ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Резюме
-
Групповая сплоченность – это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе.
-
Групповая сплоченность также является предметом пристального внимания со стороны отечественных и зарубежных специалистов, не пришедших к единому определению этого явления.
-
Социально-психологическая совместимость в группе означает, что данный состав группы возможен для обеспечения группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать. Это один из важнейших внутренних факторов, влияющих на психологический климат в группе.
-
В научной психологической литературе можно встретить множество разнообразнейших характеристик критериев уровня развития студенческих учебных групп, начиная от единства мировоззренческой направленности и ценностных ориентации в них.
-
часто внутригрупповая симпатия и сплоченность сопровождаются антипатией и враждебностью к другим группам. М. Дойч, в частности, установил, что ситуация межгруппового соревнования стимулирует внутригрупповую сплоченность.
-
Мотивация — это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
-
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность.
-
В развитии личности будущего специалиста особое значение имеет формирование позитивных мотивов и действенных целей, поскольку они - важнейшие детерминанты деятельности.
Глава 2. Методология и методы исследования проблемы
-
Методологические принципы
Системный подход (Ломов М.В. 1975; Ананьев Б.Г. 1977); ─ это совокупность некоторых общих принципов, предопределяющих научную и практическую деятельность при анализе и синтезе сложных систем, которые вытекают из особенностей представления сложных объектов. При исследовании объекта создается его абстрактное представление в виде системы, цель которого - служить инструментом для описания, понимания и изменения рассматриваемого объекта. Системный поход в психологии позволяет рассматривать психические явления в их взаимосвязи с другими явлениями действительности. Исходя из этого, применение системного подхода в данной работе способствовало анализу и синтезу группы как объединения ее участников, студентов и их взаимодействий всем вместе и влияния группы на отдельных студентов.
Принцип развития. В трудах С.Л. Рубинштейна (1968) в проблематику общей психологии был включен весь жизненный путь человека и показана зависимость развития всех сторон его сознания и личности от особенностей генеральной линии жизни индивида. Развитие стало пониматься как основной способ существования личности на всем протяжении её индивидуального пути. Мы решили применить этот принцип в нашей работе, поскольку формирование студенческих групп имеет свое развитие и является заметным промежутком на всем жизненном пути человека.
Психодиагностический метод - исследовательский метод, отличный от традиционных описательных методов. Его отличие в том, что он содержит измерительно-испытательную направленность для количественной оценки изучаемого явления.
-
Методы и методики исследования
Таблица 1
Методика для диагностики личностных и групповых ценностей
№ | Методика | Диагностируемый компонент | Исследуемые лица | Кол-во исслед-х |
1 | Методика для диагностики личностных и групповых ценностей | Ценности | Студенты 1, 5 курсов | 47 |
2 | Методика для диагностики учебной мотивации студентов | Мотивация к учебе | Студенты 1, 5 курсов | 47 |
-
Методика для диагностики личностных и групповых ценностей
(А.В. Капцов, Л.В. Карпушина ).
Назначение теста – диагностика отношения к главным ценностям личности и группы.
Морфологический тест личностных и групповых ценностей определяет ценностную структуру личности. Список жизненных ценностей, диагностируемых по данной методике:
-
Развитие себя, своих индивидуальных способностей.
-
Преобладание духовных потребностей над материальными.
-
Стремление изменять окружающую действительность.
-
Благоприятные отношения в группе, реализация своей социальной роли.
-
Завоевание своего признания в группе через следование определенным групповым требованиям.
-
Признание через высокое материальное благополучие.
-
Признание достижений и успеха как главного смысла существования.
-
Преобладание собственного мнения над общепринятым, защита своей неповторимости.
В тесте испытуемому предлагается 112 вариантов желаний и стремлений человека. Испытуемого просят оценить каждую фразу по 5-балльной шкале в градации:
1 балл – «не имеет никакого значения»,
2 балла – «имеет небольшое значение»,
3 балла – «имеет определенное значение»,
4 балла - «важно»,
-
баллов – «очень важно».
-
Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой)
Назначение теста – диагностика учебной мотивации студентов. Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, которые характеризуют мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа. Тест содержит 34 утверждения, которые испытуемый должен оценить по 5-балльной шкале, оценив каждый из предложенных мотивов по значимости для себя, где 1 балл будет означать минимальную значимость мотива, а 5 баллов – максимальную.
2.3 Обоснование выборки
В исследовании приняли участие 47 студентов КРСУ, 26 студентов первого курса и 21 студент пятого курса. Исследование проводилось в учебных группах этих студентов в привычных для них аудиториях, в первой половине учебного года.
Студенты на 1 курсе, в начале обучения, находятся еще только в процессе «роста», они только начинают познавать социальное окружение в месте обучения, меняется социальная ответственность. Очень высоко стремление завоевания своего признания в группе, выстраивание благоприятных отношений в группе, появляется необходимость в сплоченности группы, поскольку появляются первые групповые цели и задачи, требующие совместных действий, решений. Студенты 5 курса, после нескольких лет совместной учебы имеют четко распределенные социальные групповые роли, обще групповые требования, сплоченность внутри группы высока и позволяет успешно решать задачи в интересах группы и достигать общих целей. Поэтому нами были выбраны именно эти испытуемые.
-
Ход исследования
Исследование проводилось в несколько этапов:
ПЕРВЫЙ ЭТАП - поисковый. На данном этапе был проведен теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, в котором были рассмотрены понятия сплоченности студенческих групп и мотивации к обучению у студентов, описано развитие сплоченности в студенческой группе. В итоге были определены направления исследования, методология, гипотеза, объект, предмет и методы.
На ВТОРОМ ЭТАПЕ осуществлялось формирование психодиагностической батареи и проведение психодиагностического обследования. Обследование проводилось в конце первого семестра, что позволило увидеть, насколько развита сплоченность в недавно приступившей к обучению группы. Сбор психодиагностической информации проводился по расписанию занятий, сохранялась та рабочая обстановка, в которой студенты привыкли работать. В общей сложности с испытуемыми была проведена одна встреча длительностью более часа. Далее проводилась обработка данных, полученных в ходе эксперимента.