Файл: Транспортный налог(АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.1 Понятие и признаки транспортного налога

Закон РФ от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (в ред. от 25 июля 2002 г., с изм. от 23 декабря 2003 г.) Закон РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" . URL: http://base.garant.ru/3958223/ (дата обращения 05.04.2018) предусмотрел формирование финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог) в РФ. Финансирование расходов, которые связаны с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, производится за счет целевых бюджетных средств, сконцентрированных в Федеральном дорожном фонде РФ и в дорожных фондах субъектов Российской Федерации. 

Необходимо отметить, что с 1 января 2001 г. Федеральным законом от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" . URL: http://base.garant.ru/12121528/ (дата обращения 05.04.2018).

Федеральный дорожный фонд РФ был упразднен. Далее Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" действие Закона о дорожных фондах в части формирования и деятельности Федерального дорожного фонда РФ было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г., а Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" - с 1 января по 31 декабря 2003 г.  Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год" от 24.12.2002 N 176-ФЗ (последняя редакция) URL: http://base.garant.ru/185376/(дата обращения 05.04.2018).

Но затем Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". URL: http://base.garant.ru/12127545/(дата обращения 05.04.2018) были внесены существенные изменения в налоговое законодательство, связанные с формированием системы финансирования затрат по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования.

Понятие "транспортный налог" не является новым для законодательства Российской Федерации. Первый раз транспортный налог вводился Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней". URL: http://base.garant.ru/10102196/(дата обращения 05.04.2018).

Налог уплачивали предприятия. Объектом налогообложения были не транспортные средства. В подпункте "б" п. 25 данного Указа было установлено, что транспортный налог взимается со всех предприятий и организаций, кроме бюджетных, в размере 1% от фонда оплаты труда. Средства от этого налога аккумулировались в бюджетах субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, которые поступали в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г., потом был отменен в результате приведения указов Президента РФ в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15 ноября 1997 г. N 1233 "О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации") Указ Президента РФ от 15 ноября 1997 г. N 1233 "О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации". URL: http://base.garant.ru/12104686/ (дата обращения 05.04.2018). 

До 1 января 2005 г. перечень налогов и сборов, уплачиваемых в Российской Федерации, установлен в ст. ст. 19, 20, 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в ред. от 11 ноября 2003 г., с изм. и доп. , вступающими в силу с 1 января 2004 г.) (далее - Закон об основах налоговой системы) Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). URL: : http://base.garant.ru/10102518/#ixzz5CbTtOio6(дата обращения 05.04.2018). Перечень налогов и сборов, который содержится в ст. ст. 13, 14, 15 НК РФ, вводится в действие с момента признания указанного Закона утратившим силу (ст. 32.1 Закона N 118-ФЗ). 

Налоговым периодом является календарный год.

2 ПРАКТИКА НАЧИСЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА ЗА РУБЕЖОМ

3 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В РФ

3.1 Проблемы применения транспортного налога в РФ

3.2 Перспективы применения транспортного налога в РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговым периодом является календарный год.

БИБЛИОГРАФИЯ

Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. от 05.08.200 г. № 117-ФЗ. (ред. от 03.07.2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу от 01.09.2016 г.) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 05.04.2018)

Закон РФ от 18.10.1991 N 1759-1 (ред. от 25.07.2002, с изм. от 23.12.2003) "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2003) [Электронный ресурс] // Система Гарант. Режим доступа: http://base.garant.ru/3958223/ (дата обращения 05.04.2018)

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/12121528/ (дата обращения 05.04.2018)

Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год" от 24.12.2002 N 176-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/185376/(дата обращения 05.04.2018)

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/12127545/(дата обращения 05.04.2018)

7. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] Система ГАРАНТ. Режим доступа: : http://base.garant.ru/10102518/#ixzz5CbTtOio6(дата обращения 05.04.2018)

8. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" (с изменениями и дополнениями) Электронный ресурс] Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/10102196/(дата обращения 05.04.2018)

9. Указ Президента РФ от 15 ноября 1997 г. N 1233 "О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации"Электронный ресурс] Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/12104686/ (дата обращения 05.04.2018)

Во-первых, была исключена ст. 5 Закона N 118-ФЗ, предусматривавшая отмену Закона о дорожных фондах, а в сам Закон о дорожных фондах в РФ были внесены изменения, касающиеся отмены с 1 января 2003 г. налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств, а также уточнены источники образования территориальных дорожных фондов. 

Во-вторых, часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации была дополнена новой гл. 28 "Транспортный налог" (п. 30 ст. 1 Закона N 110-ФЗ) Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". URL: http://base.garant.ru/12127545/(дата обращения 05.04.2018 . 

Понятие "транспортный налог" не является новым для законодательства Российской Федерации. Первый раз транспортный налог вводился Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней". URL: http://base.garant.ru/10102196/(дата обращения 05.04.2018).

Налог уплачивали предприятия. Объектом налогообложения были не транспортные средства. В подпункте "б" п. 25 данного Указа было установлено, что транспортный налог взимается со всех предприятий и организаций, кроме бюджетных, в размере 1% от фонда оплаты труда. Средства от этого налога аккумулировались в бюджетах субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, которые поступали в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г., потом был отменен в результате приведения указов Президента РФ в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15 ноября 1997 г. N 1233 "О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации") Указ Президента РФ от 15 ноября 1997 г. N 1233 "О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации". URL: http://base.garant.ru/12104686/ (дата обращения 05.04.2018). 


В отличие от транспортного налога, введенного Указом Президента РФ N 2270, объектом транспортного налога, предусмотренного гл. 28 НК РФ, стали транспортные средства, которые зарегистрированы на граждан и организации, следовательно, транспортный налог в настоящее время является прямым поимущественным налогом [Шаров В.Ф, Ахмадеев Р.Г., Косов М.Е.Региональные и местные налоги. 2015. 227 с.].

В систему налогов и сборов в РФ входят федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

До 1 января 2005 г. перечень налогов и сборов, уплачиваемых в Российской Федерации, установлен в ст. ст. 19, 20, 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в ред. от 11 ноября 2003 г., с изм. и доп. , вступающими в силу с 1 января 2004 г.) (далее - Закон об основах налоговой системы) Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). URL: : http://base.garant.ru/10102518/#ixzz5CbTtOio6(дата обращения 05.04.2018). Перечень налогов и сборов, который содержится в ст. ст. 13, 14, 15 НК РФ, вводится в действие с момента признания указанного Закона утратившим силу (ст. 32.1 Закона N 118-ФЗ). 

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ Закон об основах налоговой системы утрачивает силу с 1 января 2005 г. 
Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются НК РФ и иными федеральными законодательными актами и взимаются на всей территории РФ. 
Под региональными налогами понимаются налоги, которые устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ. При этом региональный налог вводится в действие законом субъекта РФ в соответствии с НК РФ и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. М.: Юнити-Дана, 2012 .300с.. 

Установление на законодательном уровне транспортного налога в качестве одного из источников формирования территориальных дорожных фондов потребовало внесения соответствующих изменений в Закон об основах налоговой системы. В соответствии со ст. 
2 Закона N 110-ФЗ из перечня федеральных налогов были исключены налоги, служившие источниками образования дорожных фондов, а в перечень региональных налогов включен транспортный налог Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). URL: : http://base.garant.ru/10102518/#ixzz5CbTtOio6(дата обращения 05.04.2018).


Таким образом, транспортный налог является региональным налогом, а сама гл. 28 НК РФ расположена в разд. 9 НК РФ [Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ. (ред. от 03.07.2016 г.) URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 05.04.2018)] , определяющем систему региональных налогов и сборов в РФ. 

Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщик и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога[Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ. (ред. от 03.07.2016 г.) URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 05.04.2018)]. 

В отношении транспортного налога часть элементов налогообложения (объект, база, период, пределы изменения налоговой ставки) установлена федеральным законодательством, а в отношении другой части элементов налогообложения законодательные (представительные) органы субъекта РФ, принимая региональный закон о транспортном налоге, могут устанавливать иные ставки транспортного налога в пределах ставок, предусмотренных гл. 28 НК РФ, свой порядок и сроки уплаты налога, собственные формы отчетности по транспортному налогу. Также согласно п. 3 комментируемой статьи в законе субъекта РФ могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. 2012. 300 с.. 

Закон субъекта РФ может как устанавливать налоговые льготы, так и не устанавливать их. При установлении налоговых льгот должна быть четко определена категория тех налогоплательщиков, которые могут ими воспользоваться, основания для их использования, а также возможность контроля целевого использования соответствующей категории транспортных средств. При этом недопустимо установление индивидуальных налоговых льгот. 

Необходимо отметить, что, так как в последние годы происходит тенденция к перераспределению бюджетных доходов в сторону федерального бюджета (и вызванное этим уменьшение поступлений в бюджеты регионов), перечень льгот в региональных законах о транспортном налоге существенен уже по сравнению с перечнем льгот, установленных в прежнем Законе о дорожных фондах Шаров В.Ф, Ахмадеев Р.Г., Косов М.Е.Региональные и местные налоги. 2015. 227 с.].

    1. Механизм исчисления и уплаты транспортного налога в Кемеровской области

На территории Кемеровской области транспортный налог устанавливается и вводится Законом Кемеровской области от 28.11.2002 № 95-ОЗ [Закон Кемеровской области от 28 ноября 2002 года N 95-ОЗ «О транспортном налоге (с изменениями на: 25.11.2017) . Режим доступа: http://www. http://docs.cntd.ru/document/990303427 (дата обращения: 06.04.2018), на основании главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации [Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ. (ред. от 03.07.2016 г.) URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 06.04.2018)], определяются ставка налога, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы и основания для их использования.


Транспортный налог – это региональный налог, он вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и является обязательным к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Все денежные средства от налога поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ) [Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ. (ред. от 03.07.2016 г.) URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 06.04.2018)].

Налогоплательщики, которые являются организациями, самостоятельно исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу. Сумма налога, которая подлежит к уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основе сведений, предоставленных в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода Шаров В.Ф, Ахмадеев Р.Г., Косов М.Е.Региональные и местные налоги. 2015. 227 с.].

Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. (ст. 362 НК РФ) [Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ. (ред. от 03.07.2016 г.) URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 05.04.2018)].

В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не являются объектами налогообложения:

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов (ст. 358 НК РФ) [Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ. (ред. от 03.07.2016 г.) URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 05.04.2018)].

Уплата налога и авансовых платежей по налогу осуществляется налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Но при этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций, не может быть установлен раньше срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ[Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ. (ред. от 03.07.2016 г.) URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 05.04.2018)].

Сумма налога рассчитывается в зависимости от количества месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, по итогам каждого налогового периода на основании документально подтвержденных данных о транспортных средствах, подлежащих налогообложению (ст. 52 и 54 НК РФ) [Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ. (ред. от 03.07.2016 г.) URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 05.04.2018)].

Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации имеют право проводить собственную дифференциацию налоговых ставок, которая зависит от:

  • мощности двигателя,
  • валовой вместимости,
  • категории транспортных средств
  • года выпуска транспортных средств (срока полезного использования - срока эксплуатации). [Шаров В.Ф, Ахмадеев Р.Г., Косов М.Е.Региональные и местные налоги. 2015. 227 с.].

При определении налоговых ставок в зависимости от года выпуска транспортных средств (срока полезного использования) необходимо знать, что количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, исчисляется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах начиная с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

Ставки транспортного налога в Кемеровской области приведены в Приложении 1.

Налоговая база по транспортным средствам, имеющим двигатели, определяется как мощность указанного двигателя - лошадиных силах, которые указаны в регистрационных документах Закон Кемеровской области от 28 ноября 2002 года N 95-ОЗ «О транспортном налоге». URL: http://www. http://docs.cntd.ru/document/990303427 (дата обращения: 06.04.2018).

Относительно других водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей или в отношении которых не исчисляется валовая вместимость (плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения), налоговая база принимается как единица транспортного средства.