Файл: Основы для проведения оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На наш взгляд, сложность определения ОРМ заключается в самостоятельности данного структурного элемента ОРД. Нельзя не согласиться с тем, что большая часть мероприятий складывается из каких-то отдельных действий, объединенных единым замыслом. В таких случаях смысл слова и сущностная характеристика явления, которое им обозначено, в полной мере совпадают. Вместе с тем нельзя не признать, что некоторые мероприятия (опрос, наведение справок, отождествление, сбор образцов для сравнительного исследования) могут ограничиваться какими-то отдельными элементарными действиями. В связи с этим мы полагаем, что наличие системы взаимосвязанных действий вряд ли будет оправданным рассматривать в качестве обязательного признака любого ОРМ.

Большой вклад в исследование сущности ОРМ внес А.Ю. Шумилов, который, в частности, в определение ОРМ включил весьма важный признак – их законодательную закрепленность[20]. Этот же признак использовался затем в понятиях В.И. Еленского[21], В.Л. Ильиных[22], О.А. Вагина и А.Л. Исиченко[23]. Рассмотрение такого признака в числе наиболее существенных представляется нам обоснованным, поскольку подчеркивает правовую природу ОРМ. Закрепление в ст. 6 ФЗ об ОРД исчерпывающего перечня ОРМ дает полное право относить к таковым только то, что в ней перечислено, любые же другие действия, осуществляемые в процессе ОРД, мероприятиями называться не могут.

В ходе исследования мы выявили еще один признак, упоминающийся в каждом третьем понятии ОРМ, суть которого заключается в нормативной регламентированности ОРМ, а именно при их проведении необходимы строго обозначенные законом процедуры. С данным определением мы не можем полностью согласиться, так как данный признак может быть применим лишь к незначительной части ОРМ, которые ограни­чивают наиболее охраняемые законом конституционные права граждан (на неприкосновенность жилища, тайну телефонных переговоров и т.д.). Большая часть мероприятий, как известно, не имеет строгих процедурных и пространственно-временных ограничений (например: опрос, отождествление личности, гласное обследование, наведение справок и т.д.), а поэтому приведен­ный признак будет исключать их из объема рассматриваемого понятия.

Достаточно пристальное внимание определению понятия ОРМ уде­лено в монографическом исследовании С.И. Захарцева, который в его ос­нову предложил включить семь отличительных признаков[24]. Отдавая должное проделанной автором работе, необходимо, вместе с тем, отметить, что большая часть предлагаемых им признаков ОРМ достаточно спорна и вряд ли может быть использована в конструкции данного понятия.


В качестве первого отличительного признака ОРМ автор указывает на то, что «оперативно-розыскное мероприятие является составной частью ОРД», с чем мы не можем согласиться, так как составной частью ОРД являются не только ОРМ, но и другие ее структурные элементы: агентурная работа, оперативно-розыскное производство, информационное обеспечение и т.д., а поэтому рассматриваемый признак не отличает ОРМ от других составляющих ОРД.

Далее автор указывает на принадлежность ОРМ к сфере деятельности государственных органов, с чем нельзя не согласиться. Однако относить это к отличительным признакам ОРМ вряд ли будет правильным, поскольку он будет присущ всем остальным элементам ОРД.

Недостаточно конкретно сформулирована цель ОРМ, которая, по мнению автора, состоит в прямом и непо­средственном решении задач ОРД. С данной позицией автора мы не согласны, и придерживаемся позиции основанной на информационной направленности ОРМ.

Детального обсуждения заслуживает отнесение оппонируемым нами автором к числу отличительных признаков ОРМ обязательность соблюде­ния «регламентированных законом оснований и условий» их проведения. Действительно, в нормах ФЗ об ОРД закреплены основания и условия проведения ОРМ, однако это не означает, как полагает автор, что «иная деятельность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, оснований и условий не требует»[25]. Если мы обратимся к тексту ст. 10 ФЗ об ОРД, регламентирующей информационное обеспечение ОРД, то сможем без особого труда обнаружить в ней основания и условия этой составляющей ОРД. Часть 2 указанной статьи прямо предусматривает возможность заведения дел оперативного учета при наличии оснований, предусмотренных п. 1-6 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД. К числу условий заведения таких дел, в свою очередь, следует отнести нацеленность на решение задач ОРД, соблюдение конституционных прав граждан и некоторые другие законодательные требования.

Если внимательно проанализировать ст. 17 и 18 ФЗ об ОРД, то в них также нетрудно увидеть как основания, так и условия содействия граждан органам, осуществляющим ОРД. В качестве основания такого содействия будет выступать необходимость подготовки или проведения ОРМ. Условиями же содействия являются добровольное согласие граждан, сохранение конфиденциальности, возрастные и социальные характеристики личности (в частности, запрет на использование содействия по контракту депутатов, судей, прокуроров и т.д.). Таким образом, у многих составных элементов ОРД можно обнаружить основания и условия их осуществления, которые если не прямо, то косвенно предусмотрены в законе. Кроме того, условия проведения ОРМ регламентируются не только на законодательном, но и на подзаконном уровне. В связи с изложенным рассматриваемый признак ОРМ в предлагаемой фор­мулировке вряд ли можно назвать отличительным.


Изучение имеющихся в юридической и специальной литературе определений ОРМ показало, что ряд из них не отвечают логическому требованию соразмерности. Некоторые из них чрезмерно лаконичные, а поэтому их объем слишком широк и не позволяет отграничить ОРМ от смежных понятий и категорий. Другие наоборот содержат избыточные признаки, которые сужают объем рассматриваемого понятия, поэтому представля­ется весьма важным отразить в определении оптимальное количество отличительных признаков анализируемого понятия.

Мы согласны с мнением А.Е. Чечетина, что при конструировании понятия ОРМ следует опи­раться на правила логики, которые предусматривают прежде всего выявле­ние родового понятия[26]. Проведенное исследование показало, в качестве родового объекта следует рассматривать действия субъектов ОРД. Вся эта деятельность складывается из отдельных актов поведения, поступков ее участников. Именно поэтому через понятие действий даны многие из рас­смотренных определений ОРМ, что представляется нам вполне обоснованным.

Логико-системный анализ современных подходов к определению понятия ОРМ позволил выявить пять обязательных признаков иссле­дуемого предмета, которые могут быть положены в основу конструируемого понятия. К числу таких отличительных признаков можно отнести следующие:

1) законодательную закрепленность ОРМ;

2) возможность их проведения только уполномоченными субъектами;

3) осуществление в строгом соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами;

4) основанность на применении преимущественно негласных средств и методов в сочетании с гласными средствами и методами;

5) нацеленность ОРМ на непосредственное выявление и использова­ние фактических данных, необходимых для решения задач ОРД.

С учетом вышеизложенного предлагаем следующее определение: ОРМ – это закрепленные в ФЗ об ОРД и проводимые уполномо­ченными на то субъектами в соответствии с требованиями норматив­ных правовых актов действия, основанные на применении преимущественно негласных средств и методов в сочетании с глас­ными средствами и методами, направленные на непосредственное выявление и использование фактических данных, необходимых для решения задач ОРД.

Вышеизложенное позволило сформулировать следующие выводы:

– в оперативно-розыскной науке идет достаточно активный процесс конструирования понятия ОРМ, которое является системообразующим в формирующейся частной теории ОРД;


– многие из имеющихся определений пока еще не в полной мере отражают основные сущностные признаки ОРМ и содержат логические ошибки;

– основными причинами недостатков является отсутствие преемствен­ности в усилиях исследователей и недостаточное использование логических методов в решении этого вопроса;

– дальнейший процесс совершенствования понятия ОРМ должен основы­ваться на логическом подходе, который имеет универсальное значение для решения многих задач науки ОРД и, прежде всего, для конструирования ее основных категорий.

2. Соотношение оперативно-розыскных мероприятий и методов оперативно-розыскной деятельности

Достаточно важной задачей нашего исследования является определе­ние соотношения понятий «оперативно-розыскные мероприятия» и «мето­ды оперативно-розыскной деятельности», поскольку в теории ОРД вопрос о методах традиционно относился к наиболее проблемным. Фундаментальный вклад в исследование методов ОРД внесли А.Г. Лекарь, А.И. Алексеев, Д.В. Гребельский, В.Г. Бобров, Ю.С. Блинов, А.Ф. Волынский, И.А. Кли­мов, Ю.Ф. Кваша, Г.К. Синилов и ряд других ученых, работы которых за­ложили основы формирования частной теории методов ОРД[27]. Вместе с тем сущность методов и их система требуют дальнейших научных исследований.

В науке ОРД нет единого подхода к определению сущности, содержания и системы методов ОРД. Изучение специальной литературы показывает, что различные авторы по-разному понимают, преж­де всего, сущность методов ОРД. Так, Д.В. Гребельский (1970 г.) методы ОРД, определял как совокупность определенных приемов, указывающих или обеспечивающих наиболее общий путь познания действительности. В работе А.П. Титова (1982 г.) метод ОРД формулировался как «логически обоснованная и практически апробированная законченная система трудо­вых операций оперативных работников». По мнению В.И. Еленского, ме­тод представляет собой «систему научно разработанных, реализуемых в оперативно-розыскной практике, тактически однородных приемов и способов получения, проверки и реализации оперативной информации»[28]. В.Г. Бирюлькин (2000 г.) методами ОРД именует «систему ... оптимальных, устой­чивых, специфических взаимосвязанных совокупностей познавательных и удостоверительных операций», Д.В. Ривман – «теоретически обоснован­ные, апробированные практикой приемы наиболее целесообразных дейст­вий при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий»[29], а А.Ю. Шу­милов – «способы непосредственного или опосредованного получения оперативно-значимой информации»[30]. Сущность любого специального ме­тода познания в ОРД, его гносеологическую основу составляют различные частные методы познания или их комбинации. При этом следует иметь в виду, что один метод ОРД от другого отличает, прежде всего, неповторимая совокупность познавательных операций, которая составляет внутреннюю структуру каждого из них.


Анализ приведенных определений методов ОРД пока­зывает, что часть авторов относит их к познавательной стороне ОРД, дру­гие – к деятельной, а третьи – и к той, и к другой.

Рассматривая сущность методов ОРД, следует отметить их тесную связь с криминалистическими методами расследования, под которыми принято понимать «взаимосвязанную систему научно обоснованных приемов, правил и рекомендаций по обнаружению, исследованию, использованию и оценке доказательств, применяемых в целях установления истины по уго­ловному делу». Рассматривая классификацию криминалистических мето­дов познания, И.М. Лузгин в отдельную группу выделяет методы, исполь­зуемые при проведении ОРМ[31]. К сожалению, данный автор не указывает, какие конкретно криминалистические методы имеются в виду, а поэтому остается только догадываться о том, что понимал автор.

Одну из первых попыток разграничения оперативно-розыскных методов ОРД и ОРМ предпринял А.Ф. Волынский (1973 г.), по мнению которого традиционно рассматриваемые теорией ОРД оперативно-розыскные методы (наружное наблюдение, оперативная установка, оперативный осмотр, раз­ведывательный опрос, агентурный метод и др.) по сути являются не методами, а мероприятиями, проводимыми в частных случаях при решении конкретных оперативно-розыскных задач. В качестве же методов ОРД он предложил рассматривать: оперативное наблюдение, оперативное выведывание, оперативное распознание, оперативную беседу и оперативный экс­перимент. Данный подход получил свое развитие в трудах Д.В. Гребельского, который как и А.Ф. Волынский, рассматривает методы в качестве структурного элемента ОРМ.

Особую актуальность проблема соотношения понятий методов ОРД и ОРМ приобрела в связи с принятием в 1992 г. Закона РФ об ОРД, в котором большинство традиционных методов ОРД были закреплены в качестве ОРМ. Законодательная трансформация бывших методов ОРД в ОРМ повлекла за собой исчезновение понятия методов из учебных программ и их отождествление с ОРМ в учебной литературе[32]. В этой ситуации не мог не возникнуть вопрос о целесообразности сохранения в теории ОРД категории методов.

Для поиска ответа на данный вопрос необходимо учитывать следующее:

1) в законе не были упомянуты традиционно считавшие­ся методами ОРД личный сыск и оперативная установка, легитимность которых потребовала специального обоснования;

2) некоторые названия ОРМ не в полной мере соответствовали названиям методов (законодатель предусмотрел ОРМ «отождествление личности» вместо известного метода «оперативного распознания»);