Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права(Предмет предпринимательского прав).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Попытки отказаться от государственного регулирования в нашей стране были основаны на представлении о том, что государственное регулирование экономики присуще только социалистической системе, и при переходе к рыночной экономике от нее следует отказаться. Эта исходная позиция в корне неверна и опровергается опытом давних стран с рыночной экономикой, таких как Франция, где была создана система индикативного (рекомендательного) социально-экономического развития[57].

В нашей стране осуществляется государственное прогнозирование и программирование социально - экономического развития. В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»[58] долгосрочный прогноз социально-экономического развития составляется один раз в пять лет на 10-летний период. Прогноз и программа на среднесрочную перспективу разрабатываются на срок от трех до пяти лет. Более конкретные цели социально-экономического развития предусмотрены в годовом прогнозе на краткосрочную перспективу и в целевых программах.

В соответствии с целевой программой осуществляется поставка продукции для государственных нужд. Общий порядок доставки продукции для государственных нужд определяется Гражданским кодексом (ст. 525—534), а для федеральных государственных нужд — Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»[59]. В соответствии с федеральными целевыми программами Правительство Российской Федерации определяет государственных заказчиков, которые заключают контракты (государственные контракты) с компаниями - поставщиками. Для компаний - поставщиков заключение государственных контрактов не является обязательным, они обусловлены мерами экономического стимулирования для выполнения поставок для государственных нужд. Однако заключение государственных контрактов является обязательным для государственных предприятий.

Таким образом, для государственного регулирования хозяйственной деятельности используются преимущественно экономические методы.

Обязательные задания также устанавливаются для государственных и муниципальных предприятий. Согласно ст. 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»[60] владелец имущества такого предприятия определяет порядок составления, утверждения и установления показателей плана (программы) его финансово-хозяйственной деятельности, утверждает показатели экономической эффективности предприятия и следит за их выполнением.


Метод обязательных предписаний применяется в некоторых случаях при регулировании деятельности частных предприятий, если экономические методы не позволяют решить определенные вопросы в интересах государства и общества. Например, в условиях, когда поставки нефти и нефтепродуктов на мировой рынок оказываются более прибыльными для производственных предприятий, чем поставки для внутренних нужд, до недавнего времени нефтедобывающим компаниям ежегодно ставились балансовые задачи по поставке этих товаров. на внутренний рынок. В то же время их выполнение рассматривалось как условие, дающее возможность получить разрешение на экспорт нефти и нефтепродуктов[61].

Что касается поставок сжиженного нефтяного газа на экспорт, то в настоящее время в нашей стране существует приказ, направленный на удовлетворение внутренних потребностей такого газа путем планирования его поставок для нужд населения. Согласно Постановлению Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 726 «О поставках сжиженных углеводородных газов на внутренний рынок в 2006 году»[62] такие графики утверждаются ежемесячно Федеральным энергетическим агентством (Росэнерго). Регистрация поставок сжиженного газа на экспорт осуществляется таможенными органами только при условии, что нефтегазовые и перерабатывающие организации представят ресурсные сертификаты, подтверждающие наличие у них продукции в достаточных количествах для соблюдения графиков поставок газа для внутренних нужд. Ресурсные сертификаты составляются по форме, утвержденной Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации № 2 от 10 января 2006 года.

В последнее время в нашей стране все больше внимания уделяется государственному регулированию экономики. Создаются особые экономические зоны, создается государственный инвестиционный фонд, оказывается поддержка инновационной деятельности и рассматриваются другие меры, которые обсуждаются в последующих главах.

Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности многообразны. К ним относятся не только ограничительные меры, но и государственная поддержка экономической деятельности, необходимой государству и обществу. Важное значение имеют государственная регистрация субъектов предпринимательства, лицензирование отдельных видов деятельности, антимонопольное регулирование, налоговое регулирование, техническое регулирование, регулирование цен на товары, доминирующие на рынке, и др. Государственное регулирование бизнеса осуществляется, как правило, по всей стране. В некоторых случаях это осуществляется на региональном уровне.


Государственное регулирование хозяйственной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством. Публикация законодательных актов, нормотворческая деятельность государства является своеобразной формой государственного регулирования предпринимательской деятельности. Устанавливая в течение длительного времени стабильные правила ведения бизнеса, государство в особой форме управляет экономикой, создает необходимые правовые условия для ведения бизнеса. Использование этой формы регулирования наиболее актуально в условиях рыночной экономики, позволяющей обеспечить свободу предпринимательской деятельности, основанную на сочетании частных и общественных интересов.

Заключение

Следует отметить, что вопрос предпринимательского права как самостоятельной отрасли права является весьма дискуссионным. Однако спор о разграничении отраслей права становится традиционным для российской юриспруденции и носит скорее теоретический, чем прикладной характер. Тем не менее, представим краткий обзор основных концепций регулирования деловых отношений и взгляды на предпринимательское право, как отрасль права, что нашло отражение в научной и учебной литературе.

Метод предпринимательского права является сложным, что обусловлено спецификой предмета данной отрасли права. Метод правового регулирования предпринимательского права основан на сочетании скользящих и императивных правовых норм.

А принципы предпринимательского права являются основными принципами, которые характеризуют систему деловых отношений, которые определяют основу их структуры и развития. Они же отражены в Конституции Российской Федерации, важнейшими из которых являются принцип законности и принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Определение набора субъектов, которые характерны для предпринимательского права в качестве участников деловых отношений, важно, поскольку они являются обладателями определенных экономических прав и обязанностей и, следовательно, участниками предпринимательской деятельности в пределах своей компетенции.

Подводя итог вышесказанному, изучение предметов предпринимательского права позволяет понять состав участников предпринимательской деятельности, их права и обязанности. А самое главное важность данной дисциплины для экономики Российской Федерации.


Список использованных источников

Описание нормативно-правовых актов органов законодательной и исполнительной власти

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации"
  3. Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления"
  4. Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 34.
  5. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 30.
  6. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 34.
  7. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 33.
  8. Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 14.
  9. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33.
  10. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 48.
  11. Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 29.
  12. Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. №31.
  13. Собрание законодательства Российской Федерации 2005. № 50.
  14. Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 1.
  15. Ведомости ВС СССР. 1987. № 26.
  16. Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 30.
  17. Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16.

Описание книг одного-трех авторов

  1. Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 1. М., 1972.
  2. Андреева Л.В. Коммерческое право России. М., 2004.
  3. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. М., 2005.
  4. Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации (опыт сравнительного исследования). М., 1995.
  5. Гущин В.В., Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право. М.,2005.
  6. Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. М., 2004.
  7. Лаптев В.В. Субъекты предпринимательского права: Учеб. пособие. М., 2003
  8. Пирбудагова Д.Ш., Мусалова З.М. К вопросу об обеспечении единого правового и экономического пространства в Российской Федерации
  9. Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. М., 2006.
  10. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М., 2003.
  11. Российское предпринимательское право / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М., 2009.
  12. Смагина И.А. Предпринимательское право. М., 2007.
  13. Смоленский М.Б., Скворцова Т.А. Российское предпринимательское право. Ростов н/Д. 2006.
  14. Хозяйственное право / Под ред. В.К. Мамутова. 2002

Описание учебников и учебных пособий

  1. Анохин В.С. Предпринимательское право: Учеб.; Предпринимательское право: Учеб. В 2 т. / Отв. ред. О.М. Олейник. Т. 1.
  2. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Общие положения: Курс лекций. Т. 1. М., 1994.
  3. Попондопуло В.Ф. Коммерческое право: Учебник. М., 2003.
  4. Предпринимательское право: Учебник / Под ред. О.М. Олейник. М., 1999. Т. 1
  5. Ершова И. В. Предпринимательское право: учеб. – М.: Юриспруденция, 2005. Предпринимательское право. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  6. Жилинский С. Э. Ж72 Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): учеб. для вузов / С. Э. Жилинский. — 8-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2007.

Описание статьи из периодического издания

  1. Дедов Д.И. Общеправовой принцип соразмерности и ограничение свободы предпринимательства // Вестник Московского ун-та. 2002. № 6.

  1. Лаптев В.В. Субъекты предпринимательского права: Учеб. пособие. М., 2003. С. 14.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) ст. 2

  3. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) п. 1 ст. 2

  5. Андреева Л.В. Коммерческое право России. М., 2004. С. 28.

  6. Предпринимательское право: Учебник / Под ред. О.М. Олейник. М., 1999. Т. 1. С. 32.

  7. Предпринимательское право: Учебник / Под ред. О.М. Олейник. М., 1999. Т. 1. С. 33.

  8. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М., 2003. С. 43.

  9. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. М., 2005. С. 32.

  10. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. М., 2005. С. 33.

  11. Попондопуло В.Ф. Коммерческое право: Учебник. М., 2003. С. 15

  12. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. М., 2005. С. 34.

  13. Попондопуло В.Ф. Коммерческое право: Учебник. М., 2003. С. 16.

  14. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник: В 2 т. / Под ред. О.М. Олейник Т. 1. М., 1999; Т. 2. М., 2002.

  15. Хозяйственное право / Под ред. В.К. Мамутова. Киев, 2002

  16. Лаптев В.В. Субъекты предпринимательского права: Учеб. пособие. М., 2003. С. 18.

  17. Андреева Л.В. Коммерческое право России. М., 2004. С. 29.

  18. Жилинский С. Э. Ж72 Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): учеб. для вузов / С. Э. Жилинский. — 8-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2007. Стр 97.

  19.  Распоряжение ФКЦБ от 4 апреля 2003 г. № 421-р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения» СПС.

  20. Жилинский С. Э. Ж72 Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): учеб. для вузов / С. Э. Жилинский. — 8-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2007. Стр 99.

  21.  Ершова И. В. Предпринимательское право: учеб. – М.: Юриспруденция, 2005. – С. 9; Предпринимательское право. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – С. 14.

  22. Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 1. М., 1972. С. 102 — 103.

  23. Российское предпринимательское право / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М., 2009. С. 26-27.

  24. Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. М., 2004. С. 8 - 17.

  25. Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. М., 2004. С. 17.

  26. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Общие положения: Курс лекций. Т. 1. М., 1994. С. 9.

  27. Анохин В.С. Предпринимательское право: Учеб. С. 14 - 15, 20 - 22; Предпринимательское (хозяйственное) право: Учеб. В 2 т. / Отв. ред. О.М. Олейник. Т. 1. С. 40 - 46.

  28. Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации (опыт сравнительного исследования). М., 1995. С. 142.

  29. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 2004. N 2.

  30. Рекомендации о применении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров // Российская юстиция. 2003. N 3.

  31. Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. М., 2006. С. 9.

  32. Дедов Д.И. Общеправовой принцип соразмерности и ограничение свободы предпринимательства // Вестник Московского ун-та. 2002. № 6. С. 22-37. (Серия 11, Право).

  33. Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418.

  34. Собрание законодательства Российской Федерации 2001. № 33. Ст. 3430.

  35. Конституция Российской Федерации

  36. Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 416.

  37. Гущин В.В., Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право. М.,2005. С. 45-46.

  38. Конституция Российской Федерации

  39. Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499.

  40. Собрание законодательства Российской Федерации 2004. №31. Ст. 3259.

  41. Собрание законодательства Российской Федерации 1995. № 34. Ст. 3426.

  42. Собрание законодательства Российской Федерации 2004. № 29. Ст. 3049

  43. Собрание законодательства Российской Федерации 2006. № 1. Ст. 10.

  44. Конституция Российской Федерации

  45. Пирбудагова Д.Ш., Мусалова З.М. К вопросу об обеспечении единого правового и экономического пространства в Российской Федерации // Закон и право. 2010. № 6. С. 19-21.

  46. Конституции Российской Федерации

  47. Смоленский М.Б., Скворцова Т.А. Российское предпринимательское право. Ростов н/Д. 2006. С. 16-17.

  48. Ведомости ВС СССР. 1987. № 26. Ст. 385.

  49. Гражданского Кодекса Российской Федерации.

  50. Собрание законодательства Российской Федерации 2001. № 33. Ст. 3436.

  51. Собрание законодательства Российской Федерации 1997. № 33. Ст. 3895.

  52. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М., 2006. С. 38.

  53. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М., 2006. С. 39.

  54. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М., 2006. С. 39.

  55. Конституция Российской Федерации

  56. Смагина И.А. Предпринимательское право. М., 2007. С. 25.

  57. Смагина И.А. Предпринимательское право. М., 2007. С.27.

  58. Собрание законодательства Российской Федерации 1995. № 30. Ст. 2871.

  59. Собрание законодательства Российской Федерации 1994. № 34. Ст. 3540.

  60. Собрание законодательства Российской Федерации 2002. № 48. Ст. 4746.

  61. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 281 «О поставках отдельных видов нефтепродуктов на внутренний рынок Российской Феде­рации в 2000 году» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 14. Ст. 1511.

  62. Собрание законодательства Российской Федерации 2005. № 50. Ст. 5312.