Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права(Предмет предпринимательского прав).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подводя некоторые итоги исследования, отметим, что:

- предпринимательское право представляет собой комплексную отрасль права, имеющую тенденцию перерастания в самостоятельную отрасль;

- коммерческое право является подотраслью предпринимательского права.

В учебной и научной литературе наряду с понятием "предпринимательское право" применяется понятие "хозяйственное право". При этом в ряде случаев эти понятия отождествляются, о чем свидетельствуют уже сами названия курсов[14], а в других проводятся разграничения анализируемых понятий[15]. Как представляется, с переходом России к рынку и легализацией предпринимательской деятельности хозяйственное право, пронизанное административно - плановыми началами, преобразуется в предпринимательское право, основанное на иных принципиальных началах: свободе предпринимательской деятельности, многообразии и равной защите всех форм собственности, многообразии организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности, конкуренции и др. Как пишет академик РАН В.В. Лаптев, "при переходе к рыночной экономике сущность хозяйственного права изменяется, оно становится правом предпринимательской деятельности. В связи с этим появляется новый для нашей страны термин "предпринимательское право". Исходя из этих позиций построен предлагаемый читателю данный курс предпринимательского права[16].

Очевидно, что в настоящее время коммерческое право, регулирующее торговую деятельность, не может быть надлежащим образом применено с использованием только инструментов частного права гражданского права. Наличие в торговых отношениях элементов как частного, так и публичного права, связанных с организацией торговли, предопределяет отнесение коммерческого права к предпринимательскому праву. В связи с этим мы присоединяемся к подходу, разработанному в учении Л.В. Андреева, которая отмечает, что «коммерческое право является отдельной частью предпринимательского права, оно регулирует отношения по оптовым закупкам и продаже товаров оптово-посредническими фирмами, по предоставлению различных услуг, связанных с продвижением товаров на рынке от производителей до оптовые потребители»[17].

Глава 2. Методы предпринимательского права


Под методом правового регулирования, применяемого в отрасли права, понимается совокупность методов и методов воздействия на регулируемые этой отраслью отношения. Как правило, каждая отрасль предполагает только для нее конкретные правовые средства воздействия на определенный тип общественных отношений. Однако в ряде случаев отрасли права регулируют не только характерные для них общественные отношения, но и отношения, так или иначе тесно с ними связанные. Тогда метод правового регулирования включает характерные не только для отрасли, но и для других отраслей права средства правовой защиты. Кроме того, в сложных отраслях, к которым, без сомнения, применяется предпринимательское право, обычно используется не один, а сочетание нескольких методов правового регулирования.

В общих теоретических терминах метод правового регулирования общественных отношений определяется с учетом следующих составляющих:

- порядок установления прав и юридических обязанностей;

- степень определенности предоставленных прав и автономности действий их субъектов;

- подбор юридических фактов, влекущих правоотношения;

- характер правового положения сторон в правоотношениях, в которых реализуются нормы, распределение прав и обязанностей между субъектами;

- пути и средства обеспечения субъективных прав.

Метод правового регулирования, применяемый в той или иной отрасли права, понимается как совокупность методов и приемов регулирования отношений между субъектами, которые формируются в результате особых свойств субъекта правового регулирования.

Считается, что каждая отрасль права имеет свой особый метод регулирования. Однако, поскольку предпринимательское право является сложной отраслью, основанной на органическом сочетании частного права и публичного права, для регулирования общественных отношений, включенных в его предмет, используются несколько методов. В юридической литературе обычно выделяют следующее:

  1. Автономный метод решения.

Характерен для регулирования горизонтальных отношений, входящих в предмет предпринимательского права, то есть отношений между равными субъектами. Это выражается в предоставлении субъектам предпринимательства свободы выбора модели своего поведения, в том числе путем координации своих действий с другими субъектами предпринимательства. Например, ООО имеет право самостоятельно выбирать и осуществлять любые виды деятельности, не противоречащие законодательству, а для продажи товаров, работ, услуг может вступать в договорные, согласованные отношения с другими субъектами.


  1. Метод обязательных предписаний.

Он используется для регулирования вертикальных отношений на основе подчинения одного субъекта другому. Императивные нормы права устанавливают права и обязанности субъектов хозяйствования. Одна сторона правоотношений имеет право дать другой стороне обязательные указания, которым она обязана следовать. Например, субъекты предпринимательской деятельности обязаны соблюдать антимонопольное законодательство, а антимонопольные органы обязаны следить за его соблюдением, а в случаях нарушения имеют право издавать обязательные инструкции для предпринимателей по устранению этих нарушений[18].

  1. Метод рекомендаций.

Он заключается в том, что одна сторона отношений предлагает другой стороне определенное поведение в тех или иных ситуациях, устанавливая свои взаимные права и обязанности на основе рекомендаций. Например, в 2003 году ФКЦБ разработала Кодекс корпоративного поведения[19], который не является обязательным, но рекомендуется для принятия в качестве локального акта компании. Компания имеет право разработать собственный кодекс корпоративного поведения в соответствии с рекомендациями Кодекса ФКЦБ или включить некоторые из его положений во внутренние документы, которые она сочтет приемлемыми для себя. В то же время целью применения стандартов корпоративного поведения является защита интересов всех акционеров, независимо от размера принадлежащей им доли. По мнению разработчиков кода, это должно оказать положительное влияние на приток инвестиций в российские акционерные общества, что окажет положительное влияние на российскую экономику в целом[20].

Следует отметить, что в литературе существует точка зрения, согласно которой вышеуказанные методы используются в сочетании и образуют единый метод предпринимательского права. В частности, И. В. Ершова и С. А. Зинченко указывают на существование такого метода, называемого методом координации, основными характеристиками которого являются взаимосвязь свободы при осуществлении частных интересов с влиянием государственной власти, где это диктуется общественными интересами, а также рассмотрение рекомендаций компетентных органов[21].

Вышеуказанные методы правового регулирования обычно применяются при регулировании конкретных правовых отношений, возникающих в бизнесе, при тесном сотрудничестве (например, обязательное требование к любому юридическому лицу вести учет в сочетании с выбором удобной учетной политики).


Исходя из специфики предмета предпринимательского права, законодатель в одних случаях предусматривает установление прав и обязанностей в силу заключенного договора, в других случаях - в связи с актом принудительного исполнения (предписанием антимонопольного органа) в третьем случае регистрация).

Нормы предпринимательского права могут предоставить возможность более или менее независимо принимать решения о степени прав и обязанностей (диспозитивные нормы), может носить рекомендательный характер и может исчерпывающе определять объем субъективного права или обязательства (императивные нормы). Субъекты предпринимательских правоотношений могут быть в равных правах или подлежать (горизонтальные отношения между предпринимателями и вертикальные между предпринимателями и государством неидентичны). Защита установленных прав и применение санкций в случае невыполнения обязанностей могут осуществляться различными способами - гражданским, административным, уголовным и другим способом (административным, судебным).

Таким образом, взаимосвязь свободы при реализации частных интересов с влиянием государственной власти, где это продиктовано общественными интересами, а также с учетом рекомендаций компетентных органов, являются основными характеристиками метода правового регулирования предпринимательского права , который является сложным и сочетает в себе особенности методов: обязательные рецепты, автономные решения и рекомендации.

Глава 3. Принципы предпринимательского права

Внутреннее содержание и некоторые специфические особенности конкретного элемента правовой системы, в том числе сложной отрасли предпринимательского права, наиболее четко выражены в ее принципах.

Понятие «принцип» происходит от латинского «первоначало», «основа». Современная юридическая наука под принципами подразумевает исходные регулирующие принципы, выраженные в праве, характеризующие его содержание, основы, закрепленные в нем законы общественной жизни.

В принципе, характерные черты, как права в целом, так и его использование в промышленности или подсекторе, кристаллизуются. Принципы — это то, что пронизывает право, раскрывает его содержание. Принципы права четко выражены в конкретных правовых нормах. Они, казалось, были растворены в законе[22].


Сущность принципов права как правовых явлений раскрывается не только через их содержание, но и через структуру. Структура принципов права состоит из трех компонентов:

— в области правосознания, в том числе правосознания юристов, должны существовать определенные представления о характере и характере конкретного элемента правовой системы;

— эти представления должны быть закреплены в соответствующих положениях действующего законодательства;

— законодательно установленные принципы права должны быть реализованы путем обеспечения соблюдения в определенной области общественных отношений.

Последовательная и четко сформулированная система принципов отрасли права имеет большое значение, поскольку она позволяет получить представление о большинстве норм этой отрасли, поскольку они формируются под влиянием и в результате разработки принципа или группа принципов.

Сформулированные юридической наукой принципы предпринимательского права отражают его специфику и основные качественные признаки, являются концентрированным выражением его предмета и метода. Принципы как основные положения определяют структуру и существенные признаки предпринимательского права, его общие положения.

Трудно переоценить важность четко разработанной системы принципов предпринимательского права на современном этапе его развития[23].

Дело в том, что действующее законодательство о предпринимательской деятельности сформировано не полностью; у него есть ряд противоречий и пробелов. Если они выявлены, конкретный вопрос подлежит разрешению путем применения аналогии закона или закона. Оба эти метода преодоления пробелов в праве могут быть успешно применены судом только на основе принципов предпринимательского права.

Принципы предпринимательского права являются основополагающими, они пронизывают весь спектр правовых норм. Поэтому принципы предпринимательского права важны в процессе правоприменения, они используются для толкования всех норм предпринимательского права, реальное значение которых изучено, что позволяет их применять.

Система принципов предпринимательского права представляет собой взаимосвязанное единство. Это объективно, поскольку тип и содержание каждого конкретного принципа определяется сущностью общественных отношений, являющихся предметом предпринимательского права. В то же время система принципов не может быть статичной; существует в контексте экономических процессов и государственной политики в сфере предпринимательства. Кроме того, на разработку правовой доктрины влияет формирование системы принципов предпринимательского права. В связи с этим в юридической литературе нет единой точки зрения на ряд принципов предпринимательского права и их название[24].