Файл: Курсовая работа содержание введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ проводилась интерпретация полученных данных с учетом поставленных целей и задач. Анализ и обработка материала.

Математическая обработка данных проводилась с использованием пакета статистической обработки данных SPSS 16.0. Для статистического анализа полученных данных использовались критерий Колмогорова – Смирнова, t-критерий Стьюдента.

Глава 3. Анализ и интерпретация результатов

психодиагностического исследования

В исследовании приняли участие 47 студентов КРСУ, 26 студентов первого курса и 21 студент пятого курса. Исследование проводилось в учебных группах этих студентов в привычных для них аудиториях, в первой половине учебного года.

Студенты были разделены на 2 группы – в группу №1 вошли 26 первокурсников и 21 пятикурсник.

Данные, полученные в результате эмпирического исследования, были проверены на нормальность распределения с помощью критерия Колмогорова – Смирнова, эмпирические данные распределены нормально. Поскольку данные по переменным исследования распределены нормально, то для сравнения групп был выбран t-критерий Стьюдента по данным методик для диагностики личностных и групповых ценностей студентов, и диагностики учебной мотивации студентов.


    1. Данные по методике диагностики личных и групповых ценностей


Как видно из данных, представленных в таблице 1, существуют различия в восприятии своей учебной группы, учебной деятельности, отношения к будущей профессии относительно самого тесного круга общения студентов – их учебных групп, с которыми связаны такие параметры, как:

  1. Профессиональная жизнь. Результаты по данному параметру будут значительно выше у студента пятого курса, и мы можем это объяснить по причине того, что у студента пятого курса достаточно обширна теоретическая и практическая база, наработанные в общем коллективе студентов, сплотив группу, не допустив ситуации, при которой студент сталкивается с новым и сложным самостоятельно. Студенту первого курса только предстоит знакомство с профессиональной деятельностью и освоением учебного материала, знакомство с группой, новыми социальными ролями и завоеванием признания.

  2. Обучение и образование. Результаты сравнения данной переменной таковы, что обучение и образование в приоритете у первокурсников больше, чем у пятикурсников, что объяснимо в связи с предыдущей переменной, на старших курсах уже имеется навык профессиональной деятельности, совместной групповой работы для более быстрой и эффективной работы по причине сплоченности членов группы.

  3. 1   2   3   4   5

Общественная жизнь. Вопросы теста включали в себя ситуации получения навыка «учиться убеждать людей в своей точке зрения» или «развивать свои организаторские способности», что получают студенты в своей группе, качественные отношения в которых, сплочение и поддержка укрепляются с течением времени. Такие навыки и способности у студентов старшего курса уже развиты, слаженность студенческой группы и сплоченность позволят их развить и научиться действовать в обществе, оттого показатели данного параметра выше у студентов 5 курса. Студенты 1 курса, сменившие место обучения, значительно расширив круг общения, но мало его изучив и не получив навык профессиональной деятельности, показывают результаты значительно ниже.

  • Креативность. Креативность в данной методике понимается, как придумывание нового в своей профессии, или же повышение уровня своего образования для внесения вклада в изучаемую дисциплину. Мы можем предположить, что на развитие креативности в человеке влияют не только внутренние факторы, способности, но и внешнее влияние. В студенческих группах таким фактором выступает наличие сплоченности, здесь оно как готовность к принятию и созданию новых идей, отклоняющихся от принятых схем мышления. Поэтому в данном показателе результат выше будет у пятикурсников, нежели у первокурсников, которым еще предстоит выработать умение совместной деятельности, взаимоподдержки, взаимопонимания и сплоченности.

    Таблица 2.


    Средние величины показателей по методике диагностики

    личных и групповых ценностей




    Переменные

    Гр 1

    Гр 2

    t

    p

    M

    SD

    M

    SD

    1

    Профессиональная жизнь

    4,65

    2,56

    8,41

    1,97

    4,33

    0,01

    2

    Обучение и образование

    8,39

    1,97

    6,05

    2,35

    3,40

    0,01

    3

    Общественная жизнь

    6,69

    2,46

    9,87

    3,56

    4,13

    0,09

    4

    Креативность

    6,24

    2,45

    9,77

    1,98

    6,41

    0,32


    При p≤0,05














    Рисунок 1 - Средние величины показателей по методике диагностики личных и групповых ценностей.


      1. Данные по методике диагностики учебной мотивации студентов


    Исходя из данных, представленных в таблице 1, мы видим, что достоверные различия получены по следующим критериям:

    1. Коммуникативные мотивы. Этот параметр имеет более высокие показатели у первокурсников, мы предполагаем, это связано с тем, что в начале обучения студенческая группа только начинает взаимодействие на коммуникативном уровне, расширяется круг общения, человек готов идти на контакт с другими людьми в процессе обучения, получая знания или знакомясь. У пятикурсника такие мотивы несколько снижены по сравнению с первокурсниками, поскольку студенческая группа сложена достаточно давно, распределены социальные роли, нет необходимости расширять круг общения или знакомиться, поскольку и сокурсники, и преподаватели давно и успешно взаимодействуют вместе.

    2. Мотивы избегания. Основное понятие в этой группе мотивов – «Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих». Здесь показатель также выше у первокурсников, поскольку, как мы считаем, у них присутствует необходимость завоевания признания в новом коллективе и стремление считаться хорошим, успешным. Студент старается избегать наказаний за нерадивую учебу или осуждений со стороны однокурсников, преподавателей, мнение которых авторитетно для студентов. У пятикурсников снижена потребность в мотивах избегания, ведь за годы совместной учебы каждый студент уже проявил себя, и о нем сложилось мнение в коллективе, отчего избегание осуждения снижается.

    3. Мотивы престижа. Студенты-первокурсники, имеющие более высокие результаты, настроены становиться лучшими в группе, для них важно быть на хорошем счету у преподавателей и родителей, важно получить преимущество перед другими студентами. Пятикурсники по данному показателю имеют результат выше среднего, и мы предполагаем, это больше связано с таким проявлением престижа, как одобрение окружающих и признание себя как хорошего работника и специалиста в будущем.

    4. Профессиональные мотивы. Показатели данного параметра выше у пятикурсников, мы можем предположить, что это связано с представлениями о будущей профессии, которые более точны у студентов старших курсов, студенты старших курсов имеют более четкое представление о своих способностях и навыках работы в области выбранной специальности. Мы можем сказать так же о том, что студенты, доучившиеся до последнего курса, в большинстве своем те, кому нравится выбранная специальность и есть желание стать специалистом. Первокурсники же могут иметь позитивные стереотипы в отношении будущей профессии, или же предполагать наличие у себя, кроме интереса, задатков, способностей и склонности к выбранной профессии.

    5. Мотивы творческой самореализации. Результаты по данному параметру различаются в группах мало, но все же показатели пятикурсников несколько выше. В данной методике творческая самореализация понимается как узнавание чего-то нового, решение  проблем развития общества, жизнедеятельности людей. Такие результаты, мы считаем, связаны с готовностью взаимодействия с людьми, но еще не достаточной эмпирической базой студента, первокурсники еще не знают, сколько предстоит выучить, пятикурсники знают, сколько еще нужно учить, узнавать.

    6. Учебно-познавательные мотивы.

    7. Результаты данного показателя выше у пятикурсников. Мы предполагаем, это связано с тем, что пятикурсникам уже не нужно уделять внимание таким явлениям, как признание в учебной группе, уважение и одобрение преподавателей, престиж и значимость в глазах окружающих. Студент имеет полное представление о профессии, четко осознает все знания, умения, навыки, которыми уже овладел и что еще нужно для совершенствования и достижения своей цели – стать специалистом. Результаты студентов первого курса обучения несколько ниже. Как мы можем предположить, связано это с тем, что в новой учебной группе внимание уделяется не только учебному процессу, но и налаживанию межличностных отношений, установлению коммуникативных связей, налаживанию отношений с членами группы и преподавателями.

    8. Социальные мотивы. В данной методике социальные мотивы представлены стремлением приносить пользу обществу через свою деятельность и целью овладеть профессией как средством для материальной обеспеченности. По этому показателю достоверных различий нет, и мы считаем, связано это с общим стремлением каждого студента обучаться в высшем учебном заведении ради достижения вышеназванных целей



    Таблица 3

    Средние величины показателей по методике диагностики

    учебной мотивации студентов



    Переменные

    Гр 1

    Гр 2

    t

    p

    M

    SD

    M

    SD

    1

     Коммуникативные мотивы

    2,3

    1,94

    3,8

    1,86

    3,36

    0,007

    2

    Мотивы избегания

    4,2

    1,41

    3,1

    1,29

    5,71

    0,01

    3

    Мотивы престижа

    4,6

    1,80

    2,8

    1,16

    2,86

    0,007

    4

    Профессиональные мотивы

    4,1

    1,21

    5,2

    2,03

    7,89

    0,01

    5

    Мотивы творческой самореализации

    0,85

    1,03

    0,91

    1,24

    5,00

    0,01

    6

    Учебно-познавательные мотивы

    5,4

    1,59

    6,8

    2,56

    4,33

    0,470

    7

    Социальные мотивы

    4,6

    1,34

    4,9

    1,49

    6,40

    0,01

    При p≤0,05



    Рисунок 2 - Средние величины показателей по методике диагностики учебной мотивации студентов.

    Резюме
    • 1   2   3   4   5

    Обучение и образование в приоритете у первокурсников больше, чем у пятикурсников, что объяснимо в связи с предыдущей переменной, на старших курсах уже имеется навык профессиональной деятельности, совместной групповой работы для более быстрой и эффективной работы по причине сплоченности членов группы.


    • Сплочение и поддержка укрепляются с течением времени. Такие навыки и способности у студентов старшего курса уже развиты, слаженность студенческой группы и сплоченность позволят их развить и научиться действовать в обществе.



    • У пятикурсников снижена потребность в мотивах избегания в студенческой группе, ведь за годы совместной учебы каждый студент уже проявил себя, и о нем сложилось мнение в коллективе, отчего избегание осуждения снижается.



    • Можно сказать о том, что студенты, доучившиеся до последнего курса, в большинстве своем те, кому нравится выбранная специальность и есть желание стать специалистом, и мотивация к обучению у них высока. Первокурсники же могут иметь позитивные стереотипы в отношении будущей профессии, или же предполагать наличие у себя, кроме интереса, задатков, способностей и склонности к выбранной профессии.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Проведенный нами теоретический анализ и психодиагностическое исследование показали, что сплоченность студенческих групп оказывают влияние на успешность обучения и работоспособность группы в целом, возрастает мотивация обучения отдельных ее членов. Проведен сравнительный анализ студенческих групп разных годов обучения, начального и завершающего. По итогам сравнения можно заметить, что сплоченность группы испытуемых-пятикурсников выше, чем испытуемых первокурсников, и мотивация обучения развита неодинаково – в группе студентов 5 курса мотивация обучения выше, таким образом, мы можем отметить, что выдвинутые нами гипотезы полностью подтвердились.