ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ проводилась интерпретация полученных данных с учетом поставленных целей и задач. Анализ и обработка материала.
Математическая обработка данных проводилась с использованием пакета статистической обработки данных SPSS 16.0. Для статистического анализа полученных данных использовались критерий Колмогорова – Смирнова, t-критерий Стьюдента.
Глава 3. Анализ и интерпретация результатов
психодиагностического исследования
В исследовании приняли участие 47 студентов КРСУ, 26 студентов первого курса и 21 студент пятого курса. Исследование проводилось в учебных группах этих студентов в привычных для них аудиториях, в первой половине учебного года.
Студенты были разделены на 2 группы – в группу №1 вошли 26 первокурсников и 21 пятикурсник.
Данные, полученные в результате эмпирического исследования, были проверены на нормальность распределения с помощью критерия Колмогорова – Смирнова, эмпирические данные распределены нормально. Поскольку данные по переменным исследования распределены нормально, то для сравнения групп был выбран t-критерий Стьюдента по данным методик для диагностики личностных и групповых ценностей студентов, и диагностики учебной мотивации студентов.
-
Данные по методике диагностики личных и групповых ценностей
Как видно из данных, представленных в таблице 1, существуют различия в восприятии своей учебной группы, учебной деятельности, отношения к будущей профессии относительно самого тесного круга общения студентов – их учебных групп, с которыми связаны такие параметры, как:
-
Профессиональная жизнь. Результаты по данному параметру будут значительно выше у студента пятого курса, и мы можем это объяснить по причине того, что у студента пятого курса достаточно обширна теоретическая и практическая база, наработанные в общем коллективе студентов, сплотив группу, не допустив ситуации, при которой студент сталкивается с новым и сложным самостоятельно. Студенту первого курса только предстоит знакомство с профессиональной деятельностью и освоением учебного материала, знакомство с группой, новыми социальными ролями и завоеванием признания.
-
Обучение и образование. Результаты сравнения данной переменной таковы, что обучение и образование в приоритете у первокурсников больше, чем у пятикурсников, что объяснимо в связи с предыдущей переменной, на старших курсах уже имеется навык профессиональной деятельности, совместной групповой работы для более быстрой и эффективной работы по причине сплоченности членов группы.
- 1 2 3 4 5
Общественная жизнь. Вопросы теста включали в себя ситуации получения навыка «учиться убеждать людей в своей точке зрения» или «развивать свои организаторские способности», что получают студенты в своей группе, качественные отношения в которых, сплочение и поддержка укрепляются с течением времени. Такие навыки и способности у студентов старшего курса уже развиты, слаженность студенческой группы и сплоченность позволят их развить и научиться действовать в обществе, оттого показатели данного параметра выше у студентов 5 курса. Студенты 1 курса, сменившие место обучения, значительно расширив круг общения, но мало его изучив и не получив навык профессиональной деятельности, показывают результаты значительно ниже.
Креативность. Креативность в данной методике понимается, как придумывание нового в своей профессии, или же повышение уровня своего образования для внесения вклада в изучаемую дисциплину. Мы можем предположить, что на развитие креативности в человеке влияют не только внутренние факторы, способности, но и внешнее влияние. В студенческих группах таким фактором выступает наличие сплоченности, здесь оно как готовность к принятию и созданию новых идей, отклоняющихся от принятых схем мышления. Поэтому в данном показателе результат выше будет у пятикурсников, нежели у первокурсников, которым еще предстоит выработать умение совместной деятельности, взаимоподдержки, взаимопонимания и сплоченности.
Таблица 2.
Средние величины показателей по методике диагностики
личных и групповых ценностей
№ | Переменные | Гр 1 | Гр 2 | t | p | |||||
M | SD | M | SD | |||||||
1 | Профессиональная жизнь | 4,65 | 2,56 | 8,41 | 1,97 | 4,33 | 0,01 | |||
2 | Обучение и образование | 8,39 | 1,97 | 6,05 | 2,35 | 3,40 | 0,01 | |||
3 | Общественная жизнь | 6,69 | 2,46 | 9,87 | 3,56 | 4,13 | 0,09 | |||
4 | Креативность | 6,24 | 2,45 | 9,77 | 1,98 | 6,41 | 0,32 |
При p≤0,05
Рисунок 1 - Средние величины показателей по методике диагностики личных и групповых ценностей.
-
Данные по методике диагностики учебной мотивации студентов
Исходя из данных, представленных в таблице 1, мы видим, что достоверные различия получены по следующим критериям:
-
Коммуникативные мотивы. Этот параметр имеет более высокие показатели у первокурсников, мы предполагаем, это связано с тем, что в начале обучения студенческая группа только начинает взаимодействие на коммуникативном уровне, расширяется круг общения, человек готов идти на контакт с другими людьми в процессе обучения, получая знания или знакомясь. У пятикурсника такие мотивы несколько снижены по сравнению с первокурсниками, поскольку студенческая группа сложена достаточно давно, распределены социальные роли, нет необходимости расширять круг общения или знакомиться, поскольку и сокурсники, и преподаватели давно и успешно взаимодействуют вместе. -
Мотивы избегания. Основное понятие в этой группе мотивов – «Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих». Здесь показатель также выше у первокурсников, поскольку, как мы считаем, у них присутствует необходимость завоевания признания в новом коллективе и стремление считаться хорошим, успешным. Студент старается избегать наказаний за нерадивую учебу или осуждений со стороны однокурсников, преподавателей, мнение которых авторитетно для студентов. У пятикурсников снижена потребность в мотивах избегания, ведь за годы совместной учебы каждый студент уже проявил себя, и о нем сложилось мнение в коллективе, отчего избегание осуждения снижается. -
Мотивы престижа. Студенты-первокурсники, имеющие более высокие результаты, настроены становиться лучшими в группе, для них важно быть на хорошем счету у преподавателей и родителей, важно получить преимущество перед другими студентами. Пятикурсники по данному показателю имеют результат выше среднего, и мы предполагаем, это больше связано с таким проявлением престижа, как одобрение окружающих и признание себя как хорошего работника и специалиста в будущем. -
Профессиональные мотивы. Показатели данного параметра выше у пятикурсников, мы можем предположить, что это связано с представлениями о будущей профессии, которые более точны у студентов старших курсов, студенты старших курсов имеют более четкое представление о своих способностях и навыках работы в области выбранной специальности. Мы можем сказать так же о том, что студенты, доучившиеся до последнего курса, в большинстве своем те, кому нравится выбранная специальность и есть желание стать специалистом. Первокурсники же могут иметь позитивные стереотипы в отношении будущей профессии, или же предполагать наличие у себя, кроме интереса, задатков, способностей и склонности к выбранной профессии. -
Мотивы творческой самореализации. Результаты по данному параметру различаются в группах мало, но все же показатели пятикурсников несколько выше. В данной методике творческая самореализация понимается как узнавание чего-то нового, решение проблем развития общества, жизнедеятельности людей. Такие результаты, мы считаем, связаны с готовностью взаимодействия с людьми, но еще не достаточной эмпирической базой студента, первокурсники еще не знают, сколько предстоит выучить, пятикурсники знают, сколько еще нужно учить, узнавать. -
Учебно-познавательные мотивы. -
Результаты данного показателя выше у пятикурсников. Мы предполагаем, это связано с тем, что пятикурсникам уже не нужно уделять внимание таким явлениям, как признание в учебной группе, уважение и одобрение преподавателей, престиж и значимость в глазах окружающих. Студент имеет полное представление о профессии, четко осознает все знания, умения, навыки, которыми уже овладел и что еще нужно для совершенствования и достижения своей цели – стать специалистом. Результаты студентов первого курса обучения несколько ниже. Как мы можем предположить, связано это с тем, что в новой учебной группе внимание уделяется не только учебному процессу, но и налаживанию межличностных отношений, установлению коммуникативных связей, налаживанию отношений с членами группы и преподавателями. -
Социальные мотивы. В данной методике социальные мотивы представлены стремлением приносить пользу обществу через свою деятельность и целью овладеть профессией как средством для материальной обеспеченности. По этому показателю достоверных различий нет, и мы считаем, связано это с общим стремлением каждого студента обучаться в высшем учебном заведении ради достижения вышеназванных целей
Таблица 3
Средние величины показателей по методике диагностики
учебной мотивации студентов
№ | Переменные | Гр 1 | Гр 2 | t | p | |||||
M | SD | M | SD | |||||||
1 | Коммуникативные мотивы | 2,3 | 1,94 | 3,8 | 1,86 | 3,36 | 0,007 | |||
2 | Мотивы избегания | 4,2 | 1,41 | 3,1 | 1,29 | 5,71 | 0,01 | |||
3 | Мотивы престижа | 4,6 | 1,80 | 2,8 | 1,16 | 2,86 | 0,007 | |||
4 | Профессиональные мотивы | 4,1 | 1,21 | 5,2 | 2,03 | 7,89 | 0,01 | |||
5 | Мотивы творческой самореализации | 0,85 | 1,03 | 0,91 | 1,24 | 5,00 | 0,01 | |||
6 | Учебно-познавательные мотивы | 5,4 | 1,59 | 6,8 | 2,56 | 4,33 | 0,470 | |||
7 | Социальные мотивы | 4,6 | 1,34 | 4,9 | 1,49 | 6,40 | 0,01 |
При p≤0,05
Рисунок 2 - Средние величины показателей по методике диагностики учебной мотивации студентов.
Резюме
- 1 2 3 4 5
Обучение и образование в приоритете у первокурсников больше, чем у пятикурсников, что объяснимо в связи с предыдущей переменной, на старших курсах уже имеется навык профессиональной деятельности, совместной групповой работы для более быстрой и эффективной работы по причине сплоченности членов группы.
-
Сплочение и поддержка укрепляются с течением времени. Такие навыки и способности у студентов старшего курса уже развиты, слаженность студенческой группы и сплоченность позволят их развить и научиться действовать в обществе.
-
У пятикурсников снижена потребность в мотивах избегания в студенческой группе, ведь за годы совместной учебы каждый студент уже проявил себя, и о нем сложилось мнение в коллективе, отчего избегание осуждения снижается.
-
Можно сказать о том, что студенты, доучившиеся до последнего курса, в большинстве своем те, кому нравится выбранная специальность и есть желание стать специалистом, и мотивация к обучению у них высока. Первокурсники же могут иметь позитивные стереотипы в отношении будущей профессии, или же предполагать наличие у себя, кроме интереса, задатков, способностей и склонности к выбранной профессии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный нами теоретический анализ и психодиагностическое исследование показали, что сплоченность студенческих групп оказывают влияние на успешность обучения и работоспособность группы в целом, возрастает мотивация обучения отдельных ее членов. Проведен сравнительный анализ студенческих групп разных годов обучения, начального и завершающего. По итогам сравнения можно заметить, что сплоченность группы испытуемых-пятикурсников выше, чем испытуемых первокурсников, и мотивация обучения развита неодинаково – в группе студентов 5 курса мотивация обучения выше, таким образом, мы можем отметить, что выдвинутые нами гипотезы полностью подтвердились.