Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (Роль местного самоуправления в комплексном развитии города).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-вторых, МСУ - это составляющая основы гражданского общества. Оно, реализуя выдвигаемые личные инициативы, представляет возможным принимать участие населению в решении вопросов местного значения.

В-третьих, выполнение экономических функций – важнейшая задача МСУ. Сюда относят управление муниципальным имуществом, внешнеэкономическая деятельность, экономическое регулирование предпринимательской деятельностью, процесс экономического анализа и планирования, а также налоговое регулирование.

Таким образом, только местное самоуправление реализует все три вышеперечисленные функции единовременно. Это связано с делегированием определенных полномочий органам МСУ, что позволяет органам государственной власти уделять должное внимание решению стратегических задач. В качестве отличительной особенности функций МСУ называют основательность и постоянность, так как в них можно проследить стабильное взаимодействие населения и органов местной власти, которое направленно на решение вопросов местного значения. Также выделяют социальную составляющую в совокупности всех функций, что обусловлено общественной направленностью деятельности местного самоуправления. Такая составляющая прямым образом способствует устойчивому развитию общества.

Формирование условий для результативного осуществления гражданами процесса по решению вопросов местного значения, является одной из главных целей МСУ. Исходя из этого выделяют следующие условия:

– создание выборных органов местного самоуправления;

– наличие бюджета для решения поставленных задач;

– использование институтов прямой демократии.

Несомненно, одна из ключевых позиций принадлежит органам местного самоуправления «в системе управления общественно-государственными отношениями любого развитого демократического государства» [4, с. 72]. Это объясняется тем, что они являются наиболее близким к интересам общества, обеспечивая процесс децентрализации, то есть перераспределение полномочий, ответственности и средств от государственных органов власти.

Нужно отметить, что «органы местного самоуправления – «индикатор общественного мнения, канал обратной связи государства с населением». Передача органам государственной власти информации об определѐнных интересах граждан, рассмотрение которых возможно только государством, является важной задачей местного самоуправления.

Также органам местного самоуправления принадлежит большая роль в приближении осуществляемой государством политики к населению. Этот процесс протекает в обстановке понимания отдельными регионами своих политических и экономических потенциалов и круга интересов. Поэтому одной из важных направлений деятельности МСУ является вырабатывание индивидуального плана реформ, утверждение интересов муниципального образования на разных уровнях власти.


Местное самоуправление является подзаконной, производной от государственной власти властью, действующей с позволения государства и в рамках, четко обозначенных государством в законе [25, с. 92].

В современной России, можно наблюдать укрепление позиции органов местного самоуправления как элемента устойчивого развития общества. Такая позиция представляет собой центр притяжения для других институтов гражданского общества определенной территории, так как зачастую только с помощью поддержки органов МСУ в условиях экономического кризиса различные институты гражданского общества могут реализовать свои интересы и планы. А также местная власть может выступать посредником между государством и населением.

Подводя итог можно сделать вывод, что местное самоуправление создаѐт все необходимые условия для активного участия граждан в жизни муниципального образования, в котором они проживают, что создает предпосылку для устойчивого развития общества и всего государства

2. Оценка местного самоуправления в России

2.1. Современный этап развития местного самоуправления

Особенностью современного этапа развития местного самоуправления в РФ является сочетание двух принципов организации общественной жизни – государственности и самоуправления.

Местное самоуправление определяется не как субъект государственной власти, а как субъект власти общественной. Местное самоуправление связано с реализацией таких функций управления, с которыми общество способно справиться самостоятельно. Его уникальность заключается в том, что оно одновременно является и институтом гражданского общества, и формой осуществления публичной власти.

Местное самоуправление как один из элементов организации общества берет на себя часть функций государства, а государство должно создавать условия по решению собственно местных дел. Только в этом случае местное самоуправление будет механизмом согласования интересов общества и государства, уровнем власти, который наиболее приближен к населению, и отвечать за самые насущные вопросы его жизнеобеспечения.


Местное самоуправление призвано обеспечить эффективное, демократичное управление в местных сообществах, превратить местные территориальные коллективы в основные субъекты решения своих проблем. Оно обязано предоставлять гражданам необходимые условия для участия в политическом процессе. Так, в ФЗ-№131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (2003 г.) содержатся статьи о возможности отзыва выборного лица местного самоуправления (ст. 24), о публичных слушаниях (ст. 28), конференциях (ст. 30), опросах граждан (ст. 31) [1].

Эти и другие формы непосредственной демократии – муниципальные выборы, муниципальные референдумы, территориальное общественное самоуправление – влияют на формирование активной гражданской позиции, обретение рядовым гражданином личного статуса в политической системе. Именно на местном уровне должен возникать и реализовываться интерес к преумножению не только личного, но и общественного достояния, формироваться ориентация на общественное благо, чувство солидарности и сопричастности и т. п., без которых невозможно существование развитой демократии.

Однако, как показывают многочисленные социологические исследования, большинство граждан РФ не верят в то, что можно эффективно отстаивать и защищать свои интересы не только на уровне индивидуальных, но и солидарных действий. Настроения отчужденности и недоверия по отношению к власти – атрибут сегодняшней жизни в большинстве регионов РФ. Более того, население не только не доверяет властным структурам, но и равнодушно относятся к реализации гражданских и политических свобод [12, с. 86].

Инициатором преобразования местного самоуправления как элемента гражданского общества в РФ было государство.

Однако настораживает тот факт, что государство видит в местном самоуправлении:

1) противовес усилению региональных руководителей;

2) институт, на который можно переложить весь груз социальной ответственности за социальную политику;

3) средство, которое может избавить федеральные органы власти от выполнения ряда обязанностей [8, с. 46].

В последнее время наметилась опасная для развития демократии тенденция, связанная со стремлением политической элиты к превращению местного самоуправления в низший уровень государственной власти. Эксперты и аналитики в области местного самоуправления отмечают снижение качества проведения местных выборов, связанных с ограничениями электоральной конкуренции, фальсификацией выборов, административной мобилизацией избирателей. Кроме того, происходит отказ от всеобщих выборов глав администраций, прежде всего мэров городов. Такая закономерность настораживает, поскольку свидетельствует о том, что формирование демократических ценностей, создание основ гражданского общества не являются приоритетом в государственной политике. Подобная логика развития местного самоуправления неизбежно приведет к его иерархическому подчинению вышестоящим властным структурам. Местное самоуправление, в конечном счете, будет представлять собой местное государственное управление.


Другая проблема связана с партизацией местного самоуправления. В то время как уровень региональной власти давно получил партийную окраску (подавляющее большинство руководителей – члены «Единой России»), на муниципальном уровне была конкуренция, «кандидаты были вынуждены, так или иначе, пусть даже в предвыборный год, поддерживать связь с избирателями, отчитываться перед ними». Сейчас тенденция к партизации органов местного самоуправления, в которой прежде всего заинтересована федеральная власть, усиливается, что приведет к дальнейшему отчуждению власти от местного сообщества граждан.

Третья тенденция связана со слабостью социальной базы местного самоуправления. Государство, определяя модели политического поведения, не создает реальных предпосылок для возникновения практики индивидуальных и коллективных действий со стороны населения, а именно это влечет за собой создание системы демократического контроля.

Сторонники «огосударствления» местного самоуправления довольно часто апеллируют к опыту зарубежных стран.

Развитие местного самоуправления как института гражданского общества – это и путь формирования сильного в политическом, экономическом, социальном аспекте государства. Государство в первую очередь должно быть заинтересовано в том, чтобы преодолеть противоречивые тенденции во взаимоотношениях с местным самоуправлением и создать условия для его развития как важнейшего института гражданского общества.

2.2. Взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления в регионе

Тема взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления является актуальной для муниципального района, так как именно на муниципальном уровне одновременно пересекается их практическая деятельность.

Местное самоуправление в муниципальном районе представляют муниципальные образования двух уровней: муниципальный район и сельские поселения.

В ведении муниципального района находятся вопросы местного значения, которые относятся к вопросам собственной компетенции, а также отдельные государственные полномочия (вопросы делегированной компетенции). Полномочиями органов государственной власти региона, которые переданы в соответствии с законами региона муниципальному району являются:


1) формирование и содержание архивных фондов;

2) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

3) предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий;

4) организация и осуществление межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

5) поддержка сельскохозяйственного производства;

6) планирование использования земель сельскохозяйственного назначения;

7) строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения;

8) организации библиотечного обслуживания населения;

9) организация оказания специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях;

10) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности таких комиссий.

Органы государственной власти региона осуществляют контроль за положением дел в сферах деятельности, полномочия по которым переданы муниципальному району, в виде указаний по вопросам реализации переданных полномочий, согласования решений по вопросам осуществления переданных полномочий, направления запросов, получения документов и иной информации, заслушивания отчетов, подготовленных органами местного самоуправления, проведения проверок и ревизий органов местного самоуправления муниципального района.

На сегодняшний день одна из важнейших проблем взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления – вопрос о распределении полномочий. Она связана с нежеланием и боязнью государственной власти сократить свои властные полномочия, что приводит к конфликтам с местными органами власти.

Более того, сама проблема разграничения полномочий связана еще и с тем, что трудно провести четкую грань, тем самым отнести одни расходы на местный бюджет, а остальные – на государственный. Деление полномочий на государственные и местные во многом зависит от целесообразности способов их удовлетворения, ведь фактически не существует четко разграниченных функций, принадлежащих тому или иному уровню власти. Они все неразрывно связаны и направлены на удовлетворение всех общественных потребностей.

В момент становления местного самоуправления в России государственная власть попыталась провести четкое разграничение полномочий между уровнями власти. Из-за передачи местным властям большого объема полномочий без соответствующих финансовых ресурсов муниципальные образования не в состоянии справиться с возложенными функциями.