Файл: Транспортный налог(АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.1 Понятие и признаки транспортного налога

Закон РФ от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (в ред. от 25 июля 2002 г., с изм. от 23 декабря 2003 г.) Закон РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" . URL: http://base.garant.ru/3958223/ (дата обращения 05.04.2018) предусмотрел формирование финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог) в РФ. Финансирование расходов, которые связаны с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, производится за счет целевых бюджетных средств, сконцентрированных в Федеральном дорожном фонде РФ и в дорожных фондах субъектов Российской Федерации. 

Необходимо отметить, что с 1 января 2001 г. Федеральным законом от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" . URL: http://base.garant.ru/12121528/ (дата обращения 05.04.2018).

Федеральный дорожный фонд РФ был упразднен. Далее Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" действие Закона о дорожных фондах в части формирования и деятельности Федерального дорожного фонда РФ было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г., а Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" - с 1 января по 31 декабря 2003 г.  Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год" от 24.12.2002 N 176-ФЗ (последняя редакция) URL: http://base.garant.ru/185376/(дата обращения 05.04.2018).

Но затем Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". URL: http://base.garant.ru/12127545/(дата обращения 05.04.2018) были внесены существенные изменения в налоговое законодательство, связанные с формированием системы финансирования затрат по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования.

Понятие "транспортный налог" не является новым для законодательства Российской Федерации. Первый раз транспортный налог вводился Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней". URL: http://base.garant.ru/10102196/(дата обращения 05.04.2018).

Налог уплачивали предприятия. Объектом налогообложения были не транспортные средства. В подпункте "б" п. 25 данного Указа было установлено, что транспортный налог взимается со всех предприятий и организаций, кроме бюджетных, в размере 1% от фонда оплаты труда. Средства от этого налога аккумулировались в бюджетах субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, которые поступали в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г., потом был отменен в результате приведения указов Президента РФ в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15 ноября 1997 г. N 1233 "О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации") Указ Президента РФ от 15 ноября 1997 г. N 1233 "О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации". URL: http://base.garant.ru/12104686/ (дата обращения 05.04.2018). 

До 1 января 2005 г. перечень налогов и сборов, уплачиваемых в Российской Федерации, установлен в ст. ст. 19, 20, 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в ред. от 11 ноября 2003 г., с изм. и доп. , вступающими в силу с 1 января 2004 г.) (далее - Закон об основах налоговой системы) Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). URL: : http://base.garant.ru/10102518/#ixzz5CbTtOio6(дата обращения 05.04.2018). Перечень налогов и сборов, который содержится в ст. ст. 13, 14, 15 НК РФ, вводится в действие с момента признания указанного Закона утратившим силу (ст. 32.1 Закона N 118-ФЗ). 

Налоговым периодом является календарный год.

2 ПРАКТИКА НАЧИСЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА ЗА РУБЕЖОМ

3 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В РФ

3.1 Проблемы применения транспортного налога в РФ

3.2 Перспективы применения транспортного налога в РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговым периодом является календарный год.

БИБЛИОГРАФИЯ

Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. от 05.08.200 г. № 117-ФЗ. (ред. от 03.07.2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу от 01.09.2016 г.) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 05.04.2018)

Закон РФ от 18.10.1991 N 1759-1 (ред. от 25.07.2002, с изм. от 23.12.2003) "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2003) [Электронный ресурс] // Система Гарант. Режим доступа: http://base.garant.ru/3958223/ (дата обращения 05.04.2018)

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/12121528/ (дата обращения 05.04.2018)

Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год" от 24.12.2002 N 176-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/185376/(дата обращения 05.04.2018)

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/12127545/(дата обращения 05.04.2018)

7. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] Система ГАРАНТ. Режим доступа: : http://base.garant.ru/10102518/#ixzz5CbTtOio6(дата обращения 05.04.2018)

8. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" (с изменениями и дополнениями) Электронный ресурс] Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/10102196/(дата обращения 05.04.2018)

9. Указ Президента РФ от 15 ноября 1997 г. N 1233 "О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации"Электронный ресурс] Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/12104686/ (дата обращения 05.04.2018)

Налоговым периодом является календарный год.

Отчетные периоды: первый квартал, второй квартал, третий квартал [Закон Кемеровской области от 28 ноября 2002 года N 95-ОЗ «О транспортном налоге». URL: http://www. http://docs.cntd.ru/document/990303427 (дата обращения: 06.04.2018).

Исчисление транспортного налога по транспортным средствам, украденным (возвращенным) в течение налогового периода, производится в зависимости от количества месяцев, в течение которых транспортное средство находилось во владении налогоплательщика.

Налогоплательщики-организации по окончании налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу. Налоговые декларации по налогу представляются организациями не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом Закон Кемеровской области от 28 ноября 2002 года N 95-ОЗ «О транспортном налоге». URL: http://www. http://docs.cntd.ru/document/990303427 (дата обращения: 06.04.2018).

Освобождение от уплаты транспортного налога имеют:

1. Организации автотранспорта общего пользования в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров (кроме маршрутных такси и такси).

2. Пенсионеры, получающие трудовую пенсию по старости; инвалиды I и II групп, получающие трудовую пенсию по инвалидности или пенсию по инвалидности и имеющие легковые автомобили, мотоциклы, грузовые автомобили и другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, если исчисленная сумма транспортного налога равна или менее 1200 рублей. Инвалиды III группы, получающие трудовую пенсию по инвалидности или пенсию по инвалидности и имеющие легковые автомобили, мотоциклы, грузовые автомобили и другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, если исчисленная сумма транспортного налога равна или менее 600 рублей [Закон Кемеровской области от 28 ноября 2002 года N 95-ОЗ «О транспортном налоге». URL: http://www. http://docs.cntd.ru/document/990303427 (дата обращения: 06.04.2018).

В случае, если исчисленная сумма транспортного налога более 1200 рублей или 600 рублей соответственно, то исчисленная сумма транспортного налога снижается на 1200 рублей или на 600 рублей соответственно.

3. Детские дома (для детей раннего (с 1,5 года до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов) смешанные; детские дома-школы, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные (коррекционные) детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии; специальные (коррекционные) школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Льгота предоставляется в отношении автобусов с мощностью двигателя до 200 л. с. (до 147,1 кВт) и грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно [Закон Кемеровской области от 28 ноября 2002 года N 95-ОЗ «О транспортном налоге». URL: http://www. http://docs.cntd.ru/document/990303427 (дата обращения: 06.04.2018).


4. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, которые нуждаются в социальной реабилитации; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; центры социальной помощи семье и детям. Льгота предоставляется в отношении автобусов с мощностью двигателя до 200 л. с. (до 147,1 кВт) и грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.

5. Медицинские учреждения. Льгота предоставляется только в отношении специально оборудованных санитарных транспортных средств для перевозки больных.

6. Образовательные учреждения начального профессионального образования, осуществляющие подготовку специалистов по специальностям: водитель автомобиля категорий "В", "С"; тракторист-машинист сельскохозяйственного производства категорий "А", "В", "С", "D", "Е", "F". Льгота предоставляется только в отношении учебных транспортных средств, которые используются в учебном процессе.

7. Находящиеся в сельских населенных пунктах: дошкольные и общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) учреждения, общеобразовательные учреждения начального профессионального образования. Льгота предоставляется в отношении автобусов с мощностью двигателя до 200 л. с. (до 147,1 кВт) и грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.

8. Сельскохозяйственные товаропроизводители, которые осуществляют предпринимательскую деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 процентов и более. Льгота предоставляется в отношении всех видов автотранспортных средств, кроме легковых автомобилей.

9. Организации потребительской кооперации, которые созданы в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.06.92 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"; организации, использующие труд инвалидов, при условии доли оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда не менее 50 процентов. Льгота предоставляется в отношении двух категорий транспортных средств: "грузовые автомобили" и "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу"[Закон Кемеровской области от 28 ноября 2002 года N 95-ОЗ «О транспортном налоге». URL: http://www. http://docs.cntd.ru/document/990303427 (дата обращения: 06.04.2018).

10. Общественные организации инвалидов. Льгота предоставляется только в отношении транспортных средств, используемых для осуществления уставной деятельности.


11. Детские дома семейного типа. Льгота предоставляется в отношении всех видов автотранспортных средств.

12. Пенсионеры, получающие трудовую пенсию по старости, инвалиды I и II групп, получающие трудовую пенсию по инвалидности или пенсию по инвалидности и имеющие катера или моторные лодки с мощностью двигателя до 100 л. с. (73,55 кВт) включительно Закон Кемеровской области от 28 ноября 2002 года N 95-ОЗ «О транспортном налоге». URL: http://www. http://docs.cntd.ru/document/990303427 (дата обращения: 06.04.2018).

Льгота предоставляется в отношении одного транспортного средства.

Для учета налоговых льгот при массовом исчислении транспортного налога гражданам необходимо своевременно предоставить в налоговые органы соответствующие документы, подтверждающие право на предоставление льготы.

Срок уплаты для физических лиц: не позднее 03.10.2016.

Срок уплаты для юридических лиц: налог - не позднее 02.02.2016; авансовые платежи не позднее первого числа второго месяца за истекшим отчетным периодом (05.05.2015; 03.08.2015; 02.11.2015) [Закон Кемеровской области от 28 ноября 2002 года N 95-ОЗ «О транспортном налоге». URL: http://www. http://docs.cntd.ru/document/990303427 (дата обращения: 06.04.2018).

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

  • с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком,
  • со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в п. 3 ст. 14 и ст. 15 НК РФ, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;
  • с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (ст. 44 НК РФ) Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ. (ред. от 03.07.2016 г.) URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 05.04.2018)].

Прекращение взимания транспортного налога Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.


2 ПРАКТИКА НАЧИСЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА ЗА РУБЕЖОМ

В России налог на транспортные средства зависит только от мощности двигателя. Чем больше мощность, тем больше платить. Это правило действует даже для самолетов (за исключением реактивных). Государств, в которых водители платят за количество лошадиных сил без учета их качества, в мире осталось не так много. Последнее время в зарубежных странах при помощи налога власти стараются регулировать транспортную ситуацию.

Многие уже ввели налоговые льготы для владельцев экологичных автомобилей и, наоборот, санкции для водителей «вредных машин».

Больше всех с транспортным налогом экспериментируют в Германии. С июля 2009 г. в Германии введен единый принцип налогообложения автомобилистов. Водители платят одновременно за объем двигателя и за объем выброса CO2 . «Кубики» машин с бензиновыми двигателями стоят 2 евро за каждые 100 см3. Объемы дизельных автомобилей обходятся дороже — по 9 евро за каждые 100 см3 Мещекова О.И. Налоговые системы развитых стран мира. Справочник / М.О. Мещекова. - М.: Юнити-Дана, 2007. С. 102. .

Но дополнительно владельцы транспортных средств в Германии платят и за объем выбросов CO2 , причем этот стоит куда дороже: 2 евро за каждый грамм/ Впрочем, есть льготная норма: если автомобиль выделяет меньше 120г CO2 на километр пути, то платить за экологию не нужно. Однако этот лимит будет ежегодно снижаться: в 2012г. максимально разрешенный «бесплатный выхлоп» составит 110г на 1 км, а в 2014г. — уже 95г. Такая система поощряет покупку и производство более экологичных автомобилей Дубских В.Н. Практика исчисления транспортного налога в России и зарубежных странах // Междунар. бух. учет. 2011. № 3.

Почти идентичная система действует и во Франции . При регистрации нового автомобиля его хозяин уплачивает в бюджет пошлину, величина которой зависит от мощности двигателя автомобиля (а не от его объема, как в Германии). Вдобавок владельцы большинства машин должны платить за каждый грамм CO2 . Но от уплаты этого разового налога освобождены хозяева автомобилей, которые выделяют менее 200г газа на 1 км. Деньги, собранные с «выхлопа», направляются на финансирование экологических программ Франции Дубских В.Н. Практика исчисления транспортного налога в России и зарубежных странах. 2011..

В США сбор налогов с автомобилистов построен по принципиально иной, но также «экологичной» схеме: больше платит тот, кто больше ездит. Реализовано это очень просто: транспортный налог включен в цену на топливо.


В Дании и в Израиле автомобилисты должны платить в государственную казну куда больше российских водителей. В Дании власти пытаются поддерживать экологичные виды транспорта вроде велосипедов и мопедов, поэтому при регистрации автомобиля берут с водителя 105% стоимости машины. Если же машина стоит больше 34тыс. крон (это чуть меньше 18 000 долл. США), то хозяину придется отдать государству уже 180% ее цены. При этом в Дании большим акцизом облагается и бензин, т. е. водители платят налог дважды: при регистрации и при использовании машины. Кстати, и сами автомобили в этой стране дороже, чем в других государствах Европы из- за высокого налога на импортные товары Дубских В.Н. Практика исчисления транспортного налога в России и зарубежных странах. 2011..

В Израиле с лета 2010 г. все автомобили условно поделили на 15 экологических групп по уровню загрязнения окружающей среды. Покупатели самых «вредных» машин платят в казну 92% стоимости машины. Минимальный же налог, составляющий 10% цены, должны отдать государству хозяева электромобилей. За гибриды израильские власти налог определили в размере 30%. В среднем же водители платят государству около 70% стоимости автомобиля Дубских В.Н. Практика исчисления транспортного налога в России и зарубежных странах.. 2011..

Быть автомобилистом в Японии тоже весьма накладно. Там нельзя поставить машину на учет без справки о том, что для нее есть парковочное место (в Токио аренда парковки может стоить 100 000 йен, т. е. 1 000 долл. США в месяц). Кроме того, владельцы машин обязаны проходить техосмотр: новым автомобилям талон выдается на три года, а потом процедуру нужно повторять ежегодно. Стоит она минимум 120 000 йен (1 300 долл.). Техосмотр для большого и мощного автомобиля выйдет в разы дороже.

Что касается фискальных сборов, то жителям Японии приходится платить три вида транспортных налогов. Первый платится при покупке машины, он не такой большой — около 5% ее стоимости. Второй налог — при регистрации. Этот разовый налог исчисляется в зависимости от объема двигателя и массы автомобиля. Чтобы поставить автомобиль на учет с двигателем объемом 2,5 л, придется заплатить около 500 долл. И, наконец, ежегодно в мае японцы платят в казну собственно сам транспортный налог. Он также варьируется в зависимости от массы и объема двигателя. Владельцы компактных машин отдают сумму в 5 000 йен (54 долл.), а хозяину внедорожника нужно будет отдать все 50 000 йен. Зато все деньги, собранные японскими налоговиками, направляются на поддержку и поощрение перспективных разработок в автомобильной сфере. Таким образом, сегодня японцы платят за то, на чем они будут ездить завтра Дубских В.Н. Практика исчисления транспортного налога в России и зарубежных странах. 2011..