Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права(Предмет предпринимательского прав).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теперь перейдем к принципам предпринимательского права. По мнению академика В.В. Лаптева, основными принципами предпринимательского права являются:

  • свобода бизнеса;
  • юридическое равенство всех форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;
  • свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
  • прибыль как цель предпринимательства;
  • законность в предпринимательской деятельности;
  • сочетание частных и публичных интересов в предпринимательском праве;
  • государственное регулирование предпринимательской деятельности[25].

Другими словами, непрофильные принципы здесь не названы, и поэтому их список остается открытым.

Профессор В.С. Мартемьянов исходит из более узкого круга правовых принципов. В учебнике по предпринимательскому праву он называет следующие принципы:

  • экономическая свобода;
  • защита экономических интересов субъектов хозяйствования и стимулирование предпринимательства в управлении экономикой;
  • влияние государства на отношения в народном хозяйстве в основном основано на использовании экономических мер и методов;
  • конкуренция и защита от монополизма;
  • легальность[26].

Вторят ему и профессор В.С. Анохин, и профессор. О.М. Олейник. И делают это так механически, что почти буквально (включая и терминологические нюансы) воспроизводят позицию В.С. Мартемьянова[27]. Однако не следует забывать, что учебник по предпринимательскому праву (том 1) был опубликован в 1994 году, что не могло не повлиять на используемую в нем терминологию. Образно говоря, «дух» предпринимательства и, соответственно, предпринимательского права уже взлетел над Россией.

В связи с этим представляется целесообразным поговорить о видении этой проблемы. Прежде всего отметим, что отсутствие предпринимательского кодекса (или другого кодифицированного акта) не исключает возможности говорить о принципах предпринимательского права. Большинство правовых принципов, которые с большим успехом могут применяться в сфере предпринимательской деятельности, содержатся в Конституции Российской Федерации. Это заметили представители концепции экономического (предпринимательского) права и сторонники других теоретических взглядов. Весьма убедительно на этом фоне звучат утверждения проф. Г.А. Гаджиева - судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Он прав, утверждая, что гражданско-правовые принципы равенства участников отношений, недопустимости произвольного вмешательства в личные дела и др. вытекают из ряда норм Конституции Российской Федерации[28]. То же самое можно сказать и о предпринимательском праве как о сложной отрасли права.


Поэтому не случайно академик В.В. Лаптев и профессор В.С. Мартемьянов называют основные принципы хозяйственного (предпринимательского) права, которые прямо вытекают из конституционных норм.

В соответствии с пунктом 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, и международные договоры Российской Федерации являются неотъемлемой частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.

Общепризнанные принципы международного права следует понимать, как основополагающие императивные нормы международного права, принятые и признанные международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

Общепринятая норма международного права должна пониматься как правило поведения, признанное международным сообществом государств в целом как юридически обязательное.

Содержание этих принципов и норм международного права может быть раскрыто в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений[29].

Международные договоры Российской Федерации, являются частью ее правовой системы.

Международный договор – это регулируемое международным правом соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) или с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или нескольких связанных документах, и также независимо от его конкретного имени.

Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, они способствуют расширению международных связей с участием государственных и неправительственных организаций, в том числе с участием субъектов национального права, в том числе частных лиц.

В настоящее время в Российской Федерации идет интенсивный процесс гармонизации национальных норм с требованиями соответствующих норм международного права. Решения Конституционного Суда Российской Федерации содержат более 200 ссылок на международные документы различного уровня[30].

    1. Конституционные принципы предпринимательского права

Принципы предпринимательского права являются основополагающими принципами правового регулирования предпринимательской деятельности, закрепленными в законодательстве.


Основными принципами предпринимательского права являются:

— свобода предпринимательской деятельности;

— юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;

— свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;

— получение прибыли как цель предпринимательской деятельности;

— законность в предпринимательской деятельности;

— сочетание частноправовых и публично-правовых начал в предпринимательском праве;

— единство экономического и правового пространства;

— государственное регулирование предпринимательской деятельности[31].

Свобода предпринимательской деятельности означает право гражданина или организации начинать и осуществлять предпринимательскую деятельность в любой сфере экономики. Этот принцип закреплен в ст. 8 Конституции Российской Федерации, которая помещена в гл. 1, определяющий основу конституционного строя. Это относится к свободе экономической деятельности, одним из видов которой является предпринимательская деятельность.

Более конкретно, свобода предпринимательской деятельности упоминается в ст. 34 Конституции Российской Федерации. В части 1 этой статьи, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, не запрещенной законом. Эта статья находиться в гл. 2 Конституции Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.

Свобода бизнеса не является абсолютной и может быть ограничена законом в общественных интересах. Одним из таких ограничений является система лицензирования для определенных видов деятельности. Эта система широко распространена в нашей стране и используется как форма предварительного контроля за экономической деятельностью[32].

До 1995 г. порядок лицензирования отдельных видов деятельности определялся Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности»[33]. Согласно пункту 4 ст. 21 этого закона перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, определялся Советом Министров РСФСР, Советами Министров республик, входящих в его состав, а также уполномоченными ими органами. Создание такого широкого круга государственных органов, имеющих право вводить лицензирование, привело к тому, что система лицензирования стала чрезмерно распространенной. Это создало основания для бюрократических эксцессов в экономической сфере и, по сути, не было обосновано, поскольку предварительный контроль за экономической деятельностью путем выдачи лицензий во многих случаях мог быть заменен последующим контролем над этой деятельностью.


Совершенствованию и ограничению системы лицензирования способствует ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому эта система может быть введена только на основании закона.

Основополагающим нормативным актом в этой области в настоящее время является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Он устанавливает общий порядок лицензирования и предусматривает, что Правительство Российской Федерации утверждает положения о лицензировании отдельных видов деятельности. Кроме того, Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти, выдающие лицензии на отдельные виды деятельности, и устанавливает виды деятельности, подлежащие лицензированию органами субъектов Российской Федерации. В ст. 17 закона приводится перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»[34] предусматривает прекращение с 1 января 2007 года лицензирования отдельных видов деятельности, указанных в ст. 17 Закона о лицензировании.

Правовое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность может вестись на основе любой формы собственности. Разрешенные в нашей стране формы собственности определены в ст. 8 Конституции Российской Федерации. В нем говорится, что частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности одинаково признаны и защищены.

На первом месте, здесь названа частная собственность, что объясняется ее стоимостью в рыночной экономике. Частная собственность может принадлежать гражданам или юридическим лицам. На его основе создаются частные предприятия (коммерческие компании и товарищества), доминирующие в экономике нашей страны, осуществляются отдельные виды предпринимательской деятельности.

Государственная собственность может принадлежать Российской Федерации в целом или отдельным ее субъектам - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным округам, автономным округам. Государственные предприятия работают на основе государственной собственности[35].

Муниципальная собственность принадлежит городам, сельским поселениям и другим муниципалитетам, которые создают муниципальные предприятия на основе своей собственности, используют их для развития соответствующей территории.


В ст. 8 Конституции РФ также говорится о возможности существования других форм собственности. Это означает, что перечень допустимых форм собственности, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, не является исчерпывающим. Какие формы собственности связаны с «другим», должно быть указано в законодательстве. По нашему мнению, это, в любом случае, смешанные формы, в которых собственность принадлежит как государству, так и муниципалитетам, частным лицам и организациям. В действовавшем ранее Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР»[36] в качестве особой формы собственности выделялась также собственность общественных организаций.

Принцип равенства форм собственности предполагает установление в основном единого правового режима для собственности предприятий разных форм собственности и равную правовую защиту их имущества[37]. Однако это не исключает особенностей правового регулирования деятельности предприятий различных форм собственности. Элементы частного права и публичного права в регулировании хозяйственной деятельности государственных и частных предприятий проявляются в разной степени. Применительно к государственным предприятиям публично-правовой характер регулирования отдельных вопросов их деятельности более выражен. Но в принципе правовое регулирование предприятий в основном единое, независимо от формы собственности.

Свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности. Этот принцип особенно важен при переходе от плановой экономики к рыночной, поскольку в прошлом, как правило, создавались крупные предприятия и объединения, которые были монополистами в соответствующих областях экономической деятельности. Между тем, переход к рыночной экономике невозможен без развития конкуренции, без создания конкурентной среды.

На необходимость поддержки конкуренции указывается в ст. 8 Конституции РФ. Согласно ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию[38].

Важную роль в реализации рассматриваемого принципа играют антимонопольные законы. Первоначально основным нормативным актом в этой области был Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»[39]. В настоящее время большинство положений этого регламента были отменены, и основное значение в регулировании антимонопольных отношений имеет Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Антимонопольное законодательство предусматривает, что монополистическая деятельность может осуществляться одним хозяйствующим субъектом или по соглашению между несколькими субъектами, например, путем заключения соглашений о разделении рынков, установлении или поддержании цен, ограничении доступа к рынкам и др.