Файл: конфликты в организации(Изучение природы конфликта).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения природы конфликтов в организации
1.1. Изучение природы конфликта
1.2. Сущность межличностных конфликтов
2.1. Изучение методов профилактики и разрешения конфликтов, используемых директором школы
2.2. Анализ эффективности мер по профилактике и разрешению конфликтов в педагогическом коллективе
При обработке «Опросника» Почебута нами было выявлено, что полученные показатели идентичны результатам предыдущей методики (рис. 3):
Рис. 2 – Распределение педагогов по уровням агрессивности
Таким образом, рисунок 2 свидетельствуют о том, что в коллективе из 24 учителей 16 (77%) имеют низкий уровень агрессивности, а у 8 из них (33%) наблюдается средний уровень агрессивности. Следует отметить, что высокий уровень агрессивности в данном коллективе не выявлен ни у кого.
Далее обратимся к шкальным данным, полученным нами в результате обработки методики. Ниже представлены полученные нами результаты (рис. 3):
Рис. 3 – Выраженность видов агрессии в педагогическом коллективе
Из рисунка 3 мы видим, что у учителей исследуемого педагогического коллектива практически по всем шкалам преобладают низкие уровни выраженности. Исключение составляет лишь шкала самоагрессии, уровень выраженности которой является средним. Отдельно следует отметить, что 38% учителей продемонстрировали средний уровень и 21% – высокий уровень вербальной агрессии
Таким образом, можно сделать выводы по методике:
1. Изучаемый педагогический коллектив является низкоконфликтным.
2. Формой проявления агрессии в данном коллективе является вербальная агрессия (выражение негативного отношения посредством использования словесных оскорблений).
В заключение рассмотрим результаты, полученные по методике «шкала ситуативной и личностной тревожности» Спилбергера – Ханина (рис. 4):
Рис. 4 – Средние значения ситуативной и личностной
тревожности в педагогическом коллективе
Рисунок 4 наглядно демонстрирует нам, что уровни личностной и ситуативной тревожности у представителей педагогического коллектива соответствуют низкому уровню, но при этом мы видим, что показатель ситуативной тревожности выше показателя личностной тревожности, что свидетельствует о наличии у некоторых педагогов незначительного уровня напряженности, связанной с участием в тестировании.
Вывод по методике: уровни личностной и ситуативной тревожности в исследуемом педагогическом коллективе являются низкими, что свидетельствует о том, что обстановка, окружающая членов педагогического коллектива, является благополучной.
2.3. Выявление корреляционных связей между агрессивностью, тревожностью и типами поведения личности в конфликтных ситуациях
Оценка наличия взаимосвязей между агрессивным поведением, видами агрессии, тревожностью и типами конфликтного поведения осуществлялась нами посредством корреляционного анализа.
Корреляционный анализ представляет собой статистическую процедуру, которая позволяет выявлять взаимосвязи между переменными и производить их количественную оценку.
Связь между переменными характеризуют коэффициентом парной корреляции r(x,y), величина которого может быть от -1 до +1.
При r(x,y) < 0 (со знаком минус) – связь между переменными X и Y обратная, отрицательная, т.е. с увеличением значений переменной X значения переменной Y уменьшаются.
При r(x,y) > 0 (со знаком плюс) – связь прямая, положительная, т.е. с увеличением значений переменной X переменная Y также увеличивается.
При r(x,y)=0 – связь между X и Y отсутствует; при r(x,y)=1 – связь между X и Y функциональная, т.е. каждому заданному значению x отвечает вполне определенное значение y.
Качественная оценка силы, тесноты корреляционной связи между переменными X и Y дается по абсолютной величине коэффициента корреляции.
При |r(x,y)| < 0,3 – связь оценивают, как слабую; при 0,3 < |r(x,y)| < 0,7 – как умеренную и при |r(x,y)| > 0,7 – как сильную.
На основании полученных нами в ходе анализа результатов методик показателей мы составили корреляционную матрицу (табл. 3):
Таблица 4 – Корреляционная матрица
Показатели |
Сокращения |
Агрессивное поведение |
Физическая агрессия |
ФА |
0,40 |
Предметная агрессия |
ПА |
0,49 |
Эмоциональная агрессия |
ЭА |
0,49 |
Самоарессия |
СА |
0,16 |
Вербальная агрессия |
ВА |
0,36 |
Личностная тревожность |
ЛТ |
0,37 |
Ситуационная тревожность |
СТ |
0,41 |
Соревнование |
Соревн. |
0,44 |
Приспособление |
П |
0,00 |
Компромисс |
К |
-0,46 |
Избегание |
И |
-0,11 |
Сотрудничество |
Сотр. |
-0,41 |
Согласно показателям, представленным в таблице 3 (матрице), мы построили корреляционную плеяду, позволяющую проследить наличие связей между выявленными показателями (рис. 5):
Рисунок 5. Корреляционная плеяда
Положительные умеренные связи
Отрицательные умеренные связи
Согласно рисунку 5, выявлены следующие связи между агрессивностью в общении:
- положительные умеренные с: физической агрессией (r=0,40), предметной агрессией (r=0,49), эмоциональной агрессией (r=0,49), вербальной агрессией (r=0,36), личностной тревожностью (r=0,37), ситуативной тревожностью (r=0,41), поведением в конфликте «соревнование» (r=0,44);
- отрицательные умеренные с: поведением в конфликте «компромисс» (r = -0,46) и поведением в конфликте «сотрудничество» (r = -0,41).
Таким образом, можно сделать вывод о том, агрессивное поведение связано со склонностью к проявлению различных видов агрессии, стремлением к соревнованию в конфликте и наличием личностной и ситуативной тревожности.
Таким образом, подведем итоги проведенного исследования. В ходе его проведения нам удалось выявить, что:
1. Члены исследуемого педагогического коллектива в большинстве предпочитают такие стили выхода из конфликтных ситуаций как компромисс и сотрудничество. Данные стили конфликтного поведения являются наиболее предпочтительными, но, наряду с этим, они являются и самыми сложными для стратегической и тактической реализации. Указанные типы конфликтного поведения обычно формируются не спонтанно, а в ходе длительной работы над собой.
2. Изученный педагогический коллектив является низкоконфликтным, но, в случае периодически возникающих конфликтов, члены коллектива склонны к выражению своего неудовлетворения ситуацией или коллегами посредством словесных оскорблений.
3. У членов коллектива преобладает низкий уровень тревожности, что свидетельствует о преобладании благоприятной для них обстановки.
4. Данный педагогический коллектив является полностью сформированным, а психологическая атмосфера является благоприятствующей для его полноценного функционирования и развития.
На основании всего выше сказанного, можно утверждать, что работа администрации школы направлена на формирование благоприятного социально-психологического климата и действительно включает в себя деятельность, направленную на развитие у членов коллектива способности к адекватному разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в повседневной жизни.
Заключение
Целью данной курсовой работы стало исследование эффективности управления конфликтами в общеобразовательном учреждении путем анализа используемых руководством механизмов предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций и изучения степени конфликтности педагогического коллектива.
В ходе осуществления литературного обзора, мы обратили внимание на природу организационных конфликтов и их типологию, определили основные причины возникновения конфликтов и их последствия, рассмотрели основные функции конфликта.
Кроме того, нами были рассмотрены основные подходы к предупреждению и разрешению конфликтов в организации и определены основные стратегии поведения руководителей в конфликтной ситуации.
Это позволило нам сделать выводы, о том, что большинство авторов считают, что без конфликта невозможно развитие группы, коллектива, организации и общества, что изучение конфликта, как социально-психологического феномена, его функций и особенностей его реализации в коллективе крайне актуально.
Существует множество работ, посвященных изучению различных аспектов конфликта, изучение которых показало, что на современном этапе развития психологической науки не существует общепринятого определения понятия конфликта и ведущего подхода к его изучению. В качестве общего, можно отметить то, что большинство изученных нами авторов признают конфликт как противодействие, противоречие, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей в коллективе, обществе.
Большинство авторов сходны в том, что конфликт является необходимым условием развития коллектива, и, наряду с негативными, выполняет еще и позитивные функции.
На сегодняшний день практической психологией разработано множество путей профилактики и непосредственного преодоления (разрешения) конфликтов, но основная задача руководителя состоит в том, чтобы освоить умение определять и вовремя входить в конфликт на начальной стадии, с целью его скорейшего разрешения. Кроме того, одной из его важнейших задач является формирование благоприятного психологического климата в коллективе, руководить развитием которого он поставлен.
Практическая часть нашей работы была направлена на выявление практических подходов к профилактике и разрешению конфликтных ситуаций в общеобразовательной школе, а также на определение эффективности принимаемых администрацией школы мер в данном направлении.
Исследовательская часть работы проводилась на базе педагогического коллектива. Проведенное исследование позволили нам сделать следующие выводы:
1. Члены исследуемого педагогического коллектива в большинстве предпочитают такие стили выхода из конфликтных ситуаций как компромисс и сотрудничество. Данные стили конфликтного поведения являются наиболее предпочтительными, но, наряду с этим, они являются и самыми сложными для стратегической и тактической реализации. Указанные типы конфликтного поведения обычно формируются не спонтанно, а в ходе длительной работы над собой.
2. Изученный педагогический коллектив является низкоконфликтным, но, в случае периодически возникающих конфликтов, члены коллектива склонны к выражению своего неудовлетворения ситуацией или коллегами посредством словесных оскорблений.
3. У членов коллектива преобладает низкий уровень тревожности, что свидетельствует о преобладании благоприятной для них обстановки.
4. Данный педагогический коллектив является полностью сформированным, а психологическая атмосфера является благоприятствующей для его полноценного функционирования и развития, на основании чего можно утверждать, что работа администрации школы направлена на формирование благоприятного социально-психологического климата и действительно включает в себя деятельность, направленную на развитие у членов коллектива способности к адекватному разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в повседневной жизни.
В ходе поэтапного выполнения работы нами были решены все поставленные задачи, а гипотезы, предложенные перед началом работы, подтверждены в полном объеме.
Таким образом, поставленные цели были нами достигнуты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие 2-е изд. перераб. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
- Берлач А.И. Конфликтология: Учебное пособие для дистанционного образования – К., 2007. – 203 с.
- Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. Учебное пособие. – М.: МЗ Пресс, 2001. – 182 с.
- Волков Б.С. Конфликтология: учебное пособие для студентов ВУЗов / Б.С. Волков, Н.Д. Волкова. Изд. 3-е исп. и доп. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. – 400 с.
- Гительмахер Р.Б., Когаловская А.С., Марушкин Ю.Б. Конфликт: социально-психологический аспект. – Иваново: Издательство ИГУ, 1995.
- Глазл Ф. Конфликтменеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта: Пер. с нем./Глазл Ф. – Калуга: Духовное познание, 2002. – 516 с.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
- Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Тандем, 2008. – 320 с.
- Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. – С. 124-126.
- Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. – М., 2006. – 205 с.
- Дмитриев А.В. Конфликтология: учебник / А.В. Дмитриев. Изд-во 3-е, перераб. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009. – 336 с.
- Дмитриев А.В.Социальный конфликт. – М.: Гардарики, 2002. – 320 с.
- Дружинин В.В., Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение и теорию конфликта. – М.: Радио и связь, 1989. – 288 с.
- Дэн Д. Преодоление разногласий. – СПб.: ЛЕНАТО, 1994. – 138 с.
- Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии, 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 384 с.
- Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. – М.: «Авалонъ», «Азбука-классика», 2009. – 256 с.
- Ершов А. А. Социально-психологические аспекты конфликтов. // Социальная психология и социальное планирование. – Л., 1973. – С. 33-39.
- Козырев Г.И. Конфликтология: учебник/ Г.И. Козырев. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2010. – 304 с.
- Козырев Г.И. Основы конфликтологии: учебник / Г.И. Козырев 2-е изд; перераб. и доп. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2010. – 240 с.
- Конфликтология. Конспект лекций: Пособие для подготовки к экзаменам / А.Д. Атоян. – М.: А-Приор, 2010. – 64 с.
- Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и практический аспект. – М.: Мысль, 1991.
- Локутов С.П. Конфликты в коллективе: причины, управление, минимизация. – М.: Вентана-Граф, 2001.
- Нагаев В.М. Конфликтология: Практикум./ Харьковский нац. аграр. ун-т им. В.В. Докучаева – Х., 2006. – 108 с.
- Никифоров Г.С., Дмитриева М.А., Снетков В.М. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001. – 240 с.
- Олейник А.Н. Основы конфликтологии. – М.: АПО, 1992.
- Опросник Ассингера [Электронный ресурс] // http://azps.ru/tests/tests_assinger.html
- Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения. – СПб: Речь, 2009. – 544 с.
- Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002.- 298 с.
- Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2 т. – М., 2001. – Т. 2.
- Русинка И.И. Конфликтология. – Т.: Учебное пособие, 2003. – 293 с.
- Рутицкая В. Конфликты в организации// Справочник кадровика. – М., 2010. – 135 с.
- Светлов В.А. Конфликт: модели, решения, менеджмент. – СПб.: Питер, 2005.
- Социальная конфликтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.П. Дедов, А.В. Морозов, Е.Г. Сорокина, Т.Ф. Суслова / Под ред. А.В. Морозова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
- Стратегии поведения в конфликтных ситуациях [Электронный ресурс] // http://elena-mir.ru/post/173
- Шевчук Д.А. Конфликты избегать или форсировать? Все о конфликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни / Д.А. Шевчук. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2009. – 440 с.
- Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их решение. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 203 с.
- Шейнов В.П. Управление конфликтами: теория и практика / В.П. Шейнов – Минск: Харвест, 2010 – 912 с.
- Шеллинг Т. Стратегия конфликта. – М.: ИРИСЭН, 2007. – 376 с.
- Шкала оценки психологического климата в коллективе [Электронный ресурс] // http://comm-psy.ru/2011/06/shkala-otsenki-psihologicheskogo-klimata-v-kollektive/
- Яцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.