Файл: Цели и задачи налогового учета(Организация налогового учета на предприятии общепита).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Естественно, необходимо предусмотреть правила утверждения самой учетной политики в целях налогообложения (кто утверждает, сроки принятия учетной политики на отчетный год, каким образом данный документ формируется: в составе общей учетной политики предприятия или отдельным положением и т.п.), а также порядок внесения в нее изменений.

Если организация общепита относится к субъектам малого предпринимательства, то данный факт также следует отразить в учетной политике для целей налогообложения, так как для малых предприятий существуют некоторые особенности налогового учета и налогообложения.

Правила и способы налогообложения

В этом разделе отражаются правила и способы (методы) ведения налогового учета.

Правила ведения налогового учета касаются случаев, когда законодательными или нормативными документами не предусматривается вариантность ведения учета, но допускаются детализация и конкретизация порядка учета самой организацией. Соответственно, в учетной политике отражаются только такие моменты (правила), которые имеют некоторые специфические особенности налогового учета (налогообложения). В этом случае организация общепита самостоятельно выбирает один из возможных вариантов (способов, методов). [15]

Ниже перечислен примерный перечень позиций, который следует отразить в учетной политике организации общепита для целей налогообложения.

1. По налогу на добавленную стоимость.

1.1 Способы корректировки ранее зачтенных сумм НДС. Как известно, НДС, уплаченный поставщику материальных ценностей, принимается к зачету в качестве налогового вычета после оприходования в учете имущества (ст. 171 НК РФ). Однако при приобретении таких материальных ресурсов, как правило, нет возможности сразу определить направление их расходования (в производстве, на непроизводственные цели, в капитальном строительстве и т.п.). Поэтому необходима корректировка налога (способы которой должны быть отражены в учетной политике предприятия для целей налогообложения) в момент отпуска этих ресурсов:

- на выполнение строительно-монтажных работ (в бухгалтерском учете сумма НДС, предъявленная ранее к вычету, восстанавливается на отдельном субсчете к счету 19 и учитывается в разрезе отдельных объектов строящихся основных средств до их ввода в эксплуатацию);

- для нужд непроизводственной сферы (если такие расходы не принимаются в целях налогообложения налогом на прибыль как отдельные виды деятельности). В бухгалтерском учете такие суммы налога списываются на счет 91, субсчет "Прочие расходы", без уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль. [14]


1.2 НДС по командировочным расходам.

Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (п. 7 ст. 171 НК РФ). [2]

1.3 Распределение "входного" НДС между операциями, облагаемыми налогом и освобожденными от налогообложения. Если организация наряду с облагаемыми НДС операциями осуществляет также деятельность, по которой имеет право воспользоваться льготами по НДС, предусмотренными действующим налоговым законодательством (ст. 149 НК РФ), то ей необходимо вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ). [2]

Такой учет может вестись как в отдельных налоговых регистрах, так и с использованием счетов бухгалтерского учета (к примеру, к субсчету 90-1 "Выручка" можно вести дополнительный аналитический учет по субсчетам 90-1-1 "Выручка от реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС" и 90-1-2 "Выручка от реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС"). Выбранный вариант, естественно, должен быть отражен в учетной политике для целей налогообложения. [14]

2. По налогу на прибыль.

2.1 Учет доходов и расходов для целей налогообложения. Несмотря на то что налоговым законодательством предусмотрены четкие правила применения налогоплательщиками методов (способов) учета доходов и расходов организаций (начисления и кассовый), для организаций, подпадающих под налогообложение по "кассовому" методу, возможность выбора существует.

В любом случае применяемый метод налогового учета необходимо отразить в учетной политике организации общепита в целях налогообложения с обоснованием выбора. [5]

2.2 Методы оценки имущества и обязательств для целей налогообложения. Исходя из требований главы 25 НК РФ можно сформулировать примерный перечень позиций, подлежащих отражению в учетной политике для целей налогообложения:

1) оценка имущества, полученного предприятием безвозмездно либо в порядке товарообмена (соответствие рыночным ценам);

2) метод начисления амортизации нематериальных активов и основных средств (линейный или нелинейный метод, а также применение норм ускоренной амортизации);

3) порядок формирования первоначальной стоимости и определение срока полезного использования нематериальных активов и основных средств (для расчета отчислений в резерв на ремонт основных средств и амортизационных отчислений, принимаемых в целях налогообложения);


4) порядок определения стоимости МПЗ, включаемой в расходы организации;

5) метод списания стоимости МПЗ (в том числе продуктов питания) для целей налогообложения (по себестоимости единицы, по средней себестоимости, ФИФО);

6) оценка возвратных отходов и утиля (как формируются цена возможного использования и цена реализации);

7) оценка оприходованных товаров и списание торговой наценки (для определения фактической себестоимости реализованных товаров и выручки от их реализации);

8) списание и распределение транспортных расходов между стоимостью остатков товаров на складе и реализованных товаров;

9) определение порядка и сроков списания расходов будущих периодов на затраты;

10) создание резервов предстоящих расходов и платежей, отчисления в которые учитываются и не учитываются для налогообложения;

11) создание оценочных резервов, отчисления в которые принимаются или не принимаются для целей налогообложения. [5]

Если сравнить правила и способы ведения налогового учета по приведенным выше позициям с аналогичными требованиями учета бухгалтерского, то большинство из них будут совпадать либо отличаться в незначительных деталях. Поэтому, учитывая наличие такого рода общих моментов, в учетной политике для целей налогообложения их можно отразить общим списком со ссылкой, что более подробно выбранный метод (способ) рассмотрен в учетной политике для бухгалтерского учета.

Некоторые позиции в налоговом и бухгалтерском учете совпадают лишь частично (к примеру, линейный метод при выборе методов амортизации НМА и основных средств, порядок создания некоторых резервов предстоящих расходов и т.п.). В этом случае в учетной политике в целях налогообложения необходимо в обязательном порядке подробно расписать методы, отличные от используемых в бухгалтерском учете.

Однако в целях унификации налогового и бухгалтерского учета (и, соответственно, во избежание ведения в организации общепита двойного учета) рекомендуется в обеих учетных политиках отражать одинаковые методы и порядок их применения (когда это возможно). В этом случае в учетной политике для целей налогообложения их также можно привести списком со ссылкой на учетную политику для бухгалтерского учета. [9]

В то же время налоговым законодательством предусмотрены некоторые нормы, которые практически невозможно применять в бухгалтерском учете (например, деление затрат на прямые и косвенные). В этом случае в учетной политике для целей налогообложения должен быть четко расписан порядок применения таких методов, а в налоговых регистрах ежемесячно отражаться расчет этих позиций для налогового учета.


Налоговые учетные регистры

Как мы уже говорили, под аналитическими регистрами налогового учета понимаются сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями налогового законодательства, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронной форме и (или) любых машинных носителях.

Рекомендациями МНС РФ "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" доведены до сведений налогоплательщиков рекомендуемые образцы форм таких регистров. [7]

При этом еще раз обращаем внимание, что организация может такие регистры разработать самостоятельно или взять за основу предлагаемые МНС России. Однако в любом случае в учетной политике для целей налогообложения необходимо предусмотреть состав этих форм (либо в виде перечня, если они из числа рекомендованных налоговыми органами, либо в виде приложения (альбома форм)).

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обоснованно и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

2.3 Налоговый учет на предприятии общественного питания с общей системой налогообложения

Налог на прибыль.

Чаще всего предприятия общественного питания применяют специальные налоговые режимы при налогообложении своей деятельности. Однако в случае, если показатели деятельности предприятия общепита не дают ему права на применение специальных налоговых режимов, согласно нормам российского налогового законодательства такое предприятие признается плательщиком налога на прибыль организаций. [11]

Исчисление и уплата налога на прибыль для предприятий любых отраслей осуществляется в соответствии с нормами гл. 25 Налогового кодекса РФ.


В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью признаются:

- для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;

- для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;

- для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации;

- для организаций - участников консолидированной группы налогоплательщиков - величина совокупной прибыли участников консолидированной группы налогоплательщиков, приходящаяся на данного участника. [5]

Таким образом, для предприятий общественного питания налоговой базой будет являться прибыль, полученная от оказания услуг общественного питания.

Согласно требованиям ст. 248 Налогового кодекса РФ к доходам относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ. Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права. [2]

Особенности определения доходов от реализации для отдельных категорий налогоплательщиков либо доходов от реализации, полученных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями главы 25 Налогового кодекса РФ;

2) внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Налогового кодекса РФ. Внереализационными признаются доходы, не указанные в ст. 249 Налогового кодекса РФ. [2]

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

Таким образом, для предприятий общественного питания доходом от реализации будет признаваться выручка, полученная от реализации ее продукции.