовочное предприятие питания (цех общественного питания) - предприятие (цех) общественного питания, предназначенное для изготовления продукции общественного питания, снабжения доготовочных предприятий питания, магазинов и отделов кулинарии, предприятий розничной торговли, а также для доставки потребителям по их заказам. При этом отмечено, что предприятие (цех) общественного питания может функционировать в составе (структуре) предприятия торговли и реализовывать продукцию общественного питания по месту изготовления и вне предприятия. [13]

Доготовочное предприятие питания - предприятие общественного питания, осуществляющее изготовление блюд из полуфабрикатов и кулинарных изделий, их реализацию и организацию потребления по месту приготовления.

Специализированное предприятие общественного питания - предприятие питания любого типа, вырабатывающее и реализующее однородную по ассортименту продукцию общественного питания с учетом специфики обслуживания и организации досуга потребителей.

Комбинат общественного питания - предприятие общественного питания, состоящее из заготовочных и доготовочных предприятий питания с единым технологическим процессом изготовления продукции, а также магазинов кулинарии и вспомогательных служб.

Магазин (отдел) кулинарии - магазин (отдел) по реализации населению продукции общественного питания в виде кулинарных изделий, полуфабрикатов, кондитерских и хлебобулочных изделий. При этом магазин (отдел) кулинарии может быть расположен в предприятии питания или самостоятельно вне предприятия питания.

Ресторан - предприятие питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга с широким ассортиментом блюд сложного изготовления, включая фирменные блюда и изделия, алкогольных, прохладительных, горячих и других видов напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий, покупных товаров, в т.ч. табачных изделий.

Кафе - предприятие питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные, заказные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары, в т.ч. табачные изделия.


Бар - предприятие питания, оборудованное барной стойкой и реализующее в зависимости от специализации алкогольные и/или безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, блюда, холодные и горячие закуски в ограниченном ассортименте, покупные товары, в т.ч. табачные изделия.

Кофейня - предприятие питания, специализирующееся в основном на изготовлении и реализации с потреблением на месте широкого ассортимента горячих напитков из кофе, какао и чая, а также хлебобулочных и кондитерских изделий, кулинарной продукции из полуфабрикатов высокой степени готовности, а также алкогольных напитков, покупных товаров, в т.ч. табачных изделий.

Предприятие быстрого обслуживания - предприятие питания, реализующее узкий ассортимент блюд, изделий, напитков несложного изготовления, как правило из полуфабрикатов высокой степени готовности, и обеспечивающее минимальные затраты времени на обслуживание потребителей.

Закусочная - предприятие питания с ограниченным ассортиментом блюд и изделий несложного изготовления, предназначенное для быстрого обслуживания потребителей с возможной реализацией алкогольных напитков, покупных товаров, в т.ч. табачных изделий.

Буфет - предприятие общественного питания, находящееся в общественных зданиях, реализующее с потреблением на месте ограниченный ассортимент продукции общественного питания из полуфабрикатов высокой степени готовности, в т.ч. холодные и горячие блюда, закуски, мучные кулинарные, хлебобулочные и кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары, в т.ч. табачные изделия.

Кафетерий - предприятие общественного питания, оборудованное буфетной или барной стойкой, реализующее с потреблением на месте горячие напитки из кофе, чая, прохладительные напитки, ограниченный ассортимент продукции общественного питания из полуфабрикатов высокой степени готовности, в т.ч. бутерброды, мучные булочные и кондитерские изделия, горячие блюда несложного изготовления, и покупные товары.

Столовая - предприятие общественного питания, общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей, производящее и реализующее блюда и кулинарные изделия в соответствии с разнообразным по дням недели меню. [13]

ГОСТ 31985-2013 определяет такие типы общественного питания, как школьная базовая столовая, комбинат школьного питания, сеть предприятий питания, предприятие бортового питания, вагон-ресторан, предприятие-автомат, раздача (линия раздачи, станция раздачи).


Согласно ГОСТ 30389-2013 рестораны, кафе, бары и столовые классифицируются по следующим признакам (табл. 2).

Отдельно представлены классификационные признаки предприятий быстрого обслуживания, закусочных, кафетериев, буфетов, магазинов кулинарии (табл. 3).

2.2. Учетная политика организации общепита для целей налогообложения

В части построения учетной политики для целей налогообложения каких-либо рекомендаций налоговых или иных органов не существует. Есть только отдельные положения налогового законодательства (касающиеся налога на прибыль и НДС), подлежащие отражению в этом документе.

Таким образом, вопрос о формировании учетной политики для целей налогообложения должна решать сама организация общепита.

Ниже приводится примерная форма построения такой учетной политики, разработанная нами на основании положений налогового законодательства.

Предлагаемая структура учетной политики включает в себя три основных раздела:

1) организационные моменты (принципы) налогового учета в организации;

2) правила и способы налогообложения;

3) налоговые учетные регистры.

Рассмотрим особенности формирования каждого из данных разделов.

Принципы налогового учета в организации

Данный раздел включает в себя общие принципы построения налогового учета в организации общепита. Поскольку такой учет осуществляется на всех уровнях управления предприятием, то ведение этой работы может быть возложено либо на бухгалтерию организации (в частности, ее отдел, отвечающий за процесс налогообложения данного предприятия), либо на специально созданное в организации налоговое управление (отдел, службу), входящее в структуру организации в качестве отдельного подразделения. Данный момент должен быть обязательно отражен в учетной политике для целей налогообложения. [9]

Возможно отражение в учетной политике отраслевых особенностей предприятия, которые могут оказать влияние на построение налогового учета. Данное положение станет особенно актуальным с принятием новых отраслевых инструкций и рекомендаций, разработанных с учетом изменений в действующем налоговом законодательстве.

Если организация имеет территориально обособленные структурные подразделения (филиалы, представительства), которые наделены полномочиями расчета и уплаты налогов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, необходимо определить сроки представления данных расчетов налоговым инспекциям по месту нахождения филиала (представительства), а также головному подразделению для ведения налогового учета в целом по предприятию. [9]