Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права(Предмет предпринимательского прав).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Формирование рыночной экономики в России, трансформация отношений собственности, переход к новой социально - экономической структуре, фундаментальная перестройка методов государственного регулирования экономики неизбежно привели к формированию особой отрасли права – предпринимательское право, развитие науки делового права, преподавание предпринимательского права в высших экономических и других областях.

Одной из актуальных проблем в настоящее время является роль и место предпринимательского права в системе отраслей российского законодательства. Необходимо отметить, что в юридической науке данная проблема решается неоднозначно. Одни авторы, полагают, что предпринимательское право – это иллюзорная химера, вроде информационного, образовательного, медицинского, спортивного, энергетического, а также трамвайно-троллейбусного, банно-прачечного и бакалейно-гастрономического права.

Другие же авторы, полагают, что предпринимательское право – это самостоятельная отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности.

По мнению третьих авторов, предпринимательское право – это массив законодательства, регулирующих общественные отношения в данной сфере.

Для своей курсовой работы я выбрал данную тему так как считаю, что предпринимательская деятельность является основным звеном в рыночной экономике Российской Федерации.

Цель настоящей работы: изучение предмета, методов и принципов предпринимательского права.

Для достижение поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Понятие, предмет и метод российского предпринимательского права;

2. Понятие и признаки предпринимательской деятельности;

3. Принципы российского предпринимательского права;

4. Место предпринимательского права в правовой системе РФ;

5. Предпринимательские правоотношения.

Глава 1. Предмет предпринимательского права

Понятие "предпринимательское право" может рассматриваться в нескольких значениях: как отрасль права, отрасль законодательства, научная и учебная дисциплины. Рассмотрим последовательно анализируемое понятие в свете названных четырех аспектов.


В научной и учебной литературе представлены различные толкования концепции предпринимательского права как отрасли. Любая отрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, в том числе предпринимательские, и тесно связанные с ними иные отношения: некоммерческие, а так же отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.[1]

Предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве, в порядке, установленном законодательством[2].

Каждая отрасль и подотрасль права, как правило, имеют системообразующий законодательный акт, вокруг которого формируется вся система этой отрасли и подотрасли. В ходе развития рыночного законодательства системные правовые акты предпринимательского права были поглощены различными отраслями права, что затруднило формирование этой отрасли права как системы правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Необходимость выделения управленческих отношений в субъекте предпринимательского права очевидна. В соответствии со ст. 34 Конституции Российской Федерации каждый вправе свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной экономической деятельности, не запрещенной законом. Являясь субъективным конституционным законом, право заниматься предпринимательской деятельностью есть мера возможного поведения, которое предоставляется человеку и обеспечивается законом (нормативными актами) и направлено на достижение целей, преследуемых субъектом. Выражение «мера» в определении субъективного права указывает на определенность содержания и пределы допустимого поведения уполномоченного лица. Право заниматься предпринимательской деятельностью не предоставляет субъекту неограниченную свободу. Это должно осуществляться в границах, определенных нормативными правовыми актами, содержащими как позитивные правила поведения, так и запреты, применяемые в этой области.

Предпринимательское право основано на теории экономического права, но не идентично ей. В РСФСР понятие экономического права было связано с юридической формулировкой принципов демократического централизма и централизованно планируемой системы управления экономикой, которая изменила свое значение при переходе к рыночной организации экономики.


Конституция Российской Федерации закрепляет право на свободу предпринимательской и хозяйственной деятельности для каждого гражданина России. Она гарантировала каждому гражданину страны «право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной экономической деятельности, не запрещенной законом»[3].

С введением в 1996 году нового Гражданского кодекса Российской Федерации большинство статей Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности были поглощены Кодексом и утратили силу. Таким образом, в настоящее время основой предпринимательского законодательства является гражданское право, регулирующее отношения лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью или с их участием[4].

Наряду с этим предпринимательскую деятельность регулируют:

• нормы административного права. К примеру, Федеральный закон: "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. (в ред. от 31 июля 1998г.) предусматривает различные формы государственного регулирования малого бизнеса;

• нормы финансового и налогового, трудового, земельного, уголовного и большинства других отраслей законодательства.

Следовательно, речь идет о всеобъемлющем правовом регулировании устойчивой группы общественных отношений, которое точнее следует назвать законодательством о предпринимательской деятельности. В отечественной науке неоднократно предлагалось регулировать круг этих правоотношений путем принятия Хозяйственного кодекса, но на законодательном уровне это решение не было принято.

Коммерческая или торговая деятельность - набор действий для продвижения товаров от производителей к потребителям. Коммерческая деятельность — это вид экономической деятельности[5].

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется во многих областях. Необходимость такого регулирования обусловлена тем, что в процессе деятельности сталкиваются частные интересы предпринимателей и общественные интересы. Эти интересы должны быть сбалансированы и не противоречить друг другу. Добиться баланса интересов можно разными приемами и методами, о которых пойдет речь ниже.

Таким образом, государство в целях реализации общественных интересов общества воздействует на субъекты предпринимательской деятельности, регулируя эту деятельность различными способами и используя различные формы. Отношения, возникающие при государственном регулировании предпринимательской деятельности, являются неотъемлемой частью предмета предпринимательского права[6].


Своеобразное представление о предпринимательском праве как отрасли права высказала О.М. Олейник, Отмечая, что деловое (экономическое) право можно рассматривать в широком и узком смысле этого слова. «В широком смысле это понимается как регулятор поведения, который существует в сложной комбинации различных факторов ... В узком смысле, бизнес - право рассматривается как отрасль права второго уровня, объединяющая атрибуты и методы базового права, отраслевое решение. Такое решение о признании (или нет) права как независимой отрасли является с точки зрения практического применения лишь предпосылкой исследования в целях усиления регулирующего потенциала этой отрасли»[7].

Также высказываются мнения о сложности этой отрасли, поскольку ее нормы предназначены для разрешения разнородных отношений. В частности: «комплексный характер предпринимательского права», - говорят Е.П. Губин и П.Г. Лахно, отмечая, что "предпринимательские отношения имеют сложное содержание и структуру"[8]. Представление о предпринимательском праве как об интегрированной отрасли придерживается В.С. Белых, который пишет, что "предпринимательское (хозяйственное) право представляет собой в нашем понимании комплексное образование, сочетающее публично-правовые и частноправовые начала"[9].

Похоже, эта точка зрения наиболее соответствует реалиям сегодняшнего дня. Будучи сложной отраслью, предпринимательское право объединяет разнородные социальные отношения в своем субъекте правового регулирования, которые только на первый взгляд несовместимы в рамках одной отрасли. Однако эти отношения специфичны. Внимательное изучение проблемы делает очевидным, что нормы предпринимательского права регулируют общественные отношения, объединенные единым цементирующим принципом - предпринимательской деятельностью. Воздействие на различные аспекты его реализации с помощью норм различных отраслей не может дать результатов, адекватных потребностям общества. Только комплексное правовое регулирование в рамках одной отрасли, сочетающей принципы публичного права и частного права, может обеспечить адекватное воздействие на такое важное публичное явление, как предпринимательство. Представляется также, что с развитием связей с общественностью, кодификацией экономического законодательства, сложная отрасль предпринимательского права должна развиваться в самостоятельную отрасль. Все предпосылки для этого существуют[10].


Завершая рассмотрение вопроса о месте предпринимательского права в российской правовой системе, отметим, что каждый имеет право высказать свою точку зрения и выработать самостоятельную позицию по этому дискуссионному вопросу. Однако следует учитывать наиболее тесное переплетение и взаимосвязь различных социальных отношений, иногда отсутствие четкой границы между близлежащими видами. Поэтому грань между отраслями права очень подвижна, сама система права никогда не остается в статике, что соответствует развитию общества. Происходит трансформация прежних отраслей права и появление новых, падение стоимости одних отраслей и усиление влияния других. Переход России к рыночным отношениям влечет за собой развитие предпринимательской деятельности, а значит, и объективную необходимость ее комплексного регулирования. Положение о правовом регулировании хозяйственной деятельности существует в любом государстве. В некоторых странах эти нормы, составляющие коммерческое законодательство, являются частью гражданского права (Италия, Нидерланды), в других они представляют определенную отрасль (Франция, Германия, Испания, Португалия). Различные термины используются для обозначения этой отрасли: торговое право, коммерческое право, коммерческое право. Терминология определяется условиями развития и историческими традициями конкретного государства. В ряде государств, таких как Франция, Германия, Испания, Япония и т.д[11].

Наряду с гражданским кодексом, торговые кодексы принимаются и вступают в силу. При этом речь идет о дуализме частного права. Несмотря на эти различия, для всех государств характерен единый подход к правовому регулированию предпринимательской деятельности: соответствующие правовые нормы созданы и выделены в особую сферу правового регулирования. Это позволяет обеспечить развитие предпринимательской деятельности, создать необходимые правовые условия для ее осуществления, защитить как частные интересы предпринимателей, так и общественные интересы государства и общества в целом[12].

Рассматривая вопрос о предпринимательском праве как отрасли права, следует провести его отграничение от коммерческого права. При этом нужно отметить, что понятие "коммерческое право" по-разному трактуется в современной доктрине. Так, В.Ф. Попандопуло пишет, что "российская доктрина в определении того, что является коммерческим правом, исходит не из объективного (реального) критерия выделения коммерческих отношений как предмета правового регулирования самостоятельной отрасли права, а из субъективного (личного) признака, из того, что предпринимательские отношения - это отношения, регулируемые гражданским правом, участниками которых являются специальные субъекты гражданского права - предприниматели (лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность)... Коммерческое право - это совокупность общих и специальных норм гражданского права, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников"[13].