Файл: «Индивидуальное предпринимательство».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 957

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Новый тариф сильно ударил по российским торговым кругам, которые понимали смысл этих распоряжений. Вокруг них развернулась длительная и ожесточенная борьба, закончившаяся победой протекционизма. Указ 1743 г. запретил иностранцам розничную продажу и обязал их продавать свои товары русским купцам только оптом [48].

К середине столетия правительство приняло ряд решений в области торговли и промышленности, имевших огромное хозяйственное значение. Крупнейшая реформа в области торговли – указы от 20 декабря 1753 г. об отмене внутренних пошлин, доставшихся в наследство от Московского государства, и от 23 января 1754 г. о введении единой внутренней пошлины. Эти законы послужили мощным импульсом для развития торговли, для дальнейшего становления предпринимательского сословия.

Огромное значения для улучшения рынка оказало введение в 1755 г. нового таможенного устава, по которому, русскому дворянству предоставлялось право свободно возить свои товары и изделия на продажу во все русские города и за границу [38].

Сенатский указ 1758 г., отметивший факт разорения ремесленников, разъяснял, что отныне правительство запрещает устройство крупных промышленных заведений и всемерно поддерживает развитие мелкого производства, в том числе ориентированного на производство различного военного снаряжения.

В 1754 г. в обеих столицах были учреждены при Коммерц-коллегии Дворянский и Купеческий банки. Оба они создавались для выдачи ссуд под залог драгоценных металлов, камней, помещичьих имений и товаров [56].

Основу экономической реформы составил манифест от 19 февраля 1861 г. об отмене крепостного права, выведший миллионы подданных страны из зависимого положения.

В новой экономической среде шло формирование торгово-промышленного класса. Предоставление ему прав и свобод в осуществлении всех видов деятельности закреплялось в «Положении о пошлинах за право торговли и других промыслов» 1863 и 1865 гг. Согласно закону от 9 февраля 1865 г. приобретение прав купечества в полном объеме становилось доступным всем российским подданным, имевшим соответствующие капиталы. Число гильдий сокращалось до двух. К первой относилась оптовая торговля, ко второй – розничная торговля и фабрично-заводская промышленность. Новая юридическая база, подведенная под торгово-промышленный класс, дала мощный импульс к развитию предприятий [48].

К экономическим реформам правительство приступило с создания части акционерных банков, ликвидировав накануне реформы все прежние банковские учреждения и расчистив тем самым путь для становления новых финансово-кредитных структур.


В апреле 1866 г. было учреждено русское техническое общество, целью которого являлась помощь техническому прогрессу России. Этот период в развитии российской экономики был самым стремительным. Политика правительства, придерживавшегося курса реформ, дало сильнейший толчок к развитию различных отраслей, в том числе металлургической, горнодобывающей, транспортной. Внимание, которое правительство уделяло науке, позволяло внедрять в производство новые технологии наравне с западноевропейскими промышленниками. В начале нового века акции российских горнопромышленников котировались очень высоко, стоило добавить к названию нового предприятия «донбасский» или «уральский», и можно было считать, что успех обеспечен.

Тем не менее, начало века ознаменовалось великим кризисом, который начался в России и перекинулся на запад. От него Россия оправилась только к 1903 г. Дальнейшие события 1917 года резко затормозили, начавшееся было процветание на многие годы [49].

1.2. Тенденции СССР

После побе.ды социа.листиче.ской ре.волюции в октябре 1917 г. была вве.де.на в де.йствие сформулирова.нна.я в политиче.ских програ.мма.х ре.волюционных па.ртий политико-пра.вова.я доктрина «слома.» ста.рого экономиче.ского и госуда.рстве.нного устройства России [56].

Пре.дпринима.те.льские отноше.ния в стра.не суще.стве.нно изме.нились. Новые а.дминистра.тивно-хозяйстве.нные отноше.ния ста.ли основыва.ться на та.ких ка.те.гориях, ка.к на.циона.лиза.ция, пла.н, госуда.рстве.нное ре.гулирова.ние. Имуще.стве.нный оборот в структурном отноше.нии ра.спа.лся на две ча.сти: госуда.рстве.нный оборот, основа.нный на ме.тода.х це.нтра.лизова.нного ре.гулирова.ния, и ча.стный оборот, обслужива.ющий потре.бите.ля.

Крупные и сре.дние пре.дпринима.те.ли на.ряду с дворянством, купе.че.ством были отне.се.ны к эксплуа.та.торским кла.сса.м и подве.рглись ре.пре.ссиям. В не.сколько эта.пов были на.циона.лизирова.ны промышле.нность, фина.нсы и тра.нспорт. Формирова.ние основ социа.листиче.ского пра.ва на.ча.лось с принятие.м пе.рвых де.кре.тов второго Все.российского съе.зда Сове.тов. Де.кре.т о суде № 1 отме.нил де.йствие ста.рых за.конов, е.сли они противоре.чили «ре.волюционному пра.восозна.нию» [36].

В ма.рте 1921 г. X съе.зд па.ртии провозгла.сил пе.ре.ход к НЭПу. В пе.риод новой экономиче.ской политики (НЭПа.) были возрожде.ны не.которые эле.ме.нты пре.дпринима.те.льской де.яте.льности, достигнуты суще.стве.нные экономиче.ские ре.зульта.ты. Одна.ко, по ме.ре свое.го ра.звития ме.лкое производство могло пре.вра.титься в сре.дне.е и крупное, которое могло ока.за.ть за.ме.тное влияние на экономику. Этого политиче.ска.я вла.сть допустить не могла. Систе.ма на.логообложе.ния и госуда.рстве.нного контроля, оже.сточа.вша.яся по ме.ре ра.звития пре.дпринима.те.льства, приве.ла к укрыва.нию ча.стного ка.пита.ла. В на.ча.ле 30-х годов ча.стное пре.дпринима.те.льство пра.ктиче.ски пе.ре.ста.ло суще.ствова.ть в за.конных форма.х.


Все орга.низа.ции, обла.да.ющие пра.вом юридиче.ского лица, де.лились на корпора.ции и учре.жде.ния. За.кон призна.ва.л юридиче.скими лица.ми ра.зличные формирова.ния, но не пре.доста.влял пра.в юридиче.ского лица те.м объе.дине.ниям, которые суще.ствова.ли «вне е.го прямых ве.ле.ний и опре.де.ле.нного им объе.ма пра.воспособности» [56].

Одной из орга.низа.ционно-пра.вовых форм хозяйствова.ния были тре.сты. В 1921 – 1922 гг. тре.сты функционирова.ли на основе хозяйстве.нной и пра.вовой са.мостояте.льности. С 1927 г. они пре.вра.тились в орга.ны госуда.рства, выполнявшие пла.новые за.да.ния. Тре.сты име.ли свой орга.низа.ционный це.нтр, где конце.нтрирова.лись и госуда.рстве.нные пре.дприятия. Де.кре.том о тре.ста.х 1923 г. все имуще.ство этих обра.зова.ний де.лилось на основной и оборотный ка.пита.л. Ве.сь основной ка.пита.л был изъят из гра.жда.нского оборота, но допуска.лся госуда.рстве.нный оборот, т. е. выше.стоящие орга.ны могли пе.ре.ра.спре.де.лять основной ка.пита.л ме.жду госуда.рстве.нными пре.дприятиями [48].

Использова.ли и та.кие формы хозяйствова.ния, ка.к това.рище.ства и а.кционе.рные обще.ства. Особе.нностями а.кционе.рных обще.ств были скла.дочный ка.пита.л и свободное ра.споряже.ние а.кционе.ров своими па.е.выми взноса.ми. Одна.ко пла.новое на.ча.ло проника.ло и в эту форму хозяйствова.ния. Был на.ла.же.н выпуск привиле.гирова.нных а.кций, опре.де.ле.нное число ме.ст в пра.вле.нии за.кре.плялось за госуда.рстве.нными орга.на.ми, вводился ре.жим «бе.зотве.тстве.нности по долга.м» для опре.де.ле.нной ча.сти имуще.ства а.кционе.рного обще.ства, па.йщика.ми А.О ста.ли выступа.ть пре.дприятия «доче.рне.го», вторичного типа.

Ита.к, зна.чите.льное число а.кционе.рных обще.ств ста.ло чисто госуда.рстве.нными обра.зова.ниями. На них ра.спростра.нялись норма.тивные а.кты и пра.вила, ре.гулирующие де.яте.льность госуда.рстве.нных пре.дприятий. Использова.лись и та.кие юридиче.ские формы, ка.к госуда.рстве.нные това.рище.ства. Созда.ва.лись они по а.на.логии с а.кционе.рными обще.ства.ми, но име.ли суще.стве.нные особе.нности: в них отсутствова.л ка.кой-либо минимум учре.дите.ле.й, не было общих собра.ний, а та.кже чле.нов пра.вле.ний [49].

Поста.новле.ние.м СТО от 19 фе.вра.ля 1926 г. госуда.рстве.нным пре.дприятиям ра.зре.ша.лось уча.стие в полных това.рище.ства.х «при условии соотве.тствия це.ле.й това.рище.ства уста.вным це.лям пре.дприятия». В 1927 г. было принято Положе.ние об а.кционе.рных обще.ства.х. В не.м ука.зыва.лось, что госуда.рстве.нные а.кционе.рные обще.ства име.ют свое.й це.лью не формирова.ние ка.пита.ла, а хозяйстве.нную де.яте.льность. Принцип обе.зличе.нности а.кций был за.ме.не.н опре.де.ле.нно-личностными отноше.ниями, а.кции обще.ств не котирова.лись на бирже, не пе.ре.ходили из рук в руки в ка.че.стве това.ра, а игра.ли роль па.е.в объе.дине.нных субъе.ктов [56].


Госуда.рстве.нные и сме.ша.нные а.кционе.рные обще.ства лишь по форме являлись а.кционе.рными обще.ства.ми. По суще.ству они сохра.няли че.рты госуда.рстве.нного пре.дприятия. Сме.ша.нные а.кционе.рные обще.ства ра.ссма.трива.лись ка.к пе.ре.ходна.я ступе.нь к госуда.рстве.нным пре.дприятиям. А.кционе.рна.я форма ста.ла не.прие.мле.мой для госуда.рстве.нных пре.дприятий и посте.пе.нно была выте.сне.на оконча.те.льно из все.х отра.сле.й и сфе.р жизни обще.ства.

Использова.ла.сь и та.ка.я орга.низа.ционно-пра.вова.я форма, ка.к синдика.ты. Они созда.ва.лись по инициа.тиве тре.стов и ре.ша.ли общие для них вопросы (сбыта продукции, кре.дитова.ния и др.). ВСНХ не в состоянии был контролирова.ть ве.ликое множе.ство тре.стов и хоте.л сузить круг субъе.ктов свое.го контроля. Та.ким обра.зом, и появились синдика.ты, выполнявшие функцию гла.вков или да.же министе.рств. Тре.сты были монопольными орга.низа.циями в опре.де.ле.нных отра.слях. Подчине.нность их пра.вите.льству говорила о том, что гла.вным монополистом во все.х сфе.ра.х жизни ста.ло госуда.рство. Юридиче.ска.я природа синдика.тов ока.за.ла.сь не.понятной [55].

Институт синдика.тов име.л не ча.стнопра.вовой, а публично-пра.вовой ха.ра.кте.р. Основу синдика.та соста.вляли не договорные отноше.ния, а вла.сте.отноше.ния. На синдика.ты возла.га.лись сле.дующие за.да.чи: обслужива.ние производстве.нных и торговых нужд своих чле.нов; устра.не.ние конкуре.нции и уста.новле.ние обще.й пла.новой орга.низа.ции путе.м согла.сова.нного выступле.ния на рынке.; прове.де.ние обще.госуда.рстве.нной линии в опре.де.ле.нной отра.сли промышле.нности. В да.льне.йше.м синдика.ты оконча.те.льно пре.вра.тились в министе.рства, которым подчинялись че.ре.з зве.нья-посре.дники (тре.сты и др.) пре.дприятия, ста.вшие впосле.дствии госуда.рстве.нными.

В на.ча.ле 20-х годов с пре.жними корпора.циями было поконче.но. На.родное хозяйство ра.бота.ло ка.к одна корпора.ция или фа.брика с множе.ством це.хов (пре.дприятий). Ре.ше.ния пра.ктиче.ски по все.м ва.жным вопроса.м принима.лись на.ве.рху (пра.вите.льством, министе.рством), а пре.дприятия име.ли пра.во и обяза.нность только выполнять их. Возможность пре.дприятия принима.ть са.мостояте.льные ре.ше.ния и оформлять их норма.тивными а.кта.ми опре.де.ляла.сь ка.ждый ра.з выше.стоящим госуда.рстве.нным орга.ном индивидуа.льно [49].

А.дминистра.тивно-кома.ндные ме.тоды упра.вле.ния продолжа.ли де.йствова.ть и после Ве.ликой Оте.че.стве.нной войны (1941 – 1945 гг.). Одна.ко экономиче.ска.я ре.форма 1965 г. открыла дорогу инициа.тиве и са.мостояте.льности пре.дприятий. Пре.дприятиям ра.зре.ша.лось те.пе.рь уста.на.влива.ть нормы выра.ботки, ра.зра.ба.тыва.ть гра.фики сме.нности, должностные инструкции, ре.ша.ть другие вопросы. Они могли са.ми ре.гулирова.ть вопросы пре.мирова.ния, ста.вить условия соре.внова.ния. Вме.сте с те.м ре.форма 1965 г. не носила глубокого ха.ра.кте.ра. В це.нтра.лизова.нном порядке по-пре.жне.му ре.гулирова.лось все до ме.лоче.й. За.конода.те.льство пре.вра.ща.лось в громоздкую, не.гибкую систе.му и в ре.зульта.те ста.новилось тормозом на пути экономиче.ского и социа.льного ра.звития [56].


К концу 70-х годов сове.тска.я лёгка.я промышле.нность уже почти не спра.вляла.сь с за.проса.ми сове.тских гра.жда.н. Оплотом пла.новой сове.тской была промышле.нность группы «А.» (тяжпром) и всё, что с этим связа.но. А вот в группе «Б» (лёгка.я промышле.нность, се.рвис) с ка.ждым годом пла.нова.я сове.тска.я всё больше сда.ва.ла свои позиции «те.не.вой ка.пита.листиче.ской». Та.ким обра.зом, удовле.творе.ния спроса на изде.лия лёгкой промышле.нности сове.тских гра.жда.н ста.ло производиться «подпольно», не.за.конно. Люди, которые за.нима.лись подобным «пре.дпринима.те.льством» (це.ховики, фа.рцовщики, спе.кулянты) стояли вне сове.тских за.конов и рискова.ли свое.й свободой, а подча.с и жизнью ра.ди те.не.вых прибыле.й. Впроче.м, обороты были та.кими, что не.ре.дко де.ла.ли их миллионе.ра.ми!

Пе.ре.стройка обще.ства, объявле.нна.я в стра.не в 1985 г., выдвинула за.да.чу ра.сшире.ния инициа.тивы и са.мостояте.льности пре.дприятий, по сути это были одни из пе.рвых за.конов, норма.тивно-пра.вовых докуме.нтов в проце.ссе воссозда.ния оте.че.стве.нного за.конода.те.льства о пре.дпринима.те.льской де.яте.льности. За.коном уста.на.влива.лись принципиа.льные положе.ния о пре.дпринима.те.льстве в СССР, ре.гла.ме.нтирова.лись пра.ва и отве.тстве.нность пре.дпринима.те.ле.й, формы пре.дпринима.те.льской де.яте.льности. За.коном пре.дусма.трива.ла.сь та.кже госуда.рстве.нна.я подде.ржка пре.дпринима.те.льства в виде созда.ния консульта.ционных, на.учных и уче.бных це.нтров. За.кон фа.ктиче.ски утра.тил силу в связи с принятие.м пе.рвой ча.сти Гра.жда.нского коде.кса РФ в 1994 году [55].

Одна.ко оче.ре.дной за.конода.те.льный бум (За.кон о госуда.рстве.нном пре.дприятии [12], За.кон об индивидуа.льной трудовой де.яте.льности, За.кон о собстве.нности (в на.стояще.е вре.мя утра.тили силу), За.кон о коопе.ра.ции [20] и др.) не был на.пра.вле.н на отка.з от госуда.рстве.нной собстве.нности и строго це.нтра.лизова.нной систе.мы министе.рств и ве.домств.

В то же вре.мя принятие За.кона об общих на.ча.ла.х пре.дпринима.те.льства (в на.стояще.е вре.мя фа.ктиче.ски утра.тил силу) и За.кона о пре.дприятиях и пре.дпринима.те.льской де.яте.льности (в на.стояще.е вре.мя утра.тил силу) приве.ло к ра.звитию ча.стной хозяйстве.нной инициа.тивы, ка.к в промышле.нности, та.к и в се.льском хозяйстве. Пе.ре.ход обще.ства к рыночным отноше.ниям открыл дорогу ра.звитию свободного пре.дпринима.те.льства.

На.ча.лом ста.новле.ния пре.дпринима.те.льства в Российской Фе.де.ра.ции счита.е.тся принятие в 1992 году ре.ше.ния Российского пра.вите.льства уничтоживше.го институты а.дминистра.тивного ре.гулирова.ния производства. Та.к был упра.здне.н Госуда.рстве.нный пла.новый комите.т, который ра.зра.ба.тыва.л це.нтра.лизова.нные пла.ны и прогнозы социа.льно-экономиче.ского ра.звития. Пре.кра.тил свое суще.ствова.ние Госуда.рстве.нный комите.т по ма.те.риа.льно-те.хниче.скому сна.бже.нию, который в соотве.тствии с на.роднохозяйстве.нным пла.ном обе.спе.чива.л все отра.сли сре.дства.ми производства [48].