Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (Роль местного самоуправления в комплексном развитии города).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, желание органов государственной власти четко разделить полномочия всех уровней власти РФ не увенчалось успехом. Это обусловлено отсутствием в принятых на данный момент нормативно- правовых актах четкого понятия, что входит в государственные полномочия, а что в местные. Конституция Российской Федерации закрепила в себе организационную обособленность местного самоуправления от органов государственной власти, но на практике мы видим невозможность эффективного управления во всех сферах жизни общества без тесного взаимодействия обоих уровней власти.

Более того, такая взаимосвязь обеспечивает продуктивность муниципальной политики, способствуя решению государственных задач посредством решения вопросов местного значения. К задачам относятся: укрепление политической системы, формирование условий, обеспечивающих реализацию и защиту интересов общества, укрепление основ народовластия, подготовка кадров для муниципальных органов.

Выделяя местное самоуправление в отдельный социальный институт, государство наделяет его властными полномочиями, но при этом не наделяя его свойствами государственной структуры. В этом и заключается принцип децентрализации власти, который не просто позволяет сохранить целостность России, но и эффективно защитить общество и граждан, а также обеспечить гармоническое развитие духовных, культурных и экономических связей между всеми субъектами Российской Федерации. Безусловно, государство и местное самоуправление неразделимы, а попытки их разъединения впоследствии могут привести к разрушению самоуправления или, что еще хуже, государства.

Местное самоуправление должно рассматриваться только в совокупности с общим организмом всего механизма государственной власти, в состав которого оно входит, как составляющая часть единого целого. Такое взаимоотношение проявляется по следующим направлениям: в проведение выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, формирование местных органов исполнительной власти, реализация предметов совместного ведения, организация работы по исполнению законов.

В настоящее время взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления строится на основе ряда принципов: законности, самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий, сочетания интересов населения субъекта и соответствующего муниципального образования, обеспечения финансовыми и материальными ресурсами при реализации вопросов, требующих совместного решения, гласности, взаимной ответственности.


Далее рассмотрим основные направления взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления:

- правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления;

- разработка и принятие региональных программ развития местного самоуправления;

- дальнейшее разграничение компетенций государственных органов и органов местного самоуправления;

- обеспечение финансово-экономической основы местного самоуправления;

- содействие сохранению и развитию исторических и иных местных традиций;

- защита прав граждан на осуществление местного самоуправления.

В ходе исследования были выявлены основные проблемы при осуществлении взаимодействия между органами местного самоуправления муниципального района и органами государственной власти региона:

1) низкая эффективность управления со стороны органов местного самоуправления;

2) слабый уровень профессиональной подготовки кадров органов местного самоуправления;

3) недостаток финансовых средств, выделяемых органами региональной государственной власти для исполнения закрепленных полномочий органами местного самоуправления муниципального района;

4) отсутствие необходимых организационных и материально-технических условий для исполнения закрепленных полномочий органами местного самоуправления.

В сущности, проблемы взаимодействия являются проблемами взаимоувязывания процессов, которые происходят в муниципальном образовании, с процессами, которые происходят в регионе.

Актуальными решениями существующих проблем являются:

1) разработка комплексной программы социально-экономического развития муниципального района, которая должна быть основана на действующих федеральных целевых программах, на целевых региональных программах и согласована с органами государственной власти региона. Программа должна быть увязана по срокам, в ней должны быть определены ресурсы, которые необходимо привлечь муниципальному району для этого из всех источников финансирования (муниципальный, региональный и федеральный бюджеты);

2) правовая регламентация делегированных государственных полномочий, фактически осуществляемых органами местного самоуправления;

3) решение вопросов кадрового обеспечения и оплаты труда муниципальных служащих, осуществляющих исполнение государственных полномочий.

Возможными способами организации более эффективного взаимодействия органов местного самоуправления муниципального района и органов государственной власти региона являются:


1) представительство муниципального района в законодательном собрании края;

2) договорные способы взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти региона;

3) создание совместных государственно-муниципальных организаций, которые будут осуществлять общую координацию задач и функций;

4) совместное ведение органов государственной власти и органов местного самоуправления, которое также способно обеспечить взаимодействие.

Таким образом, в заключении можно сделать вывод, что органы государственной власти и органы местного самоуправления неразделимы, а значит, проблемы, возникающие при их взаимодействии должны совместно решаться обоими органами власти, при этом государство должно

2.3. Проблемы развития местного самоуправления в России

В России сегодня дан старт большой реформе местного самоуправления. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» постоянно совершенствуется. За последние десять лет в основной профильный документ было внесено 84 поправки.

В то же время появились десятки законов в области устройства органов региональной власти, в бюджетной и налоговой сферах, в сфере земельных отношений, которые не только не были никак синхронизированы с системой МСУ, но и просто противоречили базовым принципам ее устройства.

Большинство отечественных ученых и практиков отмечают низкий уровень эффективности действующей в стране системы органов местной власти. По мнению М.Х. Матаева, «самый яркий показатель отсутствия действенного местного самоуправления:

- это все возрастающая миграция населения внутри страны, а также и эмиграция населения за рубеж;

- высокая смертность и низкая рождаемость населения;

- очень низкий уровень продолжительности жизни по сравнению с большинством стран, которые подписали Европейскую хартию местного самоуправления».

Процесс формирования эффективной системы местной власти до сих пор находится в стадии развития и включает множество нерешенных проблем. Вот некоторые из них.

1. Проблема формирования органов местного самоуправления. В настоящее время в научной среде идут споры по дальнейшему развитию института местного самоуправления в нашей стране. Одни предлагают отделение местного самоуправления от государства, при котором исключается какое- либо влияние государства (естественно, кроме правового) на организацию местного самоуправления. Другие – «огосударствление» местного самоуправления, его жесткую привязку к государственной структуре и рассмотрение его как продолжения государственного управления на местах.


2. Проблема взаимоотношений муниципальных органов и органов государственной власти. Правовые основы этих взаимоотношений установлены в ст. 12 Конституции Российской Федерации, где обозначено, что органы МСУ самостоятельны в пределах своей компетенции и не входят в систему органов государственной власти. Однако постепенно организационная обособленность органов МСУ от органов государственной власти все больше приобретает относительный характер. Органы государственной власти имеют теперь прямую возможность – если не прямо, то косвенно влиять на назначение и освобождение от муниципальных должностей должностных лиц.

3. Конституцией Российской Федерации установлено, что функция назначенных органов МСУ – решение вопросов местного значения.

Имеющиеся проблемы местного самоуправления не умаляют положительной роли местного самоуправления, которая перевешивает возможные трудности на пути становления нового для Российской Федерации института.

Сложность реформирования местного самоуправления в нашей стране в значительной степени обусловлена рядом особенностей, среди которых следует выделить в первую очередь масштабность задачи» [22, с. 178]. Еще одним фактором сложности реформирования МСУ в России в отечественном экспертном сообществе выделяют систему «вертикали власти», которая сформировала местное самоуправление как уровень государственного - муниципального менеджмента. Третьей фундаментальной проблемой реформирования МСУ, которая последовательно вытекает из второй, можно справедливо назвать многовекторность понимания самого самоуправления и многовариантность моделей его реализации. В указанном случае речь идет о различных вариациях организации власти «на местах». С одной стороны, появились инновационные для нашей страны сити - менеджеры и дробление местной власти, с другой – реальными субъектами МСУ являются районы. Четвертым фактором если не стагнации, то трудности реализации реформирования и модернизации МСУ является финансовая зависимость от более масштабных игроков отечественного политического процесса.

Указанные проблемы реформирования МСУ являются скорее внешними по отношению к муниципалитетам. Вместе с тем, внутренние проблемы тоже имеют место. Среди последних можно выделить: номенклатурный тип менеджмента местных властей; патернализм в реализации собственных концепций (ориентация на дотации и иную, нефинансовую помощь регионов и федерального центра), отсюда признание собственной несостоятельности; низкий уровень информационной открытости. Практика отчета исполнительной власти о проделанной работе перед населением в лице депутатов местных представительных органов действительно имеет место начиная с 2010 года. Однако, по мнению Л.А. Щербакова «народные избранники не спешат регламентировать процедуру оценки качества собственной работы. Их отчеты перед избирателями, как правило, носят формальный характер» [30, с. 43].


Можно выделить следующие основные проблемы, сдерживающие сегодня развитие местного самоуправления в России.

- Отсутствие общей концепции и ясной перспективы дальнейшего развития местного самоуправления в России, его места и роли в государстве и в обществе. Последний документ такого плана – утвержденные Указом Президента России Б. Н. Ельцина от 15.10.1999 г. № 1370 «Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано применять «Основные положения» при решении практических задач в сфере местного самоуправления, а также при разработке нормативных правовых актов, касающихся осуществления местного самоуправления. Конгрессу муниципальных образований Российской Федерации, союзам и ассоциациям муниципальных образований, органам местного самоуправления было рекомендовано содействовать реализации указанной государственной политики. В развитие данного Указа Управлением Президента России по вопросам местного самоуправления был подготовлен методический материал (записка), содержащий анализ проблем, существовавших на тот период в сфере местного самоуправления, и подходы к их решению.

Концептуальные подходы к решению проблем местного самоуправления предлагалось базировать на следующих принципах.

1. Все три уровня публичной власти являются самостоятельными формами осуществления власти народа. Воздействие региональной власти на муниципальную происходит в основном через принятие законов и действие правовых механизмов контроля.

2. Каждый уровень публичной власти обладает собственными законными интересами, которые могут не совпадать и даже противоречить интересам иных уровней публичной власти. Все эти интересы признаются равноценными, но отстаивание их должно быть подчинено защите прав и свобод человека и гражданина.

3. Каждый уровень публичной власти вправе отстаивать собственные интересы, но не вправе в целях защиты собственных интересов вторгаться в компетенцию иного уровня публичной власти. Конфликтные ситуации подлежат разрешению через согласительные процедуры, а при недостижении согласия – в судебном порядке.

Вот так в общем виде выглядела в то время политика государства по отношению к местному самоуправлению. Следует, однако, отметить, что эта политика сформировалась в тот период, когда федеральный центр был достаточно слабым, экономическая ситуация в стране – критической, не было сформировавшейся «правящей» политической партии, а в некоторых субъектах Федерации, особенно в республиках, были сильны сепаратистские тенденции. В сложившихся тогда условиях органы местного самоуправления приняли на себя основной груз проблем по текущему жизнеобеспечению населения и одновременно выполняли множество нефинансируемых государственных функций (мандатов), что обеспечивало им мощную поддержку со стороны населения. Сегодня ситуация, конечно, другая, но многие положения указанных документов сохраняют свою актуальность. Без четко сформулированной концепции и государственной политики в области местного самоуправления все иные мероприятия не дадут системного результата.