Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права(Предмет предпринимательского прав).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Законодательство выделяет особую группу монопольных предприятий, в которую входят хозяйствующие субъекты, доминирующие на определенном товарном рынке. Согласно ст. 5 Закона о конкуренции, как правило, положение хозяйствующего субъекта признается доминирующим, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, и при определенных условиях оно может быть меньше, но положение хозяйствующий субъект, доля которого на рынке не превышает 35%.

Федеральным антимонопольным органом является Федеральная антимонопольная служба (ФАС), действующая на основе Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331[40]. ФАС подотчетна непосредственно Правительству Российской Федерации, обладает широкими полномочиями по контролю за монопольной деятельностью и может издавать не только отдельные, но и нормативные правовые акты в этой области. Он призван обеспечить соблюдение антимонопольного законодательства, может давать обязательные инструкции по устранению нарушений. Антимонопольный орган осуществляет надзор за созданием и реорганизацией хозяйствующих субъектов. Приобретение крупных пакетов акций крупными и доминирующими на рынке хозяйствующими субъектами допускается только с согласия антимонопольного органа. Этот орган применяет санкции к нарушителям антимонопольного законодательства.

Специальные правила установлены для естественных монополий. Они определены Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»[41]. Субъектами естественных монополий являются предприятия, которые в силу технологических особенностей производства наиболее успешно действуют в условиях отсутствия конкуренции. Направления деятельности естественных монополий включают транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки и некоторые другие виды деятельности. Особой формой регулирования деятельности естественных монополий является определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.

В связи со значимостью цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий Федеральная служба по тарифам (ФСТ), участвует в государственном регулировании их деятельности. Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 332[42], эта структура, в частности, является органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, который выполняет функции определения (установления) цен (тарифов) и контроля за вопросами, связанными с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в областях деятельность субъектов естественных монополий.


Согласно ст. 11 и 25 Федерального закона «О естественных монополиях (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ)[43] споры и разногласия, возникающие между субъектами естественных монополий, их потребителями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с установлением и использованием цен (тарифов), подлежат обязательному досудебному урегулированию органом регулирования естественных монополий. , Подача заявления в суд приостанавливает исполнение решения (распоряжения) органа, регулирующего естественные монополии, на время его рассмотрения в суде до вступления решения суда в законную силу.

Единство экономического и правового пространства. Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации в нашей стране гарантировано единство экономического пространства, свободное движение товаров, услуг и финансовых ресурсов.

Понятно, что единство экономического пространства должно обеспечиваться единым правовым регулированием экономических отношений. Поэтому создание нормативно-правовой базы для единого рынка в соответствии с пунктом «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации относятся к компетенции Российской Федерации[44].

Общее экономическое пространство неразрывно связано с единым правовым пространством, в этом смысле можно говорить о едином экономическом и правовом пространстве. Правовые основы единого рынка определены в федеральном законодательстве, но это не означает, что субъекты Российской Федерации лишены возможности на своем уровне осуществлять правовое регулирование предпринимательской деятельности[45]. Они также участвуют в правовом регулировании хозяйственной деятельности в соответствии со ст. 72 и 73 Конституции РФ[46].

3.2. Отраслевые принципы предпринимательского права

Получение прибыли как цель предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли. Это одно из основных отличий бизнеса от других видов экономической деятельности. В плановой экономике также учитывались доходы предприятий, но получение прибыли не было целью экономической деятельности, а лишь показателем ее эффективности. Предприятие получает прибыль, если его товары или услуги пользуются спросом, то есть удовлетворяют определенные социальные потребности.


В то же время удовлетворение социальных потребностей в некоторых случаях может иметь место и вне зависимости от прибыли. Например, государственное предприятие, финансируемое из государственного бюджета, производит продукцию, предназначенную для обороны страны, которая может быть убыточной, но необходимой для общества. Социокультурные, научные и другие некоммерческие организации для выполнения своих основных задач могут вести бизнес, но прибыль не является основной целью их деятельности, и если прибыль формируется, она не распределяется между участниками такой организации. В некоторых случаях муниципальные предприятия обслуживают население без получения прибыли, иногда такие предприятия убыточны и работают на дотации со стороны государства[47]. Следовательно, существуют исключения из общего принципа получения прибыли как цели предпринимательской деятельности, особенно в сфере государственного и муниципального предпринимательства.

Законность в бизнесе. Под законом в бизнесе понимается неукоснительное соблюдение его правовых норм. Законность обеспечивает стабильность, устойчивость экономических отношений, столь важных для предпринимательства.

Принцип законности обязателен не только для предпринимателей, но и для государственных и иных органов, осуществляющих регулирование их деятельности. Еще Законом СССР от 30 июня 1987 г. № 7287-XI «О государственном предприятии (объединении)»[48] было предусмотрено, что в случае нарушения прав предприятий актом государственного органа предприятие вправе потребовать признания такого акта полностью или частично недействительным и возместить ущерб, причиненный его исполнением. Это положение с различными изменениями было воспроизведено позже в других нормативных актах как СССР, так и России. В настоящее время этот вопрос регулируется ст. 13 Гражданского Кодекса Российской Федерации[49].

До начала 90-х гг. XX в. защита прав предприятий, нарушенных государственными органами, осуществлялась государственным арбитражем, который являлся органом государственного управления и подчинялся правительству. Затем государственный арбитраж был преобразован в арбитражный суд, который является независимым органом, подчиняющимся только закону. Это создало благоприятные условия для защиты прав предприятий в случае их нарушения государственными органами.

Права хозяйствующих субъектов иногда нарушаются государственными органами, которые осуществляют мониторинг их деятельности. Некоторые меры, направленные на предотвращение таких нарушений, предусмотрены в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»[50].


Принцип законности должен соблюдаться при издании нормативных актов. В прошлом права предприятий часто нарушались, издавая ведомственные постановления, которые не соответствовали законам и постановлениям правительства. Чтобы избежать этого, в настоящее время введена процедура контроля законности ведомственных нормативных актов Министерством юстиции России. Этот порядок определяется Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г № 1009[51]. Каждый ведомственный нормативный акт общего значения должен быть представлен в Министерство юстиции России для его контроля и регистрации, что осуществляется только при условии соблюдения законов, указов Президента и постановлений правительства. Только после регистрации и официального опубликования ведомственные правила вступят в силу[52].

Сочетание частного права и публичного права началось с правового регулирования бизнеса. Предприниматели ведут свой бизнес в собственных интересах, их права защищены законом. Однако было бы неправильно исходить из того, что задачи правового регулирования предпринимательской деятельности заключаются лишь в защите прав предпринимателей. При осуществлении предпринимательской деятельности необходимо учитывать интересы государства и всего общества. Таким образом, правовое регулирование предпринимательской деятельности должно основываться на сочетании частных и общественных интересов, принципов частного права и публичного права[53].

Это обстоятельство не учитывается теми, кто утверждает, что правовое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется только нормами гражданского права. Гражданское право — это частное право, гражданское право используется для регулирования бизнеса с целью защиты интересов предпринимателей и их контрагентов. Но это только одна сторона вопроса, другая состоит в том, что, помимо норм частного права, существуют нормы публичного права, защищающие интересы общества от недобросовестных действий предпринимателей, направляющие их деятельность на обеспечение общественных интересов[54]. Такой подход прямо вытекает из предусмотренного в ст. 7 Конституции РФ положения, согласно которому Россия является социальным государством[55].


Публичное право, регулирующее предпринимательство, не включено в Гражданский кодекс Российской Федерации за редким исключением, к которому относятся, например, правила государственной регистрации юридических лиц. Гражданский кодекс Российской Федерации оформлен преимущественно как частноправовое законодательство, в соответствии с п. 3 ст. 2 настоящего Кодекса гражданское право не распространяется на отношения, основанные на административном или ином подчинении власти одной стороны другой, в том числе налоговые, финансовые и административные отношения.

Количество публичных законов, применимых к регулированию бизнеса, очень велико. Это приводит к усложнению правового регулирования предпринимательской деятельности и ставит задачи существенного совершенствования предпринимательского законодательства. Сочетание принципов частного права и публичного права в регулировании предпринимательской деятельности можно наилучшим образом обеспечить путем разработки единого предпринимательского (экономического) законодательства, включая нормы как частного, так и публичного права. Этого можно достичь путем принятия предпринимательского (экономического) кодекса или другого обобщающего закона о регулировании деловых отношений.

    1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Государственное регулирование экономической деятельности существует в любом государстве. Экономика каждой страны представляет собой единую систему, которая включает в себя не только горизонтальные, но и вертикальные связи[56].

В зависимости от уровня и условий экономического развития, национальных традиций и других обстоятельств государственное регулирование осуществляется различными способами. В условиях плановой экономики в СССР использовались жесткие административные формы и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности. При переходе к рыночной экономике возникла необходимость изменить формы и методы этого регулирования, чтобы обеспечить развитие предпринимательской деятельности. Однако вместо этого в 1992-1993 гг. была предпринята попытка полностью отказаться от государственного регулирования предпринимательской деятельности путем введения «шоковой терапии», исходя из того, что экономические процессы должны развиваться на основе полной саморегуляции. Это привело к разрушению целых отраслей, поставило экономику в кризис.