Файл: Курсовая работа содержание введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



КУРСОВАЯ РАБОТА

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Сплоченность студенческой группы и мотивация обучения у студентов………………………………………………………………………....5

1.1 Понятие групповой сплоченности………………………………...5

    1. Возникновение групповой сплоченности у студентов……….…7

    2. Основа групповой сплоченности у студентов……………….…10

    3. Мотивация к обучению у студентов………………………….….12

Резюме…………………………………………………………………….…….18

Глава 2. Методология и методы исследования проблемы……………….….20

2.1 Методология и принципы…………………………………..……..20

2.2 Методы и методики исследования……………………….….……21

2.3 Обоснование выборки……………………….……………..…….22

2.4 Ход исследования…………………………………………..…..….23

Глава 3. Анализ и интерпретация результатов психодиагностического исследования……………………………………..…………………………….25

3.1 Данные по методике диагностики личных и групповых ценностей………………………………………………………………..……...25

3.2 Данные по методике диагностики учебной мотивации студентов………………………………………………………………………..28

Резюме…………………………………………..………………………………33

Заключение………………………………………………………..…………...34

Список использованных источников…………………………………………36


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования: человек всегда находился в обществе и всегда являлся членом различных групп, с установками которых он солидарен.

Человек в группе чувствует себя на своем месте, ведь сплоченность – это результат согласия, сходства ценностных ориентаций, взглядов; поиски общих с другими людьми направлений, идей, интересов обусловлены потребностью в социальном признании, которое обеспечит личности защищенность и эмоциональный комфорт. А значит, позволит развиваться и быть заинтересованным в трудовой и учебной деятельности, быть мотивированным на работу, не получая мешающих извне факторов. Сплоченность малых постоянных групп, таких, как студенческие, носит многогранный характер, имея дело не просто с личными и групповыми установками, но и с постоянными тесными межличностными взаимодействиями. Именно от сплоченности зависит успешность группы, успеваемость группы и ее членов. Снижение тревожности и заинтересованность в делах, для успешности которых нужна высокая мотивация. Мотивация более сильных в обучении членов группы будет влиять на возрастание мотивации более слабых участников, если сплоченность в группе высокая.
Мотивация каждого участника группы, усилия, которые он приложил, чтобы быть признанным в группе, будут влиять на мотивацию всей группы в целом.

Исследование групповой сплоченности присутствует в работах Фестингера Л., Картрайта Д., Левина К., Годфруа Ж., Рудестама К, Петровского А.В., Волкова И.П., Александрова А.А. и др.

Исследования учебной мотивации и мотивации студентов проводили Хекхаузен Н., Мормужева Н.В., А.А. Реан, Маркова А.К., Божович Л.И. и др.

Цель исследования: выявить взаимосвязь сплоченности студенческой группы и мотивации обучения.

Объект исследования: сплоченность студенческой группы, мотивация обучения в психологической группе.

Предмет исследования: взаимосвязь сплоченности студенческой группы и мотивации обучения.

Гипотезы исследования:

  1. сплоченность студенческой группы повышает мотивацию обучения всех ее членов.

  2. Чем дольше межличностные взаимодействия студенческой группы, тем выше будет мотивация обучения в группе.

Задачи исследования:

  1. Изучить феномен сплоченности малых групп, различные подходы к изучению сплоченности малых групп в российской и зарубежной психологии.

  2. Изучить уровень сплоченности в студенческих группах.

  3. Изучить феномен мотивации к обучению у студентов, различные подходы к изучению мотивации студенческих групп в российской и зарубежной психологии.

  4. Изучить взаимосвязь сплоченности студенческой группы и мотивации обучения.

Методы: системный подход (Б.Ф. Ломов, 1971); принцип развития (С.Л. Рубинштейн, 1968); психодиагностический метод.

Методики:

1) Методика для диагностики личностных и групповых ценностей (А.В. Капцов, Л.В. Карпушина ),


2) Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой).




Глава 1. Сплоченность студенческой группы и мотивация обучения у студентов


    1. Понятие групповой сплоченности


Групповая сплоченность – это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Групповая сплоченность может выступать и как цель психологического тренинга, и как необходимое условие успешной работы. В группе,

сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач.

Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов.

Групповая сплоченность также является предметом пристального внимания со стороны отечественных и зарубежных специалистов, не пришедших к единой дефиниции этого явления.

Начало систематического изучения групповой сплоченности относится к концу 40-х гг., когда под руководством Л. Фестингера были выполнены первые специальные исследования. Л. Фестингеру, ученику К. Левина, принадлежит наиболее распространенное определение групповой сплоченности как «результирующей всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней». Спустя почти два десятилетия Д. Картрайт практически повторит первоначальное определение: «групповая сплоченность характеризуется тем, в какой степени члены группы желают остаться в ней». Свой подход к формированию групповой сплоченности имел Т. Ньюком (1969), который связал понятие групповой сплоченности с понятием «групповое согласие». Групповое согласие автор определял как сходство, совпадение мнений и взглядов, которое происходит в процессе непосредственного взаимодействия между участниками группы.

Близким по данному подходу представляется понимание сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы, предложенное А.В. Петровским и В.В. Шпалинским, под которым понимается сходство, совпадение ценностей относительно предмета совместной деятельности, ее целей и мотивов.

А.А. Александров понимал групповую сплоченность как   показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой.

Таким образом, групповая сплоченность способствует удовлетворению человека от пребывания в группе. Силы сплочения группы имеют две образующих: во-первых, степень привлекательности собственной группы, во-вторых, сила притяжения других доступных групп. Группу вследствие этого можно определить как совокупность индивидов, связанных так, что каждый расценивает преимущества от объединения как большие, чем можно получить вовне.


Социально-психологическая совместимость в группе означает, что данный состав группы возможен для обеспечения группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать. Это один из важнейших внутренних факторов, влияющих на психологический климат в группе.

По мнению Н.Н. Обозова, сплоченность в группе – такой эффект сочетания людей, который дает максимальный результат деятельности при минимальных психологических «затратах» взаимодействующих лиц. Сплоченность можно рассматривать в связи с двумя основными типами групповой жизнедеятельности: деловой (инструментальной) и эмоциональной (межличностной). По сути, в случае инструментальной совместимости, речь идет о сработанности, которая связана с успешностью деятельности.


    1. Возникновение групповой сплоченности у студентов


В научной психологической литературе можно встретить множество разнообразнейших характеристик критериев уровня развития студенческих учебных групп, начиная от единства мировоззренческой направленности и ценностных ориентации в них до таких признаков как "совпадение формальной и неформальной структуры", "высокая успеваемость" и даже отсутствие в группах конфликтов. Из этого множества критериев можно выделить группы наиболее значимых:

  1. уровень социальной значимости предметной деятельности студенческой группы, выполнение основной студенческой функции, влияние на гармоническое развитие личности члена коллектива;

  2. уровень сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы;

  3. уровень организационного единства группа;

  4. уровень удовлетворенности членов группы положением дел и взаимоотношениями в группе;

  5. уровень ее эмоциональной культуры;

  6. уровень всех видов групповой общественной активности;

  7. уровень группового самосознания и потребность в его развитии.

На основе двухфакторной модели группы английские психологи Г. Стенфорд и А. Роарк выделили следующие семь стадий развития групповой сплоченности.

  1. Этап формирования представлений обучающихся о месте обучения и друг друге. Первые межличностные взаимодействия в это время еще очень осторожны, и ведут к образованию диад. Преподаватель воспринимается как единственный авторитет.

  2. Период формирования групповых норм, начало складывания группового самосознания.

  3. Стадия конфликта – наблюдаются столкновения между отдельными членами группы в силу переоценки ими своих возможностей и стремление решать все проблемы самостоятельно, не консультируясь с преподавателями.

  4. Переход от состояния конфликта к состоянию сбалансированности между студентами. Общение становится более конструктивным и открытым. Появляются элементы групповой солидарности и сплоченности.

  5. Возникновение чувства «Мы», в котором проявляются забота всех студентов о группе, интерес к ней и сплочение на этой стадии. Заметна тенденция к интеграции групповой и индивидуальной цели, причем ведущими становятся учебные цели. Это наиболее удобный для преподавания этап.

  6. Картина мира меняется и доминирующую роль теперь играет не деловая, а эмоциональная активность, личные взаимодействия становятся особенно тесными, происходит переоценка групповых норм.

  7. Актуализация – высший этап групповой зрелости, когда уровни эмоциональной и деловой сферы выровнены и сплоченность высока. Группа открыта для проявления и разрешения конфликта.


 Рудестам (1993 г.), А. Александров (1997 г.) и другие исследователи группового поведения выделяют следующие факторы, способствующие возникновению групповой сплоченности у студентов:

  1. совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы;

  2. однородный состав группы по возрастному показателю;

  3. атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

  4. активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;

  5. привлекательность лидера как образца, модели оптимально функционирующего участника;

  6. квалифицированная работа лидера, способного провести специальную работу для усиления сплоченности команды.

К последствиям роста групповой сплоченности можно отнести усиление влияния, оказываемого группой на отдельных студентов, что может заметно отразиться на успешности обучения этих студентов и всей группы, при этом будет происходить возрастание участия каждого студента в жизни группы; можно предположить о росте индивидуальной адаптации к группе и переживании чувства личной безопасности (снижение тревожности, рост самооценки). Та степень, в какой участники группы ощущают себя ее составной частью, определяет сплоченность группы. Сплоченность проявляется в преимущественном употреблении в разговорах участниками группы местоимения «мы» вместо «я», во взаимопомощи членов группы и уровне проявляемых ими настойчивости.

Сплоченность характеризует ситуацию в группе в каждый момент ее существования. Студенческая группа существует продолжительное время, достаточное, чтобы прожить собственную «жизнь», хотя и не сопоставимую с «жизнью» групп, включенных в историческое развитие. В студенческой группе всегда присутствует немаловажный фактор полезности группы ее членам, что способствует скорому появлению сплоченности, и студенческим же группам свойственно иметь относительно небольшой объем, а также иметь ясные и определенные цели.

Причинами снижения групповой сплоченности могут выступить.

    1. Возникновение в группе мелких подгрупп (это особенно вероятно в группах, превышающих 15 человек; впрочем, иногда своеобразная соревновательность, появляющаяся между подгруппами, ускоряет групповую динамику и способствует оптимизации работы групп).

    2. Дружба, симпатия между отдельными членами группы – это ведет к сокрытию от остальных участников группы какой-то частной информации, к стремлению защитить друг друга и не вступать в полемику, к отчуждению такой диады от группы.

    3. Излишнее напряжение, конфликты группы.

    4. Отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей участников, и совместной деятельности, организованной ведущим; вялая групповая динамика.