Файл: Курсовая работа содержание введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Резюме


  • Групповая сплоченность – это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе.




    • Групповая сплоченность также является предметом пристального внимания со стороны отечественных и зарубежных специалистов, не пришедших к единому определению этого явления.




    • Социально-психологическая совместимость в группе означает, что данный состав группы возможен для обеспечения группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать. Это один из важнейших внутренних факторов, влияющих на психологический климат в группе.




  • В научной психологической литературе можно встретить множество разнообразнейших характеристик критериев уровня развития студенческих учебных групп, начиная от единства мировоззренческой направленности и ценностных ориентации в них.




  • часто внутригрупповая симпатия и сплоченность сопровождаются антипатией и враждебностью к другим группам. М. Дойч, в частности, установил, что ситуация межгруппового соревнования стимулирует внутригрупповую сплоченность.




  • Мотивация — это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.



  • Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность.




  • В развитии личности будущего специалиста особое значение имеет формирование позитивных мотивов и действенных целей, поскольку они - важнейшие детерминанты деятельности.



Глава 2. Методология и методы исследования проблемы


    1. Методологические принципы



Системный подход (Ломов М.В. 1975; Ананьев Б.Г. 1977); ─ это совокупность некоторых общих принципов, предопределяющих научную и практическую деятельность при анализе и синтезе сложных систем, которые вытекают из особенностей представления сложных объектов. При исследовании объекта создается его абстрактное представление в виде системы, цель которого - служить инструментом для описания, понимания и изменения рассматриваемого объекта. Системный поход в психологии позволяет рассматривать психические явления в их взаимосвязи с другими явлениями действительности. Исходя из этого, применение системного подхода в данной работе способствовало анализу и синтезу группы как объединения ее участников, студентов и их взаимодействий всем вместе и влияния группы на отдельных студентов.

Принцип развития. В трудах С.Л. Рубинштейна (1968) в проблематику общей психологии был включен весь жизненный путь человека и показана зависимость развития всех сторон его сознания и личности от особенностей генеральной линии жизни индивида. Развитие стало пониматься как основной способ существования личности на всем протяжении её индивидуального пути. Мы решили применить этот принцип в нашей работе, поскольку формирование студенческих групп имеет свое развитие и является заметным промежутком на всем жизненном пути человека.

Психодиагностический метод - исследовательский метод, отличный от традиционных описательных методов. Его отличие в том, что он содержит измерительно-испытательную направленность для количественной оценки изучаемого явления.
    1. Методы и методики исследования

Таблица 1

Методика для диагностики личностных и групповых ценностей




Методика

Диагностируемый

компонент

Исследуемые

лица

Кол-во исслед-х

1

Методика для диагностики личностных и групповых ценностей


Ценности

Студенты 1, 5 курсов

47

2

Методика для диагностики учебной мотивации студентов

Мотивация к учебе

Студенты 1, 5 курсов

47



  1. Методика для диагностики личностных и групповых ценностей

(А.В. Капцов, Л.В. Карпушина ).

Назначение теста – диагностика отношения к главным ценностям личности и группы.

Морфологический тест личностных и групповых ценностей определяет ценностную структуру личности. Список жизненных ценностей, диагностируемых по данной методике:

  1. Развитие себя, своих индивидуальных способностей.

  2. Преобладание духовных потребностей над материальными.

  3. Стремление изменять окружающую действительность.

  4. Благоприятные отношения в группе, реализация своей социальной роли.

  5. Завоевание своего признания в группе через следование определенным групповым требованиям.

  6. Признание через высокое материальное благополучие.

  7. Признание достижений и успеха как главного смысла существования.

  8. Преобладание собственного мнения над общепринятым, защита своей неповторимости.

В тесте испытуемому предлагается 112 вариантов желаний и стремлений человека. Испытуемого просят оценить каждую фразу по 5-балльной шкале в градации:

1 балл – «не имеет никакого значения»,

2 балла – «имеет небольшое значение»,

3 балла – «имеет определенное значение»,

4 балла - «важно»,

  1. баллов – «очень важно».


  1. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой)

Назначение теста – диагностика учебной мотивации студентов. Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, которые характеризуют мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа. Тест содержит 34 утверждения, которые испытуемый должен оценить по 5-балльной шкале, оценив каждый из предложенных мотивов по значимости для себя, где 1 балл будет означать минимальную значимость мотива, а 5 баллов – максимальную.



2.3 Обоснование выборки



В исследовании приняли участие 47 студентов КРСУ, 26 студентов первого курса и 21 студент пятого курса. Исследование проводилось в учебных группах этих студентов в привычных для них аудиториях, в первой половине учебного года.

Студенты на 1 курсе, в начале обучения, находятся еще только в процессе «роста», они только начинают познавать социальное окружение в месте обучения, меняется социальная ответственность. Очень высоко стремление завоевания своего признания в группе, выстраивание благоприятных отношений в группе, появляется необходимость в сплоченности группы, поскольку появляются первые групповые цели и задачи, требующие совместных действий, решений. Студенты 5 курса, после нескольких лет совместной учебы имеют четко распределенные социальные групповые роли, обще групповые требования, сплоченность внутри группы высока и позволяет успешно решать задачи в интересах группы и достигать общих целей. Поэтому нами были выбраны именно эти испытуемые.


    1. Ход исследования


Исследование проводилось в несколько этапов:

ПЕРВЫЙ ЭТАП - поисковый. На данном этапе был проведен теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, в котором были рассмотрены понятия сплоченности студенческих групп и мотивации к обучению у студентов, описано развитие сплоченности в студенческой группе. В итоге были определены направления исследования, методология, гипотеза, объект, предмет и методы.

На ВТОРОМ ЭТАПЕ осуществлялось формирование психодиагностической батареи и проведение психодиагностического обследования. Обследование проводилось в конце первого семестра, что позволило увидеть, насколько развита сплоченность в недавно приступившей к обучению группы. Сбор психодиагностической информации проводился по расписанию занятий, сохранялась та рабочая обстановка, в которой студенты привыкли работать. В общей сложности с испытуемыми была проведена одна встреча длительностью более часа. Далее проводилась обработка данных, полученных в ходе эксперимента.