Файл: Основы для проведения оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.

– о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.

– об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

– по обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

– о предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника.

– о достоверности сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены в результате террористической деятельности, но не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества.

Кроме того, в целях осуществления борьбы с коррупцией[36], органы, осуществляющие ОРД, при наличии соответствующего запроса в пределах своих полномочий проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях добывания информации, необходимой для принятия решений:

1) О достоверности и полноте сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение:

– государственных должностей Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки указанных сведений;

– государственных должностей субъектов российской Федерации и т.д.

2) О достоверности и полноте сведений, представляемых лицами, замещающими указанные выше должности, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки достоверности сведений.

3) О соблюдении лицами, замещающими указанные должности, ограничений и запретов, которые установлены Федеральным законом «о противодействии коррупции», требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки соблюдения указанными лицами данных ограничений и запретов, требований о предотвращении или об регулировании конфликта интересов и об исполнении обязанностей.


4) О достоверности и полноте сведений, представляемых гражданином, претендующим на замещение должности судьи.

Для проведения оперативно-розыскных мероприятий достаточно любого из перечисленных оснований, то есть, возможности органов, осуществляющих орд, для начала проведения мероприятий достаточно широки. При этом, помимо указанных в Законе об орд юридических оснований, для мероприятий необходимы также и фактические основания – выработанная практикой совокупность сведений о событиях или действиях, входящих в предмет ОРД.

Фактические основания можно также определить, как достаточность данных для проведения соответствующего оперативно-розыскного мероприятия[37].

Из содержания статьи 7 ФЗ об ОРД видно, что она не описывает подробным образом указанные в ней основания, а требует использовать их с учетом других законов и подзаконных актов российской Федерации, а также международных договоров, например, ФЗ об ОРД предусматривает как минимум три основания, применение которых возможно с учетом требований УПК РФ. К таким основаниям относятся: наличие возбужденного уголовного дела; получение сведений о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; поручение следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Должностному лицу, отдавшему поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий, необходимо помнить, что некоторые из них требует разрешения судьи. Поэтому указанные в поручении сведения должны содержать в себе совокупность причин, достаточных для получения, например, разрешения суда на ограничение конституционных прав[38]. Из опыта практической работы можно сказать, что такие поручения иногда содержат очень куцые сведения, недостаточные для проведения мероприятий, ограничивающих конституционные права человека. Здесь важно постоянно помнить тот факт, что действующая российская Конституция определяет человека, его права и свободы как высшую ценность общества и государства.

Уголовно-процессуальная проверка сообщений о совершенном или готовящемся преступлении, предусмотренная статьей 144 УПК РФ (или доследственная проверка), основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий не является.

Самостоятельным основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются запросы органов, осуществляющих ОРД. Это связано с тем, что в соответствии с ч. 4 ст. 13 ФЗ об ОРД, органы, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия, призваны решать свои задачи исключительно в пределах полномочий. Такое требование закона автоматически порождает необходимость взаимодействия указанных органов между собой. Запросы могут предусматривать перспективу совместных или согласованных действий органов, осуществляющих орд, либо обмен информацией, представляющей взаимный интерес для различных ведомств, например, касающейся контрабанды, наркобизнеса, организованной преступности и др. Запросы должны оформляться в письменном виде и содержать необходимые для проведения мероприятий основания, указанные в статье 7 ФЗ об ОРД.


В запросе должен содержаться объем информации, достаточный для получения разрешения судьи на проведение некоторых мероприятий.

Это необходимо, если требуется проводить мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан, например, на тайну почтовых отправлений. Впрочем, судебное решение можно получить и по месту нахождения органа, ходатайствующего о проведении оперативно-розыскных мероприятий. тогда судебное решение направляется для исполнения вместе с запросом.

Запросы органов разной ведомственной принадлежности, осуществляющих ОРД, направляются в порядке, предусмотренном совместными приказами или межведомственными соглашениями. Запросы отраслевых или территориальных органов одного ведомства исполняются в соответствии с установленными в этом ведомстве внутренними приказами[39]. И если межведомственных приказов относительно немного, то количество внутренних приказов постоянно растет.

Другим видом запроса, выделенным законодателем в самостоятельное основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий, является запрос международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств. Отметим содержательное исследование Я.М. Бельсона, посвященное международному взаимодействию правоохранительных органов[40].

Обязательным условием для исполнения подобных запросов является соответствие их международным договорам российской Федерации. Одной из международных организаций, работающей на основе межведомственных международных соглашений, следует считать Интерпол, основной задачей которого является обеспечение широкого взаимодействия подразделений органов внутренних дел российской Федерации с аналогичными органами государств – членов Интерпола в борьбе с преступностью. Солидное исследование названных вопросов провел В.М. Егоршин[41].

Рассматривая это основание, С.В. Карпухин верно обратил внимание на то, что законодатель дает возможность обращаться с запросом в органы российской Федерации, наделенные правом проведения оперативно-розыскной деятельности, правоохранительным организациям и правоохранительным органам иностранных государств. Исходя из дословного трактования этого основания российская сторона обязана исполнять международные запросы всех правоохранительных органов и организаций.

Мы согласны с С.В. Карпухиным в том, что в рассматриваемом основании для проведения мероприятий следует говорить не о правоохранительных органах в целом, а об органах, наделенных правом проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также прокуратуре и суде. в связи с этим, считаем необходимым изменить формулировку подп. 6 п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона Об ОРД и изложить ее в следующей редакции: «Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, правомочных осуществлять орд, а также суда, прокуратуры и следствия в соответствии с международными договорами российской Федерации».


Запрос международной правительственной организации или правоохранительного органа должен быть письменным. При этом проводимое по международному запросу оперативно-розыскное мероприятие может быть осуществлено исключительно по законам российской Федерации. В данном случае, полученное иностранной организацией судебное разрешение на осуществление, например, прослушивания телефонных переговоров не является основанием для проведения мероприятия в России.

Для этого требуется получить и разрешение суда российской Федерации.

В самостоятельное основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий законодатель выделил ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о: признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической информационной или экологической безопасности российской Федерации; лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Источниками таких сведений могут быть:

– оценка и анализ оперативной обстановки;

– изучение образа жизни лиц, предрасположенных, исходя из их прошлого поведения, к совершению преступлений;

– рассмотрение причин и условий совершения уже расследованных преступлений;

– анализ материалов уголовных дел;

– сообщения средств массовой информации;

– результаты оперативно-розыскных мероприятий;

– итоги деятельности других государственных органов (например, контролирующих органов) и т.д.

Рассматривая названное основание, следует обратить внимание на указание Закона в части получения сведений о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление[42].

Особое значение для пресечения преступлений имеет своевременное начало оперативно-розыскных мероприятий для розыска без вести пропавших. За внезапным исчезновением лица нередко стоит криминальный случай.

Известно немало случаев, когда в результате своевременности начала проведения мероприятий удавалось спасти жизнь и здоровье потерпевших. Обратные примеры, увы, тоже известны.

В науке существует точка зрения, что, применительно к основаниям, оперативно-розыскная деятельность осуществляется:


- «от лица»;

- «от преступления».

В.Н. Осипкин пишет, что при осуществлении ОРД «от лица» орган, ее проводящий, проверяет без возбуждения уголовного дела ставшие известными сведения о лицах, подготавливающих, совершающих либо совершивших преступление. Этот вид ОРД наиболее сложен, так как преступление носит латентный характер[43]. Такое же мнение высказывали некоторые другие ученые.

Вместе с тем, указанные рассуждения не верны и значительно сужают ОРД. ОРД проводится не только от наличия «лиц» и «преступления», но и от имеющейся информации, что в том или ином месте либо объекте могут совершаться преступления. Помимо того, оперативно-розыскная деятельность носит характер предупреждения, профилактики преступления.

Следующими основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются: постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц и сбор данных по обеспечению собственной безопасности органов, осуществляющих ОРД. Основанием для применения мер безопасности в такой ситуации, по мнению коллектива авторов под руководством И.Н. Зубова и В.В. Николюка, следует считать наличие данных, свидетельствующих о реальной угрозе безопасности защищаемого лица либо безопасности органа, осуществляющего ОРД[44]. Перечень лиц, в отношении которых могут применяться меры безопасности, в том числе и путем проведения оперативно розыскных мероприятий, дается в законодательстве России[45].

Следующая группа оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий связана со сбором данных, необходимых для принятия решений: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды; о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате его осуществления; об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий; о предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника.

Указанные данные органы, осуществляющие ОРД, собирают в пределах своих полномочий.